Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся

Раиса ХАЙРУТДИНОВА, Рузиля ГУМЕРОВА, Гульшат НАСРУТДИНОВА,

учителя начальных классов Апастовской средней школы

 

В условиях реализации ФГОС, как всегда, большую роль в духовном развитии личности играет патриотическое воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, морально обусловленный процесс функционирования и взаимодействия подрастающего поколения в условиях демократического общества, активная работа, участие в управлении общественно значимыми делами, реализация прав и обязанностей. Школа также закладывает основу для усиления ответственности за свои политические, моральные и юридические предпочтения и максимизации своих способностей для достижения жизненных успехов.

В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года» ФГОС ориентирован на формирование личностных качеств выпускников («портрет выпускника основной школы»). Классный руководитель – это важное звено, объединяющее семью и школу в единое целое, оно задает тон становлению социально активной личности, развитию духовных ценностей личности.

Одной из целей стратегии развития является высокий уровень духовно-нравственного развития у детей, чувство причастности к историко-культурному партнерству русского народа и формированию судьбы России. Гражданство, патриотизм, уважение прав, свобод и обязанностей человека – важные аспекты воспитания подрастающего поколения. Задача классного руководителя – создавать и проводить мероприятия, которые будут интересны учащимся и в то же время соответствовать стратегии.

В начальных классах для решения этих задач мы включили в план воспитательной работы следующее направления: историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, семейное.

Историко-краеведческое: система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, формирование знаний о родном поселке, районе, воспитание потребности в изучении родного края, села, района, в знакомстве с народной культурой. Это такие мероприятия как: проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; проведение урока-путешествия «Заповедные места родного края»; конкурс рисунков «Красоты моего края»; проведение классного часа «Край родной, Татарстан мой!»; внеклассного мероприятия «День земли»; классный час, посвящённый Дню неизвестного солдата и др.; посещение музея истории школы и школьного музея «Боевой славы», экскурсии к мемориальному комплексу в честь Победы в Великой Отечественной войне, к памятнику участникам боевых действий на северном Кавказе и Афганистане, поездки в Казань.

Литературно-музыкальное: инсценирование русских, татарских и чувашских народных праздников «Проводы зимы», «Навруз», «Сабантуй», «Симек» др.; конкурс чтецов на различные темы,  конкурс патриотической песни «Салют Победы», инсценирование песен военных лет, заучивание гимнов России и Республики Татарстан, села Апастово, написанного односельчанами А.Салаховой и И.Нугмановым, помогают привитию художественного вкуса, изучению произведений и творчества местных поэтов и писателей, воспитанию музыкальной культуры, формированию активной жизненной позиции и патриотического сознания.

Физкультурно-оздоровительное: народные игры, проводимые на переменах, занятия физической культурой и спортом, спортивные конкурсы и соревнования помогают развитию морально-волевых качеств, воспитанию силы, ловкости, выносливости, дисциплинированности.

Экологическое: операция «Живи, родник!», общепоселковая акция «Чистый поселок», проекты экологической направленности, участие в  мероприятиях по озеленению школьной территории, экскурсии в лес, парки  помогут привитию экологического мышления.

Семейное воспитание ориентировано на привитие трудовых навыков, потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе; соединение воспитательного потенциала семьи и школы.

В рамках данного направления планируется: изучение историю  своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»; создание  библиографического альбом о знаменитых земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны; конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»; конкурс рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.; организация совместных праздников  родителей с детьми: День знаний,  День отца, День матери, День семьи, 8 Марта, и др.

Узнавая  о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины. Переживания, появляющиеся в такие моменты, помогают лучше запомнить исторические сведения. Подобная система работы с первых дней появления ребенка в школе включает его в интересную деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

По новому ФГОС начального общего образования личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся следовать ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в т.ч. в области гражданско-патриотического воспитания:

– основные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах взаимоотношений;

– становление ценностного отношения к своей Отчизне – России;

– уважение к своему и другим народам;

– отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

– понимание своей этнокультурной и российской гражданской равноценности.

В соответствии  новому ФГОС рабочая программа воспитания должна обеспечивать:

— подготовка  личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся  российской гражданской идентичности;

– осмысление  сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям разных культур.

Основной целью классного руководителя является развитие у учащихся духовно-нравственно-патриотических качеств и способностей к активному участию в общественной жизни класса, школы, страны. Целью патриотического воспитания является высокая социальная активность в современном обществе, гражданская ответственность, духовность, воспитание у граждан положительных ценностей и качеств, способных проявить их в творческом процессе на благо Родины.

На данном этапе развития общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

– в обществе должны быть выражены социально значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения граждан, уважение к культурному и историческому прошлому страны, уважение к традициям, в сознании и чувствах граждан, в обществе для повышения престижа государственной, особенно военной, службы;

– создавать и реализовывать возможности для более активного вовлечение граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и иных проблем;

– воспитание  граждан в духе уважения конституции, законности, норм общественной и коллективной жизни, конституционных прав и обязанностей человека, создание условий для обеспечения и выполнения гражданских, профессиональных и воинских обязанностей;

– привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;

– формирование условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

– создание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Задачи патриотического воспитания детей:

– пропаганда патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

– создавать и обеспечивать возможности для участия граждан в решении повседневных проблем;

– воспитание, уважающее конституцию, законность и нормы социальной коллективной жизни;

– воспитывать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов;

– создать условия для усиления патриотической направленности СМИ;

– формирование расовой, национальной, религиозной толерантности.

Реализация задач и целей гражданского патриотического воспитания является оптимальным условием для педагогического сотрудничества. В случае целенаправленного и осознанного общения педагога и ученика, построенного на взаимном уважении, можно сформировать гармоничное формирование личности ребёнка.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, когда ведется  целенаправленно и систематически, дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют большой интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации; проявляют большой интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала настоящего отношения к Родине, выражающиеся в умении заботиться о своих родных, близких, совершать доброе отношение к окружающим, беречь созданное трудом человеком, природой, ответственность за порученное дело. Появление социальной мотивации деятельности – основа формирования личностных качеств. Наши ребята активно участвуют во всех школьных и внеклассных мероприятиях в честь Дня Воинской Славы, создают проекты, совместно с родителями занимаются изготовлением кормушек и скворечников для птиц, принимают участие в разных творческих конкурсах и выставочных мероприятиях.

Совместные действия детей в младшем школьном возрасте, педагогов и родителей создают благоприятную ситуацию, ощущение радости, удовлетворенности, формируют положительную самооценку и позитивно окрашенное, комфортное психологическое состояние ребенка. Полученные эмоции служат стимулом к дальнейшим действиям, открывают горизонты творческой деятельности. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего он сам достигнет в будущем, как будет строить отношения с окружающим миром.

В условиях развития гражданского общества и правового государства необходимо воспитывать принципиально новую, демократическую личность, способную к инновациям. В формирование такой гражданской личности, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, большой вклад должна внести современная школа. Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как свидетельствует опыт нашего труда, уважение своей страны, ее национальных традиций, истории, богатой культуры – основа любых воспитаний. Невозможно вырасти настоящим гражданином и патриотом своего государства без уважительного и трепетного отношения к своим истокам. Классные часы, экскурсии, уроки мужества, акции памяти: «Мы помним!», «Страницы истории…», «Поклонимся великим тем годам!», «Маленькие герои», «Мы – правнуки Победителей!», «Блокадный Ленинград» помогают детям вырасти добрыми, честными, преданными, отзывчивыми и любящими людьми. Они не обидят маленьких никогда, они всегда помогут в бедах, не навредят друзьям наших младшим, помогут людям старшего возраста. Потому что иногда просто выслушать человека — может решить многое в  жизни.

При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия включаем в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все проведенные мероприятия, способствуют воспитанию истинных патриотов своей Родины.
В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание обучающихся является процессом сложным и разносторонним. Воспитать человека, любящего землю и народ, быть готовым к защите Родины, очень сложно. Но она, конечно, будет реализована, если мы, учителя, будем её выполнять с любовью. Всё, что будем вкладывать мы в наших детей сегодня, завтра даст положительные результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении общества и сильной державы.

Нужно помнить, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Согласно требованиям ФГОС НОО, перед нами появилась необходимость внести изменения, искать оптимальные способы воспитания младших школьников, создать условия, способствующие формированию патриотических качеств личности.