Роль изучения русского языка и литературы в формировании гармонически развитой личности с успешной самореализацией в обществе

№ 106

Ирина ГОЛОСОВА,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани, РТ

 

Самое главное – научить человека мыслить.

Б.Брехт

Педагоги, учёные, психологи, социологи и даже философы заинтересованы в ответе на вопрос: «А как же происходит становление и формирование личности, в которой нуждалось бы общество; такой личности, которая была бы интересна сама по себе, которая была бы успешна и могла бы самореализоваться в обществе?» Важно также, чтобы такая личностьбыла хорошо образованна и всесторонне развита.

Немаловажно ещё попытаться ответить и на следующие вопросы: как помочь личности раскрыть тот потенциал, который заложен от рождения; как суметь вовремя обратить внимание на одарённость ребёнка, как не «усреднять» учащихся при такой большой наполняемости классов, что может помочь педагогу найти правильный путь в решении таких непростых вопросов-задач.

Для словесников несомненной опорой в реализации решения вышеперечисленных задач является слово и литература(как художественная, так и документальная).

Определение цели работы, прогнозирование результатов являются необходимыми элементами деятельности педагога. Работа учителя(педагога) на уроках и занятиях по любому предмету, а в частности на уроках литературы и языка в школе, по формированию гармонично развитой личности обучающихся с возможностью самореализоваться в обществе сводится к оказанию реальной помощи в становлении всесторонне развитой личности, умеющей реализовать свой потенциал, правильно рассчитывать свои силы и распределять время, уметь эффективно работать, получать знания и применять их на практике, осознавать полезность своей деятельности для общества, получать удовлетворение от работы и т.д Если данные факторы формирования личности будут учтены, то «за грамотным распределением сил и за умением работать, получать и передавать знания и опыт» обучающий в будущем получит удовлетворение о того, что он делает, и как следствие —  будет успешным и самореализуется в обществе.

Как и в какой степени язык и литература могут оказывать влияние наформирование личности и на становление характера ребёнка, на реализацию его успешности?

Слово- средство коммуникации, благодаря которому мы можем передавать и получать информацию. Посредством языка и речи в любой форме(как устной, так и письменной) мы взаимодействуем с другими людьми, включаемся в жизнь общества и мира.

Как пишет В.О.Ключевский: «Слово – великое оружие жизни» [3]. Слово может превозносить, окрылять, утолять боли, а может и уничтожать. Оно обладает удивительной силой и могуществом, но эту силу и могущество необходимо направить в верное русло. А это уже одна из задач учителя-словесника: помочь увидеть, разглядеть в обыкновенном предмете-слове необычность и красоту, помочь понять учащимся, что слово «природное» (как пишет Н.М.Карамзин) – неоспоримое богатство, которое следует сохранять и оберегать, как драгоценный кристалл.

На уроках русского языка и литературы мы учимся грамотно и красиво соединять, собирать в единое целое, как бусины в ожерелье, слова в предложение, подбирая самое необходимое для более чёткой передачи мысли. Ведь мысль, выраженная словом, принадлежит уже не только тому, кто её высказал.

Мудрая, красивая, интересная мысль всегда обращает на себя внимание. Если обучающийся хотя бы однажды высказал своё суждение настолько удачно, что это высказывание поразило многих, вызвало споры, заставило размышлять, то ребёнку хочется повторить свою успешную попытку сказать так, чтобы эта мысль не показалась глупой, а слово – корявым. Желание добиться совершенства в построении предложения, высказывания или текста подспудно заставляет ученика мыслить и анализировать.

И.Б.Голуб в статье «Вместо предисловия» к книге «Занимательная стилистика» пишет: «Язык становится могучим орудием, если им пользоваться умело. Ведь любое орудие приносит пользу в руках того, кто знает его секреты, владеет им как мастер»[2,с.3].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что язык – не только средство коммуникации, но и настоящий регулятор взаимоотношений между людьми. Так, постепенно накапливая навыки грамотного и логичного построения предложения с содержанием в нёмчёткой и ёмкой мысли, ребёнок научается адекватно и быстро реагировать на поставленные вопросы. А если приложить это к жизни, то обучающийся научится принимать верные решениясамостоятельно и координировать действия в условиях вербальной коммуникации на уровне родного языка.

Всё это помогает понять и то, что высказанное слово –это «не воробей», что грамотное слово привлекательнее и понятнее, что если ты освоишь свой «природный» язык на высоком уровне, то тебе будут открыты многие двери; ведь и по тому, насколько грамотно ты владеешь словом, тебя и оценивают.

Язык – это путь и к социализации подрастающего поколения.

Язык, литература и культура человека и общества неразрывно связаны.  Не случайно начитанность и интеллигентность, умение достойно и уважительно обходиться со словом являлись во все времена и являются сейчас приоритетом в цивилизованном обществе.

Луи Блан писал: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное представление об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку»[1].

Персональная библиотека, наша «золотая полка» — это те произведения, которые заставляют человека жить умственно, и это то, что может наполнить его душу.

Литература помогает нам не быть равнодушными к себе и к окружающему миру.

Бертольд Брехт высоко оценил значимость литературы: «Литература – является акцией против несовершенства человека»[4,с.21].

Не согласиться с мнением немецкого писателя просто невозможно.  Во многих художественных произведениях ставятся философские вопросы о поиске истины, о справедливости, возмездии и милосердии, о самой жизни и о тех её несовершенствах, которые следует искоренять.

Задача уроков литературы в школе заключается именно в том, чтобы раскрыть поднятые автором произведения психологические, социальные проблемы, объяснить их и проанализировать, сделать выводы и соотнести определённую эпоху с новым историческим моментом.

Литература – это не просто искусство слова, не абстрактная наука, а жизнь, мир событий и переживаний, страстей и чувств, океан мотивов, логики и анализа.

С полным правом мы можем считать писателей и поэтов философами человеческой жизни.

На уроках литературы педагоги и обучающиеся поступательно и совместно раскрывают эту сложную философию жизни. Словесники прибегают к методам формирования вдумчивого чтения через погружение в текст на основе анализа художественного произведения, обучают написанию небанальных творческих работ.

Благодаря изучению литературы и формированию навыков грамотной речи, создаётся основа для устойчивого интереса к познанию мира и исследовательской деятельности в области психологического анализа.

Изучение литературы и русского языка в школе необходимо с точки зрения полезности для человека в жизни.

Вдумчивое чтение художественных произведений, которые по преимуществу анализируются на уроках литературы, заставляет задумываться, размышлять, задавать вопросы, вести диалог с писателем, помогает посмотреть на жизнь с разных сторон, развивает логику мышления, воображение. Немаловажно чтение не только прозы, но и стихов, заучивание их наизусть с последующим цитированием с определённой коммуникативной целью. Следует заметить, что поэтический текст всегда обращает на себя внимание читателей ёмкостью мысли, точностью выражения слова, разнообразием тематики. Эта ёмкость и точность стихов помогают сконцентрировать мысль, выделить важное, сделать акцент на определённом суждении. Когда обучающиеся читают или заучивают стихи, то они учатся этой точности выражения мысли у величайших умов прошлого и современности.

Если изучение литературных шедевров помогает проводить параллели, анализировать, рассуждать о жизни, то изучение языка становится безусловным помощником в грамотном и точном выражении мысли.

За постижением основ приёмов анализа текста(художественного, критической направленности) возникает потребность в раскрытии собственных размышлений  на ту или иную тему, в изложении своих изысканий на бумаге, в обсуждении сделанных выводов о прочитанном.

Постепенно появляется устойчивое желание коммуникации с целью обмена мыслями на тему, обмена опытом.

Слово в литературе тематически разнообразно, язык предельно богат. Всё это позволяет человеку развиваться, искать пути самореализации в обществе, расширять свой кругозор. Литература и язык – это та основа, без которой невозможно формирование гармонически развитой личности.

Уметь думать, реагировать, грамотно и логично излагать свои мысли –это основы формирования гармонически развитой личности и её успешной самореализации в обществе.

 

Библиография

1. Афоризмы. Золотой фонд мудрости. Еремишин О. — М.: Просвещение; 2006, с.1695.

2. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика: Кн.для учащихся 9-10 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1988.-207с.:ил.

3. Грамота.ру http://gramota.ru/class/citations О.В.Ключевский[дата обр.12.07.18]

 

4. Электронная библиотека: https://profilib.net  Б.Брехт[дата обр.12.07.18]

Ирина ГОЛОСОВА,