Роль цифровых технологий в формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Ирина ЖАДНОВА,
воспитатель детского сада №124 г. Казани
Одной из важных задач педагогики дошкольного образования является развитие у дошкольников интереса к самостоятельной деятельности, в том числе к самостоятельному ручному труду. Интерес – это эмоционально окрашенный процесс, повышенное внимание к объекту. Современные дошкольники проявляют активный интерес к цифровой технике каждый день. Поэтому использование цифровых технологий нужно внедрять в процесс воспитания и обучения дошкольников. Перед нами встал вопрос, как можно развивать у дошкольников самостоятельность посредством цифровых технологий.
Организация современной цифровой среды в дошкольной организации способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды в детском саду. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ [1].
Цифровая технология в дошкольном образовании – это комплекс обучающего и технического средств в воспитательно-образовательном процессе. Цифровая технология предполагает использование компьютера, интерактивной доски, экрана, мультимедиа, видеоаппаратуры, проектора и так далее.
Цифровое образование давно уже проникло и в образовательный процесс. Нередко педагоги пользуются средствами информационно-коммуникационных технологий (выход в сеть Интернет для демонстрации видеороликов или прямых трансляций, участие в онлайн-олимпиадах, использование интерактивной доски и пр.) на занятиях.
Мультимедийная поддержка на занятиях эмоционально окрашивает образовательный процесс, снимает эмоциональное напряжение дошкольников, создает ситуацию успеха каждого ребенка.
Компьютерные обучающие программы представляют собой достаточно обширный спектр применения. В дошкольном образовании педагоги, как правило, используют игровые обучающие программы и реже всего, диагностические игры.
В работе с родителями в настоящее время мало обращают внимание на информацию на стендах для родителей, расположенных в холле и раздевальной комнате. Общение предпочтительно через чаты, мессенджеры, что более тесно связывает воспитателей и родителей. Также такой способ общения вовлекает родителей в жизнь детского сада в целом, и конкретно возрастной группы [3].
Н.Н.Смирнова отмечает, что использование цифровых технологий в развитии самостоятельности детей подготовительной группы создает основу для творческого преобразования детей. У дошкольников развивается визуальная культура. Они познают разнообразную информацию через медиа-ресурсы.
К цифровым технологиям в развитии самостоятельности относят [6]:
– компьютерные игры;
– виртуальные музеи;
– виртуальные игры-путешествия;
– электронные энциклопедии;
– электронные и мультимедийные презентации.
А.А.Иванова рекомендует применять на занятиях с дошкольниками видеофрагменты той деятельности, которую предстоит выполнить. Например, при изготовлении поделки можно просмотреть видеофрагмент варианта или возможностей данного процесса. При таком подходе имеются и минусы. После просмотра видео дошкольники могут потерять интерес к процессу непосредственного изготовления какой-либо сложной поделки. В этом случае стоит использовать мультимедийные презентации.
С помощью мультимедийной презентации педагог может поэтапно показать на экране процесс изготовления поделки. Яркие наглядные иллюстрации, тем более с компьютерной графикой, привлекают ребенка настолько, что даже ленивый и не заинтересованный ребенок в творческой деятельности, приступит к выполнению творческого задания. Кроме того, интересная картинка на большом экране повысит успешность выполнения задания [3].
Р.М.Ревницева применяет в практике работы интерактивный комплекс «Фантазеры. Моя страна». Данный комплекс способствует развитию творческих способностей детей. Благодаря данному комплексу создается такая развивающая творческая среда для дошкольников, в которой раскрываются творческие возможности каждого ребенка. В нем раскрывается потенциал фантазий, которые воплощаются в реальный замысел. Комплекс включает следующие творческие мастерские [5]:
– творческая мастерская «Природа России» позволяет создавать пейзажы, конструировать картины природы;
– творческая мастерская «Архитектура России» позволяет детям моделировать картины архитектурных объектов, жилых домов, памятников;
– творческая мастерская «Национальные костюмы» позволяет дошкольникам создавать модели кукол в народных костюмах.
Среда творческих мастерских представляется собой конструкторскую среду с моделями, объектами, различными элементами, что позволяет дошкольникам фантазировать, воображать, придумывать, творчески проявлять свои способности в процессе ручного труда.
Дошкольникам даются развлекательные здания, с которыми они не просто играют, а осуществляют поиск новой информации, ищут схемы построения, развивая тем самым творческое мышление, самостоятельность, инициативность.
Просмотр видео ролика может способствовать развитию самостоятельности в ручном труде. Например, просмотрев видео о животном, дошкольнику предлагают изобразить этого животного, придумать животного оригинального, своего [4].
Т.П.Жуйкова считает, что цифровые технологии в образовательном процессе, в том числе и для развития самостоятельности дошкольников, нельзя использовать постоянно. Это вызывает у детей привыкание, и вместо освоения и получения информации и знаний, они будут просто баловаться. Использование цифровых технологий в работе с детьми необходимо планировать и четко представлять их роль на занятии, что будет обеспечивать рост самостоятельности, инициативности и творческих способностей в процессе ручного труда [2].
Таким образом, использование цифровых технологий в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста создает основу для творческого преобразования детей в процессе ручного труда. У дошкольников развивается визуальная культура. Они познают разнообразную информацию через медиа-ресурсы. К цифровым технологиям в развитии самостоятельности относят: компьютерные игры; виртуальные музеи; виртуальные игры-путешествия; электронные энциклопедии; электронные и мультимедийные презентации.
Список литературы
- Горвиц, Ю.М. Кому работать с компьютером в детском саду / Ю.М. Горвиц // Дошкольное воспитание. – 2021. – №19. – С. 87 – 91.
- Жуйкова, Т.П. Компьютерные технологии как средство формирования трудолюбия / Т.П.Жуйкова // Педагогика: традиции и инновации (II) Материалы международной заочной научной конференции г Челябинск, ноябрь 2022. – С. 68 – 73.
- Иванова, А.А. Информационные технологии в дошкольном образовании / А.А.Иванова // Информационные и инновационные технологии в образовании: сборник материалов региональной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П.Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 1 – 2 ноября 2022 г. Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А.П.Чехова, 222. – С. 133.
- Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ / Т.С.Комарова, И.И.Комарова, А.В.Туликов. – М.: Академия, 2020. – 138 с.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; под ред. С.А.Козловой. – М.: Академия, 2018. – 50 с.
- Смирнова, Н.Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н.Н.Смирнова // Молодой ученый. – 2018. – № 48.1 (234.1). – С. 135 – 136.