Ресурсный центр по развитию профессионально-педагогического потенциала учителей информатики и ИКТ

 

(Проект)

Рамис МОХТАРОВ,

методист по информационным и коммуникационным технологиям отдела образования Алексеевского района, разработчик-координатор проекта

В обязательном школьном курсе информатики программирование нередко представлено лишь на элементарном уровне, на это выделяется недостаточное количество часов. Лишь немногие школы могут себе позволить преподавать программирование на достойном уровне. Следствием этого является формальное восприятие учащимися основ современного программирования и неумение применять полученные знания на практике.

За последние два учебных года в Алексеевском муниципальном районе средний балл единого государственного экзамена по предмету «Информатика и ИКТ» оставалось ниже среднего республиканского. Результативность участия в олимпиадах школьного и муниципального этапа по данному предмету низкая, что свидетельствует представленная ниже диаграмма.

         

 

Это связано с тем, что многие учителя информатики не владеют умениями программирования, задания связанные с которым включены в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена и олимпиадных работ по предмету «Информатика и ИКТ».

Также в районе существует недостаточность кадрового состава, а именно квалифицированных учителей информатики (многие прошли профессиональную переподготовку).

Для решения данной проблемы подготовлен проект «Ресурсный центр по развитию профессионально-педагогического потенциала учителей информатики и ИКТ». Данный проект будет реализоваться на базе Алексеевской средней школы №1, в которой функционирует площадка образовательного проекта «Яндекс.Лицей».

Опираясь на уникальный опыт преподавания программирования в Яндекс.Лицее (дополнительное образование), мною был подготовлен данный проект. В нем большое внимание уделяется практической работе на компьютере, самостоятельному написанию кода на языке Python, который необходим при решении олимпиадных и экзаменационных задач.

Научившись программировать на языке Python, участники получат мощный и удобный инструмент для решения как учебных, так и прикладных задач. Вместе с тем чистота и ясность его конструкций позволит им в будущем с лёгкостью выучить любой другой язык программирования для преподавания в общеобразовательных организациях.

Основные направления деятельности ресурсного центра:

– внедрение новых форм методической работы с педагогами;

– увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку, для повышения своей квалификации с использованием сетевого взаимодействия;

– распространение педагогических разработок и передового педагогического опыта.

Цель проекта: повышение эффективности работы учителей информатики и ИКТ общеобразовательных учреждений в организации подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и олимпиадам.

Задачи проекта:

– формирование и обеспечение функционирования и развития системы распространения передового педагогического опыта подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам;

– изучение методов программирования на языке программирования Python;

– повышение профессиональной компетентности, методического мастерства учителей в вопросах организации учебной работы в выпускных классах;

– создание методических рекомендаций для практического обеспечения деятельности педагогов образовательных организаций;

– представление открытого доступа к ресурсам участников проекта;

– разработка и проведение цикла семинаров, презентаций на базе ресурсного центра по различным направлениям организации работы учителей выпускных классов по сопровождению ЕГЭ и олимпиад;

– оказание информационных, аналитических, методических рекомендаций по проблемам подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам;

– проведение методических семинаров, других мероприятий в соответствии с планом (программой) деятельности;

– организация совместно с другими общеобразовательными учреждениями проектной деятельности по распространению педагогического опыта подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам;

– координация и определение основных направлений деятельности общеобразовательных учреждений, ориентированных на создание и развитие моделей подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам;

– обеспечение информационного взаимодействия учителей с общеобразовательным учреждением, отделом образования муниципального образования, Министерством образования и науки Республики Татарстан, государственным автономным образовательным учреждением «Институт развития образования Республики Татарстан», государственным учреждением «Республиканский центр мониторинга качества образования» по вопросам подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам.

Участники проекта: педагогические работники, методист, эксперты по оцениванию экзаменационных работ и олимпиад.

Механизм реализации проекта

  1. Разработка плана работы Ресурсного центра на учебный год.

После утверждения площадки Ресурсного центра по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и олимпиадам куратор разрабатывает план деятельности на учебный год. В плане в обязательном порядке указываются наименования, формы, сроки проведения мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий, а также предполагаемый продукт участникам данного мероприятия (раздаточные материалы, пособия, рекомендации, разработки уроков, при необходимости – нормативная база, памятки, диагностические материалы, списки литературы или электронных пособий, ссылки на Интернет – ресурсы и т. п.). Важно отметить, что формы организации мероприятий на базе Ресурсного центра могут быть самыми разнообразными, включая возможности виртуального взаимодействия.  

  1. Реализация проекта.

Ресурсный центр по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и олимпиадам осуществляет свою деятельность на основании плана работы в течение учебного года. Важно отметить, что деятельность Ресурсного центра наряду собственно распространением передового педагогического опыта включает и другие направления работы: административное (размещение информации о Ресурсном центре и проводимых на его базе занятий на доступных информационных каналах, создание и тиражирование раздаточного материала; подготовку аудиторий и техники для проведения занятий и т д.); аналитическое (планирование и проведение рефлексивной деятельности как слушателей, так и педагогов, проводивших занятие) и другие.

Работа с участниками проекта может осуществляться в очной форме и дистанционной.

Основным типом занятий предполагается – комбинированный, сочетающий в себе элементы теории и практики. Большинство заданий курса выполняется самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Методика обучения ориентирована на индивидуальный подход. Для того чтобы каждый участник получил наилучший результат обучения, программой будут предусмотрены дополнительные задания для самостоятельной работы на домашнем компьютере.

  1. Презентация результатов деятельности Ресурсного центра.

Помимо анализа эффективности деятельности Ресурсного центра участники проекта по итогам учебного года предоставляют отчет (проект) о работе по установленной форме, а также формирует информационную карту Ресурсного центра, в которой указываются основные результаты деятельности за год.

  1. Разработка методических рекомендаций по организации подготовки к ЕГЭ и олимпиадам.

На основе подготовленных проектов участников Ресурсного центра будут разработаны методические рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Методические рекомендации, индивидуальные  проекты планируется опубликовать на сайте МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района РТ» и в печатных изданиях.

  1. Сроки и этапы реализации проекта.
№ п\п Наименование мероприятия Сроки
1 Разработка плана работы Ресурсного центра на учебный год Август
2 Согласование с экспертами по оцениванию экзаменационных работ о проведении мероприятий Август
3 Информирование педагогических работников, обучающихся и родителей о запуске проекта Сентябрь
4 Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов Сентябрь
5 Реализация проекта Сентябрь-май
6 Презентация результатов деятельности Ресурсного центра Май
7 Разработка методических рекомендаций по организации подготовки к ЕГЭ и олимпиадам.

 

Июнь

 

  1. Предполагаемые результаты проекта.

► Повышение квалификации преподавателей, расширение возможностей профессионального роста и самообразования.

►      Динамика роста среднего балла ЕГЭ и результативность участия в олимпиадах по предмету «Информатика и ИКТ»;

►   Разработка методических рекомендаций по организации подготовки обучающихся к ЕГЭ и олимпиадам для использования в работе и публикаций, что необходимо при прохождении аттестации;

►  Приобретение умений на современных языках программирования;

► Применение знаний и умений, приобретённые в результате освоения курса в подготовке обучающихся к ЕГЭ, при участии в олимпиадах по программированию, при решении задач по физике, химии, биологии, лингвистике и другим наукам.

► Совершенствование мастерства программирования.

►Привлечение на площадку талантливых мотивированных учеников и преподавателей.

► Обновление форм и методов работы с учащимися (выпускниками).

► Объединение усилий и возможностей образовательных учреждений для использования в своей деятельности позитивного опыта работы учителей общеобразовательных учреждений в вопросе организации работы учителей информатики выпускных классов по сопровождению в 11 классах к ЕГЭ;

► Повышение уровня качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и олимпиадам.

► Формирование пакета методических материалов по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам.

► Диссеминация положительного опыта работы учителей, имеющих хорошие показатели (результаты) ЕГЭ и олимпиад.

Возможные риски реализации проекта:

Риск Оценка Методы предотвращения

и реагирования

Загруженность кадрового состава Невысокая степень Привлечение специалистов ВУЗов
Организационные риски. Отставание в сроках реализации. Высокая степень Оптимальное распределение полномочий и круга ответственности
Отсутствие личной и профессиональной заинтересованности в повышении квалификации Высокая степень Мотивация учителей