Репрезентация национального характера. Герасим – представитель русского национального характера (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»)

Репрезентация национального характера.

 Герасим – представитель русского национального характера (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»)

Ангелина СТЕПАНОВА,

учитель русского языка и литературы

средней школы №15 г. Казани

Аннотация: В статье рассматривается проблема национального характера, которая остается актуальной в русской литературе по сей день. Анализ проводится на примере конкретного литературного героя. Репрезентация национального характера позволяет глубже понять авторский замысел произведения, улучшает навыки литературоведческого анализа.

 

Взяв за основу случай из жизни дворового своей матери, И.С. Тургенев сделал главным героем повести «Муму» Герасима – человека доброго, отзывчивого, способного по-своему воспринимать окружающий мир и по-своему наслаждаться его красотой и гармонией. Остановимся более подробно на образе главного героя – Герасима. Является ли он представителем русского национального характера?

Как у любого представителя национального характера, судьба Герасима связана с социально-исторической ситуацией в стране. В момент написания рассказа в России существовало крепостное право. Это означало, что одна, меньшая часть общества (дворянско-помещичье сословие) присваивала себе плоды труда большей части (крепостных крестьян) и при этом могла полностью распоряжаться судьбой последних, покупать и продавать их. Герасим же является представителем крепостного сословия.

И.С. Тургенев не случайно подобрал для своего героя такой вариант имени. Герасим (от древнегреческого имени Gerasimos) — «уважаемый», «почтенный», «чтимый», «старший». И действительно, герой занимает в рассказе особое положение: «…все в околотке очень стали уважать его…». Слуги барыни относятся к Герасиму по-разному: большая часть воспринимает дворника немного иронично, они посмеиваются над его наивностью. Но в то же время боятся, потому что знают, насколько герой силен: «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». Почему же Герасим выделяется среди остальных героев? Дело здесь не в физическом недостатке героя, а в составляющих его характера. Тот факт, что Герасим является глухонемым, не говорит нам о том, что он беспомощен. Напротив: он чувствует намного больше, чем остальные. Герасим обладает такими личностными качествами, как усердие и послушание. Он всегда ответственно относится к любой работе: «…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…»;«…он их понимал, в точности исполнял все приказания…». Мы можем сказать, что он строг и даже иногда суров: «…при виде грозного дворника…»; «Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться…». Физический недостаток – неспособность говорить и слышать – поспособствовал сильному развитию в герое таких качеств, как догадливость и чувствительность: «Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним или над ней смеялись…»; «Герасим, <…> казалось, догадывался, что затевается что-то для него недоброе…».

Несмотря на свое социальное положение, герой знает себе цену, у него есть чувство собственного достоинства, Герасим – человек слова и дела: «…он сам смахивал на степенного гусака…»; «…по-прежнему важен и степенен…»; «…он сделает, коли обещал. Уж он такой…».

Герасим добр. Доброта его проявляется в отношениях с такими же добрыми и духовно чистыми людьми, как он сам. Добр герой по отношению к Татьяне. Она – первый человек, который дал Герасиму возможность почувствовать себя счастливым: «Полюбилась она ему <…> смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка…». Добр и ласков Герасим по отношению к Муму: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». С добротой и душевной чистотой связана такая черта Герасима, как религиозность. Герасим верит в Бога: «Помолясь перед образами, тотчас же отправился он к старосте».

Герасим живет в обществе благодаря невербальным средствам общения. Соответственно, мы не можем постичь героя через сказанные им слова: нет монологов, диалогов. Поэтому на помощь приходит косвенный психологизм, который помогает нам раскрыть героя. Описание его портрета, а именно природные данные: «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»; «…продолговатые и твердые мышцы его плечей». Герой сравнивается чем-то сильным и мощным: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей». Благодаря данным приемам создается образ русского народного богатыря. Подчеркнуть физическую силу героя помогает такой прием, как интерьер: «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук…». Благодаря маленькой каморке Герасим кажется еще больше и сильнее, словосочетание «дубовые доски», эпитет «богатырская кровать» подчеркивают физическую силу героя, снова отсылают нас на сравнение Герасима с богатырем. Следовательно – к народу.

Дополнить образ главного героя помогает жестовый портрет: «Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу…»; «Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку». Жесты заменяют речь героя. По ним можно определить, что хотел сказать Герасим. В словах «махнул рукой», «усмехнулся» чувствуется негодование и ирония героя по отношению к барыне и ее людям.

Все вышесказанное говорит нам о взрослой сформированной личности со своими взглядами на жизнь, со своим мировоззрением. Но именно вокруг мировоззрения Герасима в литературе до сих пор ведутся споры. Советское литературоведение чётко видело в убийстве собаки отражение самой природы рабской сущности крепостного крестьянина. Раб не имеет права рассуждать, обижаться, поступать по собственному усмотрению. Он должен исполнять приказы. Но как же тогда объяснить последующий уход, фактически побег смиренного раба Герасима с барского подворья? Здесь как раз и находится основной камень преткновения: несостыковка мотива, следствия и главного результата. Концовка повести является свидетельством личного бунта Герасима, полностью противоречит всему, что было сказано автором о герое на предшествующих страницах. Она полностью перечёркивает праведность и кротость Герасима.

Итак, Герасим – герой неоднозначный и противоречивый. Чтобы понять эту противоречивость, рассмотрим Герасима до появления Муму и выполнения приказа и после исполнения приказа. До – мы можем выделить в Герасиме такие черты, как долготерпение, смиренность, покорность: «…бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык…». После – бунт, внутренний протест, непринятие. Герой уходит, он впервые ослушался «барина»: «Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед».

Таким образом, выявление личностных качеств героя, душевно-нравственных черт, определение приемов создания национального характера позволили выделить следующие черты характера Герасима: трудолюбие, духовная сила, доброта, чуткость и ум, благородство, стойкость, вера в Бога, долготерпение, способность на протест. Последние два качества указывают на противоречивость русской души, на «русский бунт» в душе героя. Следовательно, Герасим – представитель русского национального характера.