«Речевой этикет»

№ 106

(Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе)

Ляйсан АХМЕТЗЯНОВА,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Урахчинской основной школы

Рыбно-Слободского района

Тип урока: урок-беседа.

Цели и задачи:предметные: — знать понятие «речевой этикет»; происхождение и правописание этикетных слов ;уметь применять эти правила в практической деятельности.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Оформление:

1.Фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»)

2.Эпиграф к уроку: «Ничто не обходится нам так   дешево и не ценится так дорого,    как вежливость»    Сервантес

Оборудование: компьютер, экран и проектор

Раздаточный материал: электронный словарь, листочки с текстами

Ход урока:

Учитель: Ребята,  сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы   культурой общения? Вопрос  интересный и большой, и ответить на него за один урок невозможно.

Раскройте смысл слова вежливость, прочитав данный текст. Влияет ли вежливость на настроение собеседника при обращении?

Вежливость-это умение быть деликатным , тактичным, проявлять уважение к человеку в любой ситуации общения. (Н.Формановская)

Прочитайте текст и скажите , что ы понимаете под речевым этикетом. Часто ли вы  пользуетесь словами, относящимися к речевому этикету?

То, что  понимают  под речевым этикетом, Используется в речи каждого из нас  ежедневно и многократно.Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых , прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем , сочувствуем; мы советуем, просим , предлагаем и приглашаем. Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости , то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.

( По книге «Вы сказали: Здравствуйте»)

А сейчас мы проведем словарную работу, обратимся к электронному словарю и запишем слова .

Вежливость – Свойство по знач. прил. вежливый; учтивость, обходительность.

Учтивость – -и; ж. Почтительная вежливость. Сохранять учтивость в обращении. Отличаться учтивостью (работа в тетрадях)

Запись даты и темы урока.

Учитель:.Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока.

Цель нашего урока:

познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами;

учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях.

Работа с эпиграфом.

Учитель: Пожалуйста, обратите внимание на экран. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова испанского  писателя Мигель де Сервантеса? Ребята, а вы считаете себя вежливыми, учтивыми людьми?

Ученики:Да. Мы стараемся быть всегда вежливыми.

Объяснение нового материала

Раздается стук в дверь. Входит Мальвина (роль исполняет подготовленная ученица)

Мальвина:  Добрый день, мальчики и девочки. Вы, конечно, меня узнали? Я Мальвина.

Учитель: Здравствуйте, Мальвина. Проходите, пожалуйста. (ученикам)

А вам понравилось приветствие Мальвины?

Ученики: Да. Она очень доброжелательно поздоровалась. Была вежлива… Учитель: Приветствие Мальвины заставляет нас вспомнить о тех правилах этикета, которые необходимо соблюдать, когда мы с кем-то здороваемся .

Мальвина: Ой, точно, это так непросто! Я сейчас тоже изучаю этикет, и к вам за этим пришла: мы с Буратино в страну  «Вежливых наук» собираемся, погостить. Я решила для этого немного подучить  Буратино , чтобы стыдно не былоему  за свое поведение. Заходи, Буратино. Поздоровайся с ребятами.

Появляется Буратино.

Буратино:Салют , Мальвина, бонжур ребята!

(Подходит к ученикам, берет у них карандаш )

Буратино: Ой, извините меня , пожалуйста, я , кажется, наступил вам на ногу.Ай, извините меня , пожалуйста, я , кажется , сломал твой карандаш.

Учитель: Ребята, а вам понравилось приветствие и знакомство Буратино?

Ученики: Нет,  не понравилось. Буратино не умеет  здороваться.  Он не знает правила  речевого этикета и не умеет знакомиться.

Учитель: Да, правильно, ребята. Нужно сформулировать правила приветствия в зависимости от ситуации. Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будете  говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, а Буратино эти правила еще не освоил, к сожалению.

Любая форма приветствия несет в себе основной смысл: здороваться, значит желать «здравия». Под «здравием» в данном случае понимается забота не только о здоровье человека, но и его благополучии, самочувствии и настроении. Забота о ближнем, всегда считалась символом достоинства, проявлением воспитанности и доброжелательности

Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.

Мальвина: Вот , Буратино, тебе надо еще учиться  правилам этикета.Надо в страну «Вежливых наук».

Буратино: Кому нужны эти правила. Мне и без них хорошо!

Мальвина: Я раздам вам , ребята , и тебе , Буратино, листочки с текстом. Нам надо прочитать  рассказ и ответить , какие правила речевого этикета нарушила девочка Нина? С какой целью к ней пришли товарищи? Состоялся ли праздник Дня рождения?

Собираясь на день рождения к своей однокласснице  Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра –цветы, которые вырастил сам.Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

— Здравствуй Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

— Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет.

— А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, говорить не хотелось.

— Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – 20 штук и не самодельные, а китайские.

— Ну ладно проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не дотрагивайтесь, еще запачкаете.

Ребята оглянулись и назад к двери.

— Подождите. Куда же вы?

Но ребята ушли, не слушали ее.(По рассказу  Л.Каминского «Сходили в гости»)

Мальвина:- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова ?

Ученики: У ребят настроение испортилось, потому что  Нина повела себя неправильно

Мальвина:

-С какой целью к ней пришли товарищи? Состоялся ли праздник Дня рождения?-

Ученики: Праздник был испорчен. Нина не умеет встречать гостей, общаться с ними.

Мальвина: Как вы бы поступили на месте Нины.?

Ученики:  Поступили бы иначе.

Мальвина:- Я думаю, что никто из вас   никогда так не поступит. А ты, Буратино, понял, почему нужно изучать правила этикета. Так ведь можно остаться без друзей.

Буратино: Да, я все понял. Я готов .

Закрепление новых знаний

Учитель:А теперь, ребята, инсценируйте свой текст, пользуясь выражениями речевого этикета: проходите, пожалуйста;добрый день;очень рада вас видеть;от всей души поздравляем;от всей души желаем; большое спасибо;благодарю вас;вы очень внимательны;пожалуйста;до свидания.

А теперь прочитайте пословицы.Связан ли их смысл с речевым этикетом? Как вы понимаете каждую из этих пословиц?

1)                Лошадь узнают по езде, а человека в общении

2)                Не тот грамотен , кто умеет  читать, а тот, кто  слушает и разумеет

3)                Ласковое слово что весенний день

4)                Сперва подумай, потом говори

(ученики объясняют смысл каждой пословицы)

Мальвина:  А теперь я хочу выяснить ваше знание волшебных слов

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше  есть не в силах ,

Скажем   маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим(прости , пожалуйста)

И во Франции , и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Учитель: А сейчас мы посмотрим с вами фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»).

Разыграйте речевую ситуацию.  Используйте «вежливые» слова.

1.Мальчик крикнул прохожему: Сколько время?Обращаясь к прохожему,мальчик сделал три ошибки. Какие?

(Мальчик должен спокойно спросить:  Извините , пожалуйста, не могли бы вы сказать , который час?»)

2.Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8и 11 лет?(Обычно дорогу уступает первым тот, кто вежливее)

Рефлексия

Наш урок  подошел  к концу. Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова? А ты, Буратино, даешь слово, что будешь  их изучать ?

А мы,ребята, давайте дадим клятву: (читают текст клятвы )

Клянемся вежливыми быть!

Всегда «спасибо» говорить,

«Добрый день» , «до свидания»-

Нет в мире выше звания!

Клянемся вежливыми быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету-

Науку помнить эту.

Клянемся вежливыми быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежду разить мечом волшебным ,

И строгим словом, и целебным.

Комментирование домашнего задания.

Напишите сочинение-миниатюру на тему:« Что нового я узнал о речевом  этикете»

Выставление оценок.