Развитие заинтересованности и стремления к изучению математики у школьников
Айсылу БАДРЕТДИНОВА,
учитель математики
средней школы № 86 г. Казань
Аннотация
В статье «Развитие заинтересованности и стремления к изучению математики у школьников» рассматривается проблема снижения познавательного интереса к математике с возрастом и необходимость его стимулирования в современной системе образования. Автор подчеркивает, что мотивация является ключевым фактором успешного обучения, способствуя развитию самостоятельности, любознательности и ответственности. Анализируя побудительные факторы, выявлено различие в интересах младших и старших школьников, где старшие часто мотивированы внешними стимулами, такими как ЕГЭ, а не внутренней увлеченностью.
Статья предлагает разнообразные методики для поддержания интереса: проблемное обучение, индивидуальный подход, игровые элементы, интеграцию цифровых технологий, установление связей с реальной жизнью (например, применение производных в химии, экономике или авиации) и использование визуализации, аналогий, исторического контекста. Особое внимание уделяется активной познавательной деятельности, свободе действий и эмоциональному насыщению уроков через головоломки, ребусы и нестандартные задания.
В заключении подчеркивается, что пробуждение искреннего интереса трансформирует обучение в осознанный процесс, независимый от внешнего контроля, и способствует личностному росту учащихся. Статья призывает педагогов к индивидуальной работе с каждым ребенком для создания благоприятной атмосферы, лишенной напряжения.
Ключевые слова: мотивация к обучению, интерес к математике, школьники, познавательный интерес, снижение интереса, активная деятельность, методики преподавания, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение, игровые элементы, цифровые инструменты, реальное применение математики, производная, теория вероятностей, визуализация, аналогии, исторический контекст, самостоятельный поиск знаний, головоломки, ребусы, нестандартные задания, внутренняя мотивация, внешние стимулы, ЕГЭ, личностный рост, эмоциональное насыщение уроков.
Стимулирование стремления к учебе в период школьного возраста по праву считается ключевой задачей сегодняшней системы образования. Эта важность связана с модернизацией образовательной программы, необходимостью развития у учащихся навыков самостоятельного изучения материала и пробуждения любознательности, а также воспитания ответственного отношения к жизни. Все это невозможно представить без подлинного увлечения предметом. Безусловно, каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики успешно осваивали знания, активно участвовали в занятиях и демонстрировали заинтересованность в изучаемом материале. Создание и укрепление мотивации к обучению – одна из приоритетных целей современной школы.
Стимул к действию играет ключевую роль в организации процесса обучения, а для человека наличие устойчивой внутренней заинтересованности служит главным показателем зрелости. Это проявляется в ощущении радости непосредственно от выполнения задачи и осознании ценности полученного итога.
На уроках математики изначально большинство учеников демонстрируют любопытство. Однако с возрастом эта вовлеченность заметно снижается. В связи с этим возникает необходимость постоянно поддерживать и стимулировать познавательный интерес в ходе каждого занятия.
Обучение обретет для ребят истинную увлекательность и интерес, если им предоставить возможность самостоятельно участвовать в создании, разработке, изучении и обнаружении нового. И такая ситуация реализуема лишь через активную познавательную деятельность, основанную на инновационных методиках преподавания.
Несмотря на все наши умения и имеющиеся методы обучения, отсутствие внутренней заинтересованности и невозможность обеспечить успешное выполнение задач во время урока предопределяют его неудачу. Развитие у учащихся благоприятного настроя к обучению – важная и ключевая задача.
Анализ побудительных факторов, определяющих интерес школьников к математике в средней и старшей школе, выявил существенное различие между младшими (5–6 классы) и более старшими возрастными группами (7–8 классы). В последней наблюдается заметное уменьшение заинтересованности в предмете, что негативно сказывается на успеваемости. Исследования в 9-10 классах показали 72% учащихся, а в 11 – целых 92%, ориентированных на стремление к личностному росту и понимание важности образования для общества. При этом нередко можно услышать признания вроде: «Предмет мне не нравится, но я продолжу его изучение ради успешной сдачи единого государственного экзамена.»
Стимулирование интереса к обучению достигается за счет использования педагогом разнообразных методик, включая проблемное обучение, подход, ориентированный на индивидуальность учеников, метод дифференцированного обучения по уровням сложности, а также современные информационные и коммуникативные инструменты.
При изучении организации различных видов уроков становится очевидным, что во всех случаях присутствует общий элемент – мотивация учебной деятельности.
На первом этапе занятия по математике необходимо побудить учащихся задуматься о практической пользе предстоящего материала, возможностях его применения и выгодах, которые они получат от изучения темы. В течение всего урока важно поддерживать и развивать первоначальный интерес к предмету, стимулируя появление новых побуждений к обучению. Это достигается путем акцентирования внимания на осмыслении методов решения задач, их анализе и сопоставлении, а также получении удовольствия от самого процесса познания. Завершая урок, следует предоставить возможность оценить результаты работы над поставленными целями, выяснить факторы успеха или неудач и наметить задачи для самостоятельного продолжения обучения. Ключевая цель заключительной части – помочь каждому ученику закрепить позитивный опыт, полученный в ходе урока.
Для того чтобы учебный процесс приносил ощутимые плоды, важно пробудить у обучающегося искренний интерес к предлагаемым педагогом сведениям, компетенциям и способностям, а также стремление к непосредственному участию в процессе их освоения. Благодаря сильной внутренней мотивации, учащийся определяет для себя конкретную задачу, и его образование трансформируется в осознанную, самодостаточную работу, не зависящую напрямую от преподавателя. Ощущение личного прогресса во время занятия выступает значительным стимулом для поддержания желания учиться.
Ключевое значение имеет вопрос о соотношении внутренних побуждений и внешних стимулов. Безусловно, каждому учащемуся необходима индивидуальная стратегия стимулирования. Одним будет достаточно совместной работы, других вдохновят награды, а третьих привлечет самостоятельность. Однако, несомненно, что для пробуждения мотивации необходимо установить контакт с каждым ребенком, невзирая на различия в способностях, поддерживать любые положительные инициативы, отмечать успехи и желание учиться. Напряжение и опасения препятствуют формированию устойчивой мотивации.
Оценить уровень мотивации учащегося можно посредством наблюдения за его действиями как в процессе занятий, так и за их пределами, а также путем проведения разговоров и тестирований.
Факторы, стимулирующие учебную деятельность:
– тематика образовательных программ;
– применение игровых методик в процессе обучения;
–интеграция современных цифровых инструментов коммуникации;
– индивидуальный подход к учащимся (строгость, поддержка, открытость и т.п.)
Тема важности математики обычно не вызывает сомнений у тех, кто связал свою карьеру с программированием, проектированием, строительством, авиацией, экономикой или финансами. Однако вопрос о её необходимости может возникнуть у других. Рассмотрим пример производной: она используется в химической промышленности для вычисления оптимальной концентрации медикамента, обеспечивающей наилучший терапевтический эффект при минимальных негативных последствиях, в сельском хозяйстве – для расчета идеальных пропорций размеров грядок и участков при планировании посевной кампании, в экономике – для анализа экономических моделей и банковских операций, а также в авиации – для разработки эффективных траекторий полётов. Теория вероятностей находит применение в решении реальных жизненных задач, связанных с комбинаторикой, позволяя оценивать вероятность наступления различных случайностей.
Установление параллелей между теорией и реальным опытом. Визуализация материала посредством образов и аналогий. Обращение к историческому контексту изучаемых понятий. Самостоятельный поиск знаний через различные источники: справочники, словари, энциклопедии, онлайн-ресурсы. Практическое применение полученных знаний на компьютерных занятиях. Сопоставление фактов, решение логических задач. Включение интересных элементов: неожиданностей, противоречий, стимулирующих упражнений, головоломок, числовых примеров, ребусов. Организация обучения в форме игр – дидактических и познавательных. Применение литературных текстов: загадок, народной мудрости, поэтических произведений, посвященных математике или известным ученым. Выполнение нестандартных домашних заданий, включая работы с применением цифровых технологий. Эти подходы направлены на то, чтобы пробудить любопытство и заинтересовать учеников в предстоящей деятельности, обеспечивая их активное участие с самого начала урока.
Следовательно, вовлечение ребёнка в процесс обучения имеет ключевое значение. По мнению И.Герберта, «интерес» фактически равнозначен учебной мотивации. Рассматривая образовательный процесс как последовательность этапов: «желание – способность – выполнение с энтузиазмом – личная значимость», становится очевидно, что интерес занимает центральное место. Как же пробудить эту заинтересованность у детей? Путём предоставления свободы действий и стимулирования активности, посредством исследовательских заданий в классе и дома, создания ситуаций, требующих решения задач, использования различных методик преподавания, представления нового материала и насыщения уроков эмоциями.