Развитие заинтересованности и стремления  к изучению математики у школьников

 

 Марат ХАСАНОВ,

учитель информатики

МАОУ «Многопрофильный лицей 11»

г. Казани

 

Введение

На данный момент времени можно разделить направление изучения программирования на 2 важных составляющих: проектная деятельность и олимпиадное (спортивное) программирование.

Олимпиадное программирование является довольно-таки интересной деятельностью, однако, это может быть интересно не всем ребятам. На данный момент времени олимпиады по информатике проводятся в 4-х направлениях: робототехника, Искусственный интеллект, информационная безопасность и программирование(алгоритмы). Некоторые из них немыслимы без с++.

Хотелось бы в этой статье остановится на 2-х этих новых направлениях.

Информационная безопасность

Здесь обсудим направление информационной безопасности. Некоторые ее разделы следущие:

Форензика – извлечение скрытой информации из файлов

Стеганография –передача скрытой информации

Веб – поиск уязвимости веб сайтов

Reverse ingeniring – Обратная инженерия, извлечение информации о том как, работает программа на основе ее исполняемых файлов.

Криптография – шифрование и расшифрование информации.

Стоит отметить практическую направленность данного направления. К примеру, если направление программирования в олимпиаде по информатике это прежде всего алгоритмы, математические основы информатики и их применение, то информационная безопасность уже близка в некотором смысле к промышленности, здесь все знания которые есть в курсе информатике и не только нужно уметь творчески применять в контексте информационной безопасности: нахождения уязвимости, поиск скрытой информации, которая после нахождения также может быть зашифрованной.

Для учителей информатики прежде всего важно уметь правильно подготовить к этой достаточно новому направлению олимпиады по информатике. Т.к. направление новое, которое требует большого количества практических навыков, большинство учителей не знают теорию и собственно как решать задачи по информационной безопасности – здесь требуется знания и навыки, которыми обладают собственно сами специалисты по информационной безопасности.

Хотелось бы порекомендовать несколько курсов, которые будут полезны для обучения учеников и, в частности, для изучения самим преподавателям.

  1. 1. Базовый ctf https://stepik.org/course/132488/
  2. Курс белый хакер https://stepik.org/course/169003/

Фундамент успешного освоения всего этого – отличное преподавание информатики на обычных уроках. Этого можно достигнуть, например, используя платформу Яндекс учебника. Здесь содержится материал, также задачи с автоматической проверкой, что облегчает работу преподавателя.

Искусственный интеллект

 

Это направление очень перспективное, оно на стыку таких фундаментальных наук – математика и программирование, методы оптимизации. Для ее успешного овладения ребятам необходимо изучить на хорошем уровне линейную алгебру, теорию вероятностей и собственно сами методы искусственного интеллекта. Для данного направления есть курсы на сайте stepik.org, например, от сбера https://stepik.org/course/125587.

Здесь важны следующие области математики и информатики:

  1. Линейная алгебра, математический анализ, Теория вероятностей и математическая статистика.
  2. Программирование и знание алгоритмов
  3. Правильное использование и понимание работы библиотек.

Задачи искусственного интеллекта бывают разными. Это либо задача классификации, например, автоматизация процесса выдачи кредита банком, где нужно понять стоит ли выдать кредит человеку или нет, либо задача о предсказании какого-либо параметра. К примеру, по неким статистическим данным известна зависимость какого-либо интересного нам параметра и мы будем стараться предсказать данный параметр по зависимым. Примеры данной задачи – предсказание стоимости квартиры в Москве от дальности от ближайшей станции метро, площади и пр.

В силу того, что данное направление также предполагает определенные знания по математике, необходимо уделять немалое количество времени также решению задач олимпиадой математики. Собственно, как и раньше если математика у ученика на хорошем уровне, то он может справится с обоими этими направлениями.

Заключение.

Эти новые направления в информатики возникли из – за их большой актуальности и, конечно же, специалисты данного направления очень нужны. Поэтому актуально изучать педагогам самим эти новые направления и готовить к ним учеников.

Список использованной литературы: https://course.ugractf.ru