Развитие внимания и творческого воображения для детей психосоматиков

 

Светлана ГАЛИАСКАРОВА,

педагог-психолог гимназии №36 г. Казани

В настоящее время общество встало перед фактом резкого ухудшения здоровья школьников. За время обучения в школе число нервно-психических расстройств возрастает в два раза. Частота абсолютно здоровых в психическом отношении школьников составляют в 1 – 3 классах всего 30%. Школа, таким образом, невольно способствует возникновению целого ряда заболеваний у детей, в т.ч. и нервно-психических, да к тому же в школу приходит всего 4 – 5% здоровых детей.

Современная школа испытывает необходимость в разработках и проведении в жизнь комплексных программ, объединяющих медицинские, психологические, педагогические и социальные мероприятия по созданию в школе наиболее благоприятных условий, успешного обучения и развития школьников при своевременном поддержании, сохранении и укреплении их общего и психического здоровья.

Наблюдения за поведением ребёнка во время игр и свободных занятий, оказывается полезным для ознакомления с характером ребёнка, богатый материал для познания способностей детей даёт изучение продуктов их духовного творчества, сочинений и т.д. Эти наблюдения знакомят с особенностями индивидуальной одаренности ребёнка, когда мы видим резкое предпочтение одного рода занятий или большую успешность в выполнении их работы и таким образом часто указывают на будущее призвание ребёнка, свидетельствуют о господствующих в настоящее время у ребёнка интересах и, наконец, позволяют проникнуть часто, хотя до некоторой степени в лабораторию детского ума.

Основанием для исследования роли художественного труда для развития личности ребёнка младшего школьного возраста явилась специфика состояния ребёнка психосоматика.

Специфика физических состояний: ослаблен мышечный тонус; часть вегетативных реакций снижена и это отражается на общем состоянии нервной системы. Говоря об овладении конкретными трудовыми умениями учащимися, то физиологическая сторона этого вопроса тормозит порой хорошее качественное выполнения заданий. Мышечный аппарат находится в стадии развития и совершенствования; трудовые процессы влекут за собой развитие способностей дифференцировки движений; к торможению тех, которые не нужны в данной деятельности, а это в свою очередь снижает тревожность детей психосоматиков и оздоравливает дыхательную систему школьников.

Специфика социальной ситуации: преобладание относительной «изоляции» детей. Воспитание в семье происходит, как правило, в относительной тишине, Часть детей не посещают детского сада, поэтому нет привычки сосредотачиваться, концентрировать внимание; высокая отвлекаемость на различные шумовые эффекты, раздражителя, отсюда замкнутость, отчуждённость, и как следствие неготовность к традиционным формам обучения (коллективной учебной деятельности).

Специфика психического развития: проявление свойств личности с относительным преобладанием индивидуальных действий, выраженный контакт со своим внутренним «я».

О трудовой деятельности как элементе творчества

В разработке теории трудового воспитания Л.С.Выготского мы находим психологические механизмы связей между трудовой деятельностью и интеллектуальном развитием ребёнка на разных возрастных ступенях, большое значение уделено формированию конкретных трудовых умений, направленных на создание образа действия, формирования контроля собственных действий, формирование умения оценить успешность осуществления действий.

Интересным для ребёнка должен быть каждый вид труда, т.к. без интереса нет и не может быть внимания, и формы последнего видоизменяются от характера интересов.

У детей  преобладает непроизвольное внимание. Все необыч­ное, яркое, звучное привлекает их внимание. А тихое, неприметное, тонкое остается незамеченным, даже если оно гораздо важнее первого.

Чтобы в процессе своего развития внимание ребенка не оказыва­лось во власти окружающих вещей и событий, случайного стечения обстоятельств, симпатий и антипатий, необходимо развивать произвольное внимание.

Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регули­руемое внимание, относительно независимое от эмоционального со­стояния. Произвольное внимание — это осознание, это первая ступенька к управлению собой, своими мыслями, эмоциями и, в конеч­ном итоге, своим поведением.

В процессе активизации произвольного внимания одновременно формируются и волевые качества. При этом очень трудно отделить од­но от другого, так как целенаправленное, регулируемое внимание и воля – единый взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Ребенок учится осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпеливость и выдержку. Таким образом, в процессе осознания у ребенка формируются те волевые качества, кото­рые обычно отсутствуют или слабо выражены в состоянии эмоцио­нальной нестабильности.

Школа должна приучать ребенка делать усилие:, но ценно оно будет если будет сделано добровольно, самостоятельно. Поэтому нужно не просто приучать детей делать усилия, а развивать охоту к занятиям, желание добиваться цели во чтобы то ни стало. Заинтересовавшись, ребенок сам сделает усилие, чтобы овладеть им со всех сторон. Такое самостоятельное усилие вызывает произвольное внимание, закрепляет его, воспитывает.

В психологии установлено, что чем младше ребенок, тем лег­че и свободнее он откликается на предложение что-то придумать, сочинить, профантазировать.  Эта склонность особенно присуща дошкольнику и младшему школьнику. Опора в воспитательной работе на эту особенность, использование и развитие ее приводит в дальнейшем к воспитанию людей творческих, способных решать сложные задачи, ставить новые проблемы и способствовать их разрешению в разных сферах деятельности.

В развитии творческого отношения к действительности и к труду особое значение имеют различные виды труда в младшем школьное возрасте.  При этом очень важным является умелое руко­водство педагога,  родителей, а по возможности к участие взрос­лого, в труде ребенка, их совместная трудовая деятельности. Многие занятия требуют определенной системы. К примеру, чтобы изготовить красивую аппликацию из растений, нужно внимательно присматриваться к растениям,  собрать их, умело засушить,  скомпоновать. Когда ребенок чувствует поддержку взрослого, его по­мощь, одобрение, поощрение, он начинает «искать» самостоятельно ставить перед собой задачи и находить способы решения — начина­ется детское творчество.

Развитию творческих способностей детей в огромной степени способствуют занятия ручным художественным трудом. Эти занятия предоставляют детям широкие возможности для знакомства с раз­личными изобразительными материалами: карандаши, краски, глина и т.п. Это разнообразие материала пробуждает детский интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить, продемонстрировать их опосредованно,  с помощью изобразительных средств.

Теория современного дизайна для детей и практика детского ручного художественного творчества демонстрирует широкие воз­можности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содер­жательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Художественный ручной труд — это творческая работа ребен­ка с различными материалами, в процессе которой он создает по­лезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

О развитии личности: от подражания к творчеству

Развитие каждого ребенка обуславливается с одной стороны теми природными задатками и предрасположениями,  с какими он рождается на свет, с другой — влияниями окружающей среды, возбуждающей к жизни задатки, проявляющей предрасположения. Как бы ни были сильны известные задатки, они останутся мертвым капиталом, заглохнут, атрофируются,  если не будут вызваны к жизни внешними впечатлениями, если не будут пробуждены ере дою, Поэтому воспитание затрудняется,  если средства сношения ребенка с внешним мирок ограничены (слепые, глухие).

Очевидно, среда только в том случае оказывает действительно воспитательное значение, если ей удается приковать к себе внимание ребенка, пробудить его волю к действию. Ребенок развивается, только действуя, только упражняя свои силы. Могучим сред­ством для упражнения способностей, для проявления самодеятельности в дошкольном и в значительной степени школьном возрасте является подражание.

Настойчивое подражание соединяется с желанием,  воспиты­вает волю.  Ребенок добивается результата и оценивает свои си­лы. Результат же настойчивого подражания — привычка, которая имеет громадное значение в деле воспитания. Она экономизирует душевные силы,  т.к.  позволяет многим действиям, которые вна­чале совершались с большим усилием, стать механическими,  бессознательными,  благодаря чему они выполняются быстро,  точно и легко. Привычка, по остроумному выражению Ушинского, является тем нравственным капиталом, процентами с которого человек жи­вет всю жизнь.

Обучение ручному труду всецело опирается на подражание.

Учителю важно быть знакомым с законами детского подража­ния, нужно помнить, что не всякое действие и движение может быть образцом для подражания детей. Образец должен быть понятен и интересен, доступен ребенку, так сказать ему по плечу. Слишком совершенный образец – плохой образец. Надо считать большой педагогической ошибкой требование тщательной отделки первых работ детей.  Первые работы должны быть грубоватыми и не могут быть иными. Только исправляя ошибки своих первых работ, ученики постепенно подчиняют своей воле «мускулы» и приучаются к тщательности и чистоте работы.

Таким образом, подражание надо считать могучим средством естественного самовоспитания ребенка, о котором позаботилась сама природа.