Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
Алмазия ХАЙРУЛЛИНА,
воспитатель
детского сада № 39 г. Казани
Ранис ХАЙРУЛЛИН,
доцент,
кандидат биологических наук
Поволжский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Введение
Коммуникативная компетентность является одним из важнейших факторов успешной социализации личности в современном обществе. При формировании коммуникативных навыков одним из главных является развитие монологической речи, с помощью которой определяют общее развитие ребенка и готовности его к школе.
В настоящее время развитие речи у детей, посещающих детские сады приобретает особую актуальность. Для дальнейшего обучения и социализации ребенка необходимо развитие качества речи в дошкольном возрасте. Традиционные методы работы по развитию речи не всегда эффективны, поэтому требуются внедрение инновационных педагогических технологий.
Для оптимизации процесса запоминания информации применяется мнемотехника, включающий уникальную систему методов и приемов.
Актуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками обусловлена особенностями их психического развития: в данном возрасте преобладает наглядно–образная память, а запоминание носит преимущественно непроизвольный характер.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования мнемотехники как средства развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
Контингент исследуемых и методика исследования.
Непосредственно исследование проводилось на базе дошкольного образования № 39. Для реализации эксперимента мы взяли детей 5–6 лет с нормальным слухом и интеллектом в количестве 17 человек.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
Теоретические методы:
– обобщение и систематизация научно–теоретической литературы по проблеме исследования;
– анализ психолого–педагогической литературы;
– синтез полученных данных.
Эмпирические методы:
– педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
– наблюдение за речевой деятельностью детей;
– беседа с педагогами и родителями;
– диагностика уровня развития связной речи.
Для оценки уровня развития связной речи использовалась методика обследования О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, включающая следующие задания:
– описание предмета (игрушки);
– составление описательного рассказа;
– пересказ текста с опорой на наглядность.
Этапы экспериментальной работы.
Констатирующий этап:
– диагностика исходного уровня развития связной речи;
– анализ полученных результатов.
Формирующий этап:
– реализация системы занятий с использованием мнемотехнических приемов;
– работа по развитию связной монологической речи.
Контрольный этап:
– повторная диагностика уровня развития связной речи;
– сравнительный анализ результатов;
– обобщение полученных данных.
Основные направления работы.
Мнемотехнические приемы включали:
– использование мнемотаблиц;
– применение мнемодорожек;
– работа с мнемоквадратами;
– создание опорных схем.
Формы работы:
– индивидуальные занятия;
– подгрупповые занятия;
– фронтальные занятия;
– совместная деятельность.
Критерии оценки эффективности:
– структурированность речевого высказывания;
– логичность изложения;
– богатство словарного запаса;
– связность повествования;
– последовательность изложения.
Результаты исследования и их обсуждение.
По результатам нашего эксперимента, были получены значимые показатели развития связной монологической речи:
Динамика развития описательной речи. На начальном этапе высокий уровень выявлен у 15% детей, а к завершению эксперимента показатель вырос до 65%. Средний уровень снизился с 75% до 35%, а низкий уровень в свою очередь полностью устранен (с 10% до 0%).
Результаты в области пересказа. Высокий уровень увеличился с 10% до 55%, в свою очередь средний уровень составил 45% и наблюдается отсутствие низкого уровня.
В ходе экспериментальной работы выявлены следующие позитивные изменения в речевом развитии:
– структурированность речи: дети научились правильно выстраивать композицию рассказа, логически связывать части повествования;
– словарный запас: произошло значительное обогащение активного словаря, дети стали использовать более сложные речевые конструкции;
– самостоятельность: воспитанники научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и использовать их для создания описательных и повествовательных рассказов;
– познавательная активность: повысился интерес к речевой деятельности, детям стало легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности использования мнемотехники в развитии связной монологической речи дошкольников. Наблюдается положительная динамика по всем исследуемым параметрам:
Когнитивные изменения:
– улучшение памяти и внимания;
– развитие образного мышления;
– формирование навыков планирования речевого высказывания.
Речевые достижения:
– овладение навыками составления связных рассказов;
– улучшение качества пересказов;
– расширение активного словарного запаса;
– повышение речевой активности.
Социальные эффекты:
– преодоление застенчивости и робости;
– развитие коммуникативных навыков;
– формирование умения выступать перед аудиторией.
Выводы.
По итогам нашего исследования, мы можем сказать, что систематическое применение мнемотехнических приемов в процессе обучения, помогают развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
– мнемотехника является эффективным инструментом развития речи дошкольников;
– использование мнемотаблиц помогает детям легче усваивать и воспроизводить речевой материал;
– комплексное применение мнемотехнических приемов способствует всестороннему речевому развитию;
– результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 272 с.
3.Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
4.Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство–Пресс, 2005.
5.Габдуллина Г.А., Миннуллина Р.Ф., Новицкая И.В., Сытник Н.А., Татаринцева Е.А. Возможности мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.
6.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
7.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34–36.
8.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.: Детство–Пресс, 2009. – 20 с.
9.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
10.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.–метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
11.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просистема, 2013. – 259 с.
12.Хорошева Т.Б. Некоторые подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию детей // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 2. – С.107–112.
13.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память // Ребёнок в детском саду. – 2004. – №2. – С. 59–62.
14.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
15.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.
