Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники

 

Алмазия ХАЙРУЛЛИНА,

воспитатель

детского сада № 39 г. Казани

 

Ранис ХАЙРУЛЛИН,

доцент,

 кандидат биологических наук

Поволжский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма

 

 

Введение

Коммуникативная компетентность является одним из важнейших факторов успешной социализации личности в современном обществе. При формировании коммуникативных навыков одним из главных является развитие монологической речи, с помощью которой определяют общее развитие ребенка и готовности его к школе.

В настоящее время развитие речи у детей, посещающих детские сады приобретает особую актуальность. Для дальнейшего обучения и социализации ребенка необходимо развитие качества речи в дошкольном возрасте. Традиционные методы работы по развитию речи не всегда эффективны, поэтому требуются внедрение инновационных педагогических технологий.

Для оптимизации процесса запоминания информации применяется мнемотехника, включающий уникальную систему методов и приемов.

Актуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками обусловлена особенностями их психического развития: в данном возрасте преобладает наглядно–образная память, а запоминание носит преимущественно непроизвольный характер.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования мнемотехники как средства развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста.

Контингент исследуемых и методика исследования.

Непосредственно исследование проводилось на базе дошкольного образования № 39. Для реализации эксперимента мы взяли детей 5–6 лет с нормальным слухом и интеллектом в количестве 17 человек.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:

Теоретические методы:

– обобщение и систематизация научно–теоретической литературы по проблеме исследования;

– анализ психолого–педагогической литературы;

– синтез полученных данных.

Эмпирические методы:

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

– наблюдение за речевой деятельностью детей;

беседа с педагогами и родителями;

диагностика уровня развития связной речи.

Для оценки уровня развития связной речи использовалась методика обследования О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, включающая следующие задания:

– описание предмета (игрушки);

– составление описательного рассказа;

– пересказ текста с опорой на наглядность.

Этапы экспериментальной работы.

Констатирующий этап:

диагностика исходного уровня развития связной речи;

анализ полученных результатов.

Формирующий этап:

реализация системы занятий с использованием мнемотехнических приемов;

работа по развитию связной монологической речи.

Контрольный этап:

повторная диагностика уровня развития связной речи;

сравнительный анализ результатов;

обобщение полученных данных.

Основные направления работы.

Мнемотехнические приемы включали:

использование мнемотаблиц;

применение мнемодорожек;

работа с мнемоквадратами;

создание опорных схем.

Формы работы:

индивидуальные занятия;

подгрупповые занятия;

фронтальные занятия;

совместная деятельность.

Критерии оценки эффективности:

– структурированность речевого высказывания;

– логичность изложения;

– богатство словарного запаса;

– связность повествования;

– последовательность изложения.

Результаты исследования и их обсуждение.

По результатам нашего эксперимента, были получены значимые показатели развития связной монологической речи:

Динамика развития описательной речи. На начальном этапе высокий уровень выявлен у 15% детей, а  к завершению эксперимента показатель вырос до 65%. Средний уровень снизился с 75% до 35%, а низкий уровень в свою очередь полностью устранен (с 10% до 0%).

Результаты в области пересказа. Высокий уровень увеличился с 10% до 55%, в свою очередь средний уровень составил 45% и наблюдается отсутствие низкого уровня.

В ходе экспериментальной работы выявлены следующие позитивные изменения в речевом развитии:

– структурированность речи: дети научились правильно выстраивать композицию рассказа, логически связывать части повествования;

– словарный запас: произошло значительное обогащение активного словаря, дети стали использовать более сложные речевые конструкции;

– самостоятельность: воспитанники научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и использовать их для создания описательных и повествовательных рассказов;

– познавательная активность: повысился интерес к речевой деятельности, детям стало легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности использования мнемотехники в развитии связной монологической речи дошкольников. Наблюдается положительная динамика по всем исследуемым параметрам:

Когнитивные изменения:

улучшение памяти и внимания;

развитие образного мышления;

формирование навыков планирования речевого высказывания.

Речевые достижения:

овладение навыками составления связных рассказов;

улучшение качества пересказов;

расширение активного словарного запаса;

повышение речевой активности.

Социальные эффекты:

преодоление застенчивости и робости;

развитие коммуникативных навыков;

формирование умения выступать перед аудиторией.

Выводы.

По итогам нашего исследования, мы можем сказать, что систематическое применение мнемотехнических приемов в процессе обучения, помогают развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

– мнемотехника является эффективным инструментом развития речи дошкольников;

– использование мнемотаблиц помогает детям легче усваивать и воспроизводить речевой материал;

– комплексное применение мнемотехнических приемов способствует всестороннему речевому развитию;

– результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

 

          Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.

2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 272 с.

3.Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.

4.Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство–Пресс, 2005.

5.Габдуллина Г.А., Миннуллина Р.Ф., Новицкая И.В., Сытник Н.А., Татаринцева Е.А. Возможности мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.

6.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.

7.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34–36.

8.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.: Детство–Пресс, 2009. – 20 с.

9.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.

10.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.–метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.

11.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просистема, 2013. – 259 с.

12.Хорошева Т.Б. Некоторые подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию детей // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 2. – С.107–112.

13.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память // Ребёнок в детском саду. – 2004. – №2. – С. 59–62.

14.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

15.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.