Развитие социальной активности учащихся начальных классов
Развитие социальной активности учащихся начальных классов
Эльвира ШАЙДУЛЛИНА,
учитель начальных классов, многопрофильный лицей №187
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно
воспитывать и взрослых родителей»
В.А.Сухомлинский
Социальная активность – это важное качество для гармоничного развития личности. Сформировать его у учащихся начальных классов – задача, стоящая перед педагогами и родителями.
– Формирование ценностных ориентаций
Развитая социальная активность помогает формировать у детей ценности взаимопомощи, сочувствия, ответственности.
– Социальная адаптация
Дети, активно участвующие в жизни класса и школы, легче адаптируются к социальным изменениям.
– Развитие коммуникативных навыков
Участие в совместных проектах и мероприятиях развивает у детей навыки общения, умение работать в команде.
Формы реализации социальной активности учащихся
Участие в школьных мероприятиях – конкурсы, олимпиады, спортивные соревнования, праздники.
Волонтерская деятельность – помощь нуждающимся, участие в благотворительных акциях.
Проектная деятельность – разработка и реализация собственных проектов, направленных на решение социальных проблем.
Организация волонтерской деятельности в начальной школе.
Выбор направления. Определение актуальных проблем, для решения которых дети могут внести свой вклад.
Планирование деятельности. Создание плана работы, распределение обязанностей, выбор необходимых ресурсов.
Оценка результатов. Анализ проведенной работы, выявление сильных и слабых сторон, планирование дальнейших шагов.
Формирование групп. Объединение детей с общими интересами и желанием помогать.
Реализация проекта. Проведение благотворительных акций, помощь нуждающимся, участие в социальных проектах.
Проектная деятельность как средство развития социальной активности.
1.Социальная значимость
Проекты направлены на решение актуальных социальных проблем, что формирует у детей чувство ответственности.
2.Креативность и творчество
Проекты стимулируют творческий подход, развивают у детей навыки поиска информации, анализа, планирования.
- Командная работа
Работа над проектами в группах учит детей взаимодействовать, распределять обязанности, решать конфликты.
Роль педагогов и родителей в стимулировании социальной активности детей.
Создание мотивации
Поощрение инициативы, рассказы о примерах социально активных людей.
Предоставление возможностей
Организация школьных мероприятий, волонтерских групп, участия в социальных проектах.
Развитие компетенций
Обучение детей коммуникативным навыкам, работе в команде, решению конфликтов.
Мониторинг и оценка эффективности развития социальной активности
Методы и их описание:
1.Наблюдение. Оценка участия детей в школьных мероприятиях, волонтерской деятельности, проектной работе.
2.Анкетирование. Выявление мнения детей о своей социальной активности, интересах, желаниях участвовать в различных проектах.
3.Анализ работ. Оценка качества выполненных проектов, участия в волонтерской деятельности, творческих работ.
Перспективы и рекомендации по развитию социальной активности учащихся.
- Развитие межшкольного сотрудничества
Объединение учащихся из разных школ для совместных проектов и мероприятий.
- Создание онлайн-платформ
Разработка онлайн-ресурсов для общения, обмена информацией, координации волонтерской деятельности.
Список литературы
Колесникова М.В. Педагогические исследования в области социальной активности личности / М.В. Колесникова // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – С. 176–178
Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2011. – 344 с.
Никитина С.В. Социальная компетентность как задача современной школы в условиях модернизации // Проблемы педагогической инноватики. Профильное образование: Матер. VIII регион. науч.-практ. конф. / Под ред. Т.А. Ярковой: В 2 ч. Тобольск: ТГПИ, 2004. Ч. 2. С. 37– 40
Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1981–1984. Т. 2: К–О. 1982. 736 с.
Соколова Н.А. Формирование социально-личностной компетентности ребенка: моногр. / Н.А. Соколова. – LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH &Co. KG, 2011. – 173 с.
Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. 249 с.
Чугунова О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков. Кострома, 2000. 182 с.