Развитие сценической речи с применением интерактивных технологий
Лейсан ФАХРУТДИНОВА,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
гимназии №8 – Центр Образования г. Казани
Актуальность
При всем разнообразии методик дополнительного образования, существует недостаток целостных, интегрированных занятий по мастерству актера. Целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные и эффективные условия развития.
Практическая значимость.
Наиболее продуктивной формой интерактивных технологий на занятиях по сценической речи является форма группового тренинга. Выполняя совместные упражнения в форме игры, развивается чувство локтя, взаимовыручка, умение действовать одной командой, что очень важно для театрального коллектива. В тренинг включены коллективные упражнения, направленные на развитие, как сценической речи, так и мастерства актера, что позволяет обучающимся достигать высоких результатов по освоению программы. Объединение тренинга по сценической речи с тренингом по мастерству актера, используя инновационные технологии, имеет высокую практическую значимость и способствует достижению значимых результатов в обучении.
Практические действия, заключенные в форму коллективного тренинга, включающую в себя коллективные этюды, упражнения, задания способствуют формированию навыка коллективного творчества. Продуктивность заключается в цикличности элементов алгоритма, в зависимости от условий осуществления групповой технологии.
Коллективный тренинг вырабатывает «чувство локтя», быстроту реакции, «пристройку». Практические действия являются самыми эффективными в процессе обучения.
Новизна.
Применение нового интегрированного подхода в обучении мастерству актера объединяет отдельные упражнения по сценической речи и мастерству актера в единый тренажный комплекс, где каждое упражнение направлено как на развитие речи, так и на развитие актерского искусства.
Тренинг по сценической речи включает в себя упражнения, направленные диафрагматического дыхания, сценического шёпота, формирование широкого диапазона голоса от низкого грудного звучания до верхнего потолочного. Тренинг по мастерству актёра заключает в себе многочисленные тренажные упражнения и этюды, направленные на освоение законов сцены, видение себя в её пространстве. Они формируют сценическое внимание, воображение, чувство партнёрства, ассоциативное мышление, импровизацию. В объединении разрозненных упражнений по данным двум темам и есть новый творческий интегрированный подход.
План тренинга
Вводная часть включает в себя объяснение целей и задач.
Упражнения:
1)Упражнение на привлечение внимание партнёра. Направлено на развитие взаимодействия с партнёром.
Задачи: 1) Привлечь внимание
2) Заставить что – то сделать
3) Разорвать отношения. Привлечь внимание можно словом, взглядом или движением.
2) Упражнение на концентрацию внимания. На сцене надо быть максимально сконцентрированным на своей роли. Итак, вспоминаем первые 4 строчки всем известного стихотворения «У лукоморья дуб зелёный, золотая цепь на дубе том, и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом». На каждый слог фиксируем одно движение и один шаг. Двигаемся по кругу в одном стихотворном ритме, причём вступаем за соседом после того, как он произнёс одну фразу. Задача не сбиться с общего ритма и выполнить все заданные действия: «шаги, движения, стихотворная речь».
3) Упражнение на развитие фантазии и воображения. Задача перенестись и ощутить себя в определённых условиях. На сцене существуют предлагаемые обстоятельства, которые задаются вопросом «Если бы». Сесть на стул: если бы это был стул на кухне, если бы это был стул, на котором сидела ваша прабабушка, если бы это было музейное кресло XVIII века, если бы это был трон.
4) Упражнения на развитие эмоциональных состояний. Актёр, всегда пребывает в каких – либо эмоциональных состояниях. Задача – передать гамму эмоциональных состояний. При каждом состоянии напрягается определённая группа мышц. (Слово «здравствуйте» сказать в разных эмоциональных состояниях).
Основная часть включает в себя:
1) разминку, направленную на снятие мышечных зажимов:
– бег по кругу в ритме «шаг, шаг, сброс», увеличиваем темп, сброс шумный, медленно переходим на шаг, начинаем мычать, тем самым разминаем губы. Чувствуем вибрацию в лобной части.
Следующий блок упражнений направлен на расслабление, снятие мышечных зажимов, настрой. «Представьте, что на вас сверху падает большой поток воды. По хлопку, под напором воды происходит сброс тела вниз до полного расслабления с шумным выдохом».
Следующее упражнение «Трясучка» – мелкая дрожь начинается с пальцев, затем последовательно подключаются кисти, локти, плечи, спина, голова, ноги и губы.
2) тренинг по сценической речи, направленный на формирование объемных звуков, диафрагматического дыхания, развитие диапазона голоса от низкого грудного звучания до верхнего потолочного. Обучение основным упражнениям по сценической речи с целью освоения принципов тренинга.
Упражнение на сопротивление, направленное на снятие зажимов с челюсти:
– Уложить подбородок на плечо, открываем челюсть «бао, вао, гао, дао и т. д. – Уложить подбородок на кулак. Через сопротивление хорошо открываем челюсть, произнося те же звуки.
Звуки должны быть объёмные. Не плоские, дышим диафрагмой. Проверяем в статике.
Нагрузка на гайморовые пазухи. Зажав нос про себя, говорим: «Амма – ма, амма – ма, амма – ма». Руки в замок, челюсть ставим на руки «Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула».
Наклоны назад, на выдохе диафрагма уходит назад. «На горе Арарат растёт красный виноград». Проверяем в статике.
Упражнение на счёт, на одном дыхание просчитать до 4, 10, 14 с последующим построением данной цифры всем коллективом. Звук к потолочку, шею освободить. Без добора воздуха в идеале упражнение доводиться до счёта 21; Коллективное упражнение «Хаотичное движение с переходом в статическое мгновение»; Коллективное упражнение «Нарисуй картину»;
3) дикционные упражнения, скороговорки, направленные на развитие дикции и артикуляции;
4) творческие коллективные задания, способствующие формированию навыка коллективного творчества, развитию фантазии, воображения, быстроты реакции.
Заключительная часть. В заключительной части даются рекомендации обучающимся, творческие задания, оценивается степень освоения материала.
Отличительной особенностью становится объемный разносторонний подход в обучении, охватывающий такие обширные грани актерского мастерства, как пластика, сценическая речь, сценическое движение, Такая многогранность в обучении способствует созданию целостного процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
Данная разработка позволяет увеличить пространство, в котором дети могут развивать свою творческую практическую деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Использование групповой технологии заключается в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.
Использование технологии коллективной творческой деятельности
способствует развитию креативности, интереса, воображения обучающегося, формирует в нем умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия
Важную роль в процессе работы с детьми играет использование в обучении таких инновационных технологий, как «диалог культур», эмоционально – нравственной технологии, эмоционально-художественной технологии, технологии саморазвития, что позволяет креативно подойти к обучающему процессу. Использование инновационных методов создаёт в коллективе атмосферу доверия, раскрывает творческий потенциал воспитанников и формирует их богатый внутренний мир. А это в свою очередь является основной задачей всего процесса учебно-воспитательной работы.