Развитие речи средствами экологического воспитания

№ 201

(Педагогический проект)

Алсу КАШФУТДИНОВА, Ольга ЛАРИОНОВА,

воспитатели детского сада №114 г. Казани

Основным проблемой в данное время у дошкольников является снижение развитие речи и экологическое воспитание. Поэтому в детском саду мы решили реализовать проект «Развитие речи средствами экологического воспитания».

Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу — формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.Пришвин.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Ребенок с 0-3 лет воспринимает 50% информации, с 3 до 6 – 7 лет-25%, с 6 – 7 до бесконечности еще 25 %. И словарный запас у детей должен быть по возрастным особенностям, к 7 годам  ребенок должен составить рассказ из 7 слов, 6 лет 6 слов.

И конечно же большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитатель должен обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться. У детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу, тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на ОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных: формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих: развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального отношения к природе как к универсальной ценности, нравственного.

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают общению просмотр телевизора, видеопродукции и компьютерные игры. Как результат, дошкольники не любят и не хотят общаться. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема развития речи подрастающего поколения. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

В своей работе по развитию речи детей я выделяю несколько моментов:

– развитие диалогической речи;

– обогащение и активизация словаря;

– развитие монологической речи.

В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Грамотно составленные модели воспитательного процесса в ДОУ помогают решать задачи качественного образования, а именно интеграция образовательных областей: по 5 областям.

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.

Пример: Ребенок рождается,  попадает в совершенно незнакомый ему мир. Начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.

Для успешного расширения словаря детей поставлена цель: научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, поэтому я обратилась к природе. Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.

Расширяя представление о природе на занятиях по развитию речи, воспитывается: гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решать следующие задачи:

– обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;

– воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;

– формировать умения правильно употреблять в речи слова;

– обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;

– воспитывать эстетические чувства к родной природе;

– формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

– учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Работы с детьми по развитию экологических знаний можно разделить на следующие формы:

  1. ОД по экологии.
  2. Беседы, презентации.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Дидактические игры экологического содержания.
  5. Экологические сказки.
  6. Наблюдения.

В углублённой работе над данной темой придерживаются следующие принципы:

Принцип природосообразности: образовательная деятельность строится согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей.

Принцип индивидуализации: в группе создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребёнка (ребёнок может выбрать такое занятие, которое ему по душе)

Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребёнка при выборе деятельности.

Принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как к субъектам собственного развития.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.

Для развития способностей у детей, группе создается развивающая среда, место для осуществления детской деятельности. Создание предметно-развивающей экологической среды, является одним из важнейших условий, способствующий:

– познавательному развитию ребёнка (условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематических наблюдений за природой);

–эстетическому развитию ребёнка (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным явлениям, формирующим умение видеть разнообразие форм и красок);

– формированию нравственных качеств ребёнка (воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы).

Все эти условия способствуют речевому развитию ребёнка: познавая что-то новое, расширяется и активизируется словарь.

Развивающая экологическая среда нашей группы состоит из нескольких элементов, каждая из которых выполняет свои функции.

В своей работе мы используем следующие средства развития речи:

  1. Общение взрослых и детей (беседы с детьми («Откуда произошло слово», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить нашему здоровью? », «Земля наш общий дом», совместные досуги (развлечение «Мы друзья природы», КВН «Знатоки природы»).
  2. Культурная языковая среда (это то, как мы общаемся между собой, с детьми, с родителями – это повседневная обыденная речь);
  3. Художественная литература: сказки с экологическим содержанием (русские народные «Репка», «Вершки и корешки», Софьи Бунтовской «Зачем нерпе когти? », «Суслик»; потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского, стихи);
  4. Изобразительное искусство (картины, например, И.Левитан «Грачи прилетели»);
  5. Музыка (интеграция областей). Прослушивание звуков природы, отрывки из музыкальных произведений Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», русские народные песенки «Петушок», «Курочка»и др, театрализованные постановки (инсценировки сказок с помощью разных видов театра: пальчиковый театр «Репка», настольный театр «Заюшкина избушка», теневой театр «Вершки и корешки», игрушки бибабо, драматизация сказок «Теремок»);
  6. Интеграция с другими видами образовательной деятельности (интеграция таких образовательных областей как коммуникация, художественная литература, художественное творчество, познание по теме «Как животные готовятся к зиме»).

Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие методы:

  1. Метод наблюдения и исследовательской деятельности:

выполнение трудовых поручений (в природе – полив, рыхление клумб и комнатных цветов, огорода на окне, наблюдение из окна в различные временные отрезки (за состоянием неба в разные части суток, за солнцем, за дождем); наблюдение за ростом и развитием комнатных растений);

метод опосредованного наблюдения (рассматривание игрушек, картин, рассказывание по ним; просмотр документальных и научных фильмов, мультфильмов  о природе. Например, «Чудеса живой природы», «Животные от А до Я»);

  1. Наглядный: показ иллюстраций, картин, зарисовок на доске, использование ТСО – демонстрация учебных фильмов и презентаций в программе Рower Рoint, Конва, Прейзи.

III. Словесный: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание с опорой на наглядный материал.

  1. Практический:

– дидактические игры «Сравни и подбери», «Биологические часы»;

игры – драматизации, инсценировка сказки «Репка» (помогают более глубокому пониманию произведений экологической художественной литературы и активизируют речь) .

дидактические упражнения «Выложи орнамент из разных круп», «Зашнуруй жучков» и.т.д.

  1. Игровой:

– приход сказочных героев, которые оживают (кот «Мыраужан» приходил к нам на ОД по ознакомлению с домашними животными; «Все знайка» приходит на деятельность по ознакомлению с природой родного края);

игровые обучающие ситуации (такие как постановка проблемной ситуации «Куда исчезла сосулька лед? »);

ролевые игры квест («Путешествие по озеру «Волга», «Кама», которые расширяют представления об окружающем нас мире).

Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Занятия по развитию речи всегда проводится:

– с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;

с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;

с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

На непосредственно образовательных деятельностях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций, стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.

Эти деятельности проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые используем в работе с детьми для развития творческой продуктивности через экологическое воспитание.

Использование экологических физминуток.

Цель: создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

– развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

– совершенствовать монологическую речь детей;

– поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например, «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Использование экологических сказок

Цель: развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

– пополнять и активизировать словарь детей;

– развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;

– развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Использование рекламы

Цель: развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

– совершенствовать монологическую речь детей;

– развивать логические рассуждения.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например, ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. «Я зайчик или белка живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, бегаю быстро, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Детская игра – это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений.

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра является одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника.

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются творческие способности детей.

С.Н.Николаева отмечает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические игры – наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Дидактические игры, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении с природой используют следующие виды дидактических игр:

– игры с предметами (игрушками, природным материалом);

– настольные печатные игры;

– словесные игры.

Предметные игры – с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Грибы» и.т.д. парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.)

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает, плывет», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно  или не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первый блок входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?», «Где был Петя?».

Во втором блоке составляются игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Угадай, что где растет?»

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть».

Например:

Сочинение загадок, стихов.

Цель: развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

  • развивать творческое познание слова, действий с ним;
  • формировать грамматический строй речи.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, учу детей умению понимать сравнения, побуждая их к самостоятельному составлению загадок.

Наблюдения. На территории нашего детского сада ежедневно проводятся наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями. Для обогащения образной речи используются художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включается тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, жука. В конце наблюдения обязательно делается вывод.

Цель: формирование тенденции к саморазвитию собственной речи.

Решаются речевые задачи:

– уметь выстраивать диалог;

– уметь излагать свои мысли;

– совершенствовать монологическую речь детей;

– осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдений, намечается для воспитателя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяется различные приемы активизации речи детей:

– внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождающееся сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это?.., Что это?.., Кто спрятался?»

– просьба произношения слова;

– совместное проговаривание слова;

– самостоятельное произнесение слова;

– договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается и затем повторяется детьми. Ставится перед детьми вопросы так, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, закрепляются в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин. Вводя в речь новые слова, дети приучаются к точному, творческому использованию.

Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря.

В нашей группе создан многофункциональный уголок природы в соответствии с возрастными особенностями детей. В нём дети учатся:

– узнавать времена года, давать им характеристику;

– знакомятся с пословицами и поговорками о природе, учат стихи;

В свободном досуге могут рассматривать различные иллюстрированные тематические подборки («Цветы», «Животные России», «Птицы нашей области» и т. д., энциклопедии»).

Активно используется метод детской проектной деятельности. В начале года был реализован краткосрочный проект «Деревья наших лесов». С помощью экологической проектной деятельности:

  • обогащается словарный запас детей;
  • развивается активность речи;
  • поддерживается у детей познавательное отношение к окружающей действительности;
  • побуждается к разнообразным действиям с предметами.

Плоды моей работы по теме: «Развитие речи  языка средствами экологического воспитания», хоть не значительные, но заметны. Не смотря на то, что я работаю в детском саду не давно, и в моей группе в основном мои дети с удовольствием вступают в несложный диалог, заучивают наизусть тексты потешек, стихов, песен. К сегодняшнему дню средний показатель овладения высоким уровнем  словами по группе – 63%, т.е. дети знают около 3000 слов из положенных 5000. Мне кажется – мои труды не зря!

Список литературы для развития, обогащения и активизации лексического словаря дошкольников

Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

 Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 1999.

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития», 1998.

Пикулева Н.В. Слово на ладошке. М.: Новая школа, 1997.

Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996.

Развитие речи и творчества дошкольников. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1967.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2008.

Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4 – 5 лет. – СПб., 2007.