Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ
Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ
(Конспект урока по русскому языку в 7 классе)
Регина НУРМУХАМЕДОВА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Естественно-научный лицей №95» г.Казани
Тип урока: Изучения нового материала.
Цели:
- Образовательная: повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме «Правописание НЕ с разными частями речи», отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ – приставки и НЕ – частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;
- Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;
- Воспитательная: продолжить формирование системы духовных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: функции приставки и частицы НЕ.
Уметь: различать слова, образованные с помощью приставки НЕ, и слова, к которым присоединяется частица НЕ.
Правильно писать: слова с приставкой НЕ и частицей НЕ в соответствии с правилами.
Метапредметные:
Развивать: способность анализировать, сравнивать и обобщать языковой материал.
Улучшать: навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительными источниками.
Личностные:
Формировать: положительное отношение к изучению русского языка.
Ход урока:
Орг.момент:
– Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
Давайте поприветствуем наших гостей: обернитесь и улыбнитесь им, потому что улыбка – это одно из самых простых, приятных и при этом бесплатных подарков, которые люди могут дарить друг другу без ограничений.
Как хорошо начинать день с улыбки, ведь улыбка – это чаще всего маленький конвертик с хорошим настроением, который ты посылаешь всем вокруг, и мир становится светлее. А если это конвертик, то рядом должна быть почта.
– А как вы думаете, ребята, почему я сегодня все время говорю про почту?
– Именно 26 марта 1872 года в Российской империи появилась первая почтовая карточка, или (как мы её сейчас называем) открытка.
На слайде записан эпиграф к уроку:
Как хорошо, что есть почта.
Возьмешь кусочек души,
положишь его в конверт и бросишь в другую душу, которая ожидает.
Надежда Лохвицкая
Но чтобы открытка стала зовом души, мы должны с вами пройти трудный путь — путь познания! А путь – это выбор и не всегда легкий. Но зато в конце пути мы можем сказать друг другу «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И с каждого этапа урока мы будем записывать самое ценное, самое нужное в свою открытку, которую мы подарим близкому человеку.
– Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
На слайде: камень — неутомимость:
Налево пойдешь — приставку НЕ найдешь
Направо пойдешь частицу Не найдешь
А прямо пойдешь приставку
Не с частицей НЕ найдешь
– Ребята, какой мы путь выберем с вами? Правильно – прямо.
– Итак, какова же тема урока? (записывают в тетради): Различение частицы не и приставки не.
– Если человек идет без цели, то вряд ли найдет правильный путь.
– Какова же цель нашей с вами встречи?
Наша цель сегодня – научиться различать частицу Не и приставку Не, для того, чтобы правильно писать слова с данной орфограммой.
- Побуждение.
– А что такое частица? (Служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.)
– А что мы называем приставкой? (Значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.)
– Кто, глядя на этот алгоритм, может сформулировать мне правило?
Языковая разминка
- Комментированное письмо (по цепочке)
Спишите. Какую орфографическую задачу приходится решать в данном упражнении?
Не спросит, негодовать, нечто, недоумевая, невидимка, неторопливо, нелепый, не встреченный хозяйкой гость, не выполняя работу, недосягаемый, неподвижно, не с кем, неряха.
– Объясните лексические значения следующих слов: негодовать (испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо), недоумевая (испытывать сомнения, колебания), недосягаемый (недоступный, недостижимый), нелепый (не соответствующий представлениям о здравом смысле, разуме)
- 2. Работа с учебником
– Молодцы, справились с этим заданием! А сейчас поработаем с учебником. Открывайте упражнение №393(437). Перед вами стихотворение Ю.Энтина (учитель читает)
Какую мысль доносит до нас автор? Как она соотносится с целью нашего урока. Спишите первый катрен, вставьте пропущенные буквы. (самопроверка по опорной карте)
- Физкультминутка
– Мы хорошо потрудились, и настало время расслабиться. Физкультминутку для вас сегодня подготовил главный почтальон страны — почтальон Печкин. Но сначала вы должны ответить на вопросы:
– Чем отличаются слова адресат и адресант?
(АДРЕСАНТ. Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). АДРЕСАТ. Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение))
(Видео на слайде) Ребята, на вас не случайно одеты галстуки разных цветов. Ребята в красных галстуках будут адресатами, а в фиолетовых — адресантами. Вам нужно доставить друг другу телеграмму.
— Отдохнули, идём дальше.
- Творческое задание (работа в парах)
– А теперь попробуйте сами составить небольшую телеграмму по опорным словам. Чем телеграмма отличается от смс? Что важно человеку не потерять в эпоху интернета?
Небольшая посылка, поздравительная открытка, не приклеивая марку, не тяжёлая, а лёгкая сумка, небылица в газете, почтальон не принёс письмо.
- Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ
- То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);
- Грубый, невоспитанный человек (невежа);
- Необразованный, малосведущий человек (невежда);
- Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);
- Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);
- Раб, обычно из пленников (невольник);
- Отсутствие свободы, рабство (неволя);
- Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);
- Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);
- Военный противник, враг (неприятель)
(взаимопроверка)
– Ребята, а сейчас мы с вами должны обобщить всё сказанное. Заполним таблицу.
Не с разными частями речи
| Существительные, кач. прилагательные, наречия на-о, -е | Причастия | Глаголы и деепричастия | |||
| слитно | раздельно | слитно | раздельно | слитно | раздельно |
| Без не не употребляются:
Ненастье
|
Есть противопоставление с союзом а:
Не друг, а враг
|
Без не не употребляются:
негодующий |
Краткая форма:
Книга не прочитана |
Без не не употребляются:
ненавидеть
нездоровится
|
Не радуясь
Не говорил
|
| Можно подобрать синоним:
Небольшой, несчастье |
Отрицание усиливается отриц.мест. и наречиями:
Нисколько не радостное событие |
Наличие наречий степени, признака:
Совсем непродуманное решение |
Есть противопоставление с союзом а:
Не прочитанная, а лишь просмотренная книга; |
||
| Наличие наречий степени, признака:
Крайне неосторожный |
Отрицание усиливается отриц.мест. и наречиями:
Ничем не оправданный поступок |
||||
(Не)настье; ничем (не)оправданный поступок; (не)большой; крайне (не)осторожный; (не)радуясь; книга (не)прочитана; совсем (не)продуманное решение; (не)друг, а враг; (не)счастье, (не)годующий, (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга; (не)говорил; (не)навидеть; нисколько (не)радостное событие; (не)здоровится.
Вывод: В том случае, когда НЕ пишется раздельно – она частица, когда слитно — приставка, а когда без нее слова не могут употребляться — часть
– Что же мы повторили сегодня на уроке?
– Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не- и частицы, убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса.
Рефлексия: Ребята, перед вами лежат открытки. Напишите в то, что Вам понравилось и запомнилось на уроке и опустите их в красный почтовый ящик. А в синим ящике вы найдёте открытки от меня. Спасибо за урок. Теперь я с уверенностью могу сказать «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Приложение (раздаточный материал)
Не с разными частями речи
1.
| Существительные, кач. прилагательные, наречия на-о, -е | Причастия | Глаголы и деепричастия | |||
| слитно | раздельно | слитно | раздельно | слитно | раздельно |
| Без не не употребляются:
|
Есть противопоставление с союзом а:
|
Без не не употребляются:
|
Краткая форма:
|
Без не не употребляются:
|
|
| Можно подобрать синоним:
|
Отрицание усиливается отриц.мест. и наречиями:
|
Наличие наречий степени, признака: | Есть противопоставление с союзом а:
|
||
| Наличие наречий степени, признака: | Отрицание усиливается отриц.мест. и наречиями | ||||
- (Не)настье; ничем (не)оправданный поступок; (не)большой; крайне (не)осторожный; (не)радуясь; книга (не)прочитана; совсем (не)продуманное решение; (не)друг, а враг; (не)счастье, (не)годующий, (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга; (не)говорил;( не)навидеть; нисколько (не)радостное событие; (не)здоровится.
- Небольшая посылка, поздравительная открытка, не приклеивая марку, не тяжёлая, а лёгкая сумка, небылица в газете, почтальон не принёс письмо, срочная телеграмма.
- То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка _________
Грубый, невоспитанный человек________
Необразованный, малосведущий человек __________
Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то ________
Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства__________
Раб, обычно из пленников_________
Отсутствие свободы, рабство____________
Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте ____________
Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо__________
Военный противник, враг _________
