Работа с одаренными детьми в центре дополнительного образования «Сэяхэт»

Гулия АФИЯТОВА,

педагог Центра дополнительного образования детей «Сэяхэт» Кировского района г. Казани

 

Работа с одаренными детьми в центре дополнительного образования «Сэяхэт» является важной и ответственной задачей. Центр «Сэяхэт» специализируется на развитии и поддержке одаренных детей, помогая им раскрыть свой потенциал и достичь успеха в различных областях.

Одаренные дети обладают высоким интеллектом, творческим мышлением и способностями в различных областях, таких как наука, искусство, спорт и другие. Они требуют особого подхода к обучению и развитию, чтобы максимально использовать свои способности.

Цель работы с одаренными детьми в центре «Сэяхэт» – помочь им раскрыть свой потенциал, развить свои способности и достичь успеха в выбранной ими области. Важно создать условия для самореализации и самовыражения одаренных детей, а также поддерживать их мотивацию и интерес к обучению.

В работе с одаренными детьми в центре используются различные методики и программы, направленные на развитие их талантов. Это -индивидуальное обучение, групповые занятия, конкурсы, мастер-классы и другие формы работы. Одаренные дети требуют особого подхода. Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения. Поэтому основными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход, развитие интереса учащихся к приобретению знаний, выявление способных, одаренных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-­творческого потенциала каждого ребенка.

В организации работы с одаренными детьми всю деятельность в центре можно разбить на 5 этапов:

диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся;

учебный – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на индивидуальных;

методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми;

творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях;

профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.

При разработке содержания учебных программ используем следующие четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях.

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть творческие мастерские, мастер-­классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к какой-либо области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой­-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д.

Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребенка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.

Наши педагоги умеют находить подход к каждому ребенку, умеют развивать таланты, поощряют творческое мышление и стимулируют интерес к обучению. Кроме того, они учитывают и психологические особенности одаренных детей. Учащиеся могут испытывать высокую тревожность, перфекционизм и стремление к самосовершенствованию. Педагоги центра всегда готовы помочь им и справиться с эмоциональными трудностями и развить положительное отношение к себе и своим способностям.

Работа с одаренными детьми в центре дополнительного образования «Сэяхэт» является важным и интересным направлением. Она позволяет помочь этим детям раскрыть свой потенциал и достичь успеха в жизни, а также способствует развитию общества в целом.