Рабочая программа внеурочного дополнительного кружка «Функциональная грамотность»
Гелфруз ЗАЛЯЛИЕВА,
учитель начальных классов
Алабердинской средней школы
Тетюшского района РТ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 2 а класса разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 (ред. от 08.11.2022).
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 (с изменениями).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 года № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 года №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и дополнениями).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 (с изменениями).
В соответствии с Учебным планом программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 2 «А» классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях).
Цель курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»: создание условий для развития функциональной грамотности.
Основные задачи реализации содержания курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- развивать способность учащихся осмысливать письменные тексты;
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей;
- развивать знания и возможности для активного участия в жизни общества;
- формировать у обучающихся способность определять и понимать роль математики в окружающем мире;
- высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
- использовать математику для удовлетворения настоящих и будущих потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
- развивать экономическое образ мышления;
- воспитывать ответственность и нравственное поведение в экономических отношениях в семье;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных экономических вопросов в сфере семьи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Читательская грамотность (занятия 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность (занятия 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30): счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность (занятия 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 34): деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность (занятия 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 занятие по 40 минут 1 раз в неделю, 34 часа в год)
| № п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
| 1 | Читательская грамотность | 8 |
| 2 | Математическая грамотность | 8 |
| 3 | Финансовая грамотность | 10 |
| 4 | Естественно-научная грамотность | 8 |
| Итого | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способность к осмыслению картины мира, её временно-пространственной организации; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- различать тексты различных жанров и типов;
- понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- проводить математические рассуждения;
- использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку;
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути их решения;
- проводить элементарные финансовые расчёты;
- осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Система оценки достижений
Личностные результаты освоения АООП обучающимся с легкой умственной отсталостью оценивает экспертная группа.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, помощь педагогического работника не принимает.
1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в процесс выполнения только вместе с педагогическим работником, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагогического работника.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно или обратиться за помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно, хорошо использует незначительную помощь педагогического работника.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагогического работника почти не нуждается.
Показатель уровня достижения личностных результатов вычисляется по формуле:
У = Ф : И,
где У – уровень достижения личностных результатов,
Ф – фактическое количество баллов по критерию,
И – количество индикаторов по критерию.
Уровень достижения личностных результатов
| Оптимальный уровень | 4 – 5 баллов |
| Достаточный уровень | 2,5 – 3,9 баллов |
| Низкий уровень | 0 – 2,4 баллов |
Результаты оценки личностных достижений позволяют представить полную картину динамики целостного развития обучающегося и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям по следующей шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности определяются на основе методов педагогического наблюдения и выполнения обучающимися работ.
Критерии освоения курса внеурочной деятельности:
- интерес к деятельности по направлению (посещаемость);
- социальная активность (взаимодействие);
- навыки самостоятельной деятельности.
Для оценивания результатов используется уровневая система (оформляется в виде зачета/незачета):
Высокий уровень – означает, что обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности, а также способен самостоятельно выполнять задания в рамках изученного по программе материала;
Средний уровень – означает, что обучающийся овладел, в целом, требуемыми умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности, однако выполняет задания на основе образца, почти не прибегая к помощи извне.
Низкий уровень – означает, что обучающийся недостаточно овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности, поэтому он в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания, однако прибегает к помощи достаточно часто.
Критический уровень – означает, что обучающийся не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности.
| Высокий уровень | «Зачёт» |
| Средний уровень | |
| Низкий уровень | |
| Критический уровень | «Незачёт» |
| № | Дата проведения | Содержание
(раздел, темы) |
Кол-во часов | Элементы содержания | Основные
виды деятельности обучающихся |
|
| по плану | по факту | |||||
| Читательская грамотность | ||||||
| 1 | Виталий Бианки «Лис и мышонок». | 1 | Чтение рассказа Виталий Бианки «Лис и мышонок». Выполнение заданий по прочитанному рассказу. Ответы на вопросы. Придумывание вопросов к содержанию. Раскраска Лис и Мышонок Слушание отрывка о Лисе и Мышонке из энциклопедии. | Определять жанр произведения; называть героев сказки; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; определять, чему учит сказка.
|
||
| Математическая грамотность | ||||||
| 2 | «Про Курочку Рябу, золотые и простые яйца». | 1 | Чтение сказки «Курочка Ряба». Счет предметов наглядно. Составление и решение простых выражений и задач с ответом 5. Игровое задание «Посчитай яйца». Изучение многоугольников: соединение точек линейкой, определение фигур. | Определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники. | ||
| Финансовая грамотность |
|
|
||||
| 3 | За покупками. | 1 | Знакомство с понятиями: цена, товар, спрос; показ слайдами и картинками с магазинами и товарами. Обсуждение простых покупок. Игра «Магазин»: выбор товара по цене, арифметика денег. | Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос.
|
||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 4 | Сказка «Репка». | 1 | Чтение сказки «Репка» с акцентом на корнеплоды. Описание овощей, их признаков, внешнего вида. Игра «Угадай овощ» по описанию. Рассмотрение реальных образцов овощей. | Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды; называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида.
|
||
| Читательская грамотность | ||||||
| 5 | Сказка «Мороз и заяц». | Чтение сказки «Мороз и заяц». Выделение качеств персонажей (выносливость, упорство). Работа со синонимами (вспоминание похожих по значению слов). Объяснение устойчивых выражений (фразеологизмов). Игра «Найди синоним». | Отвечать на вопросы по содержанию сказки; давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами; объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов).
|
|||
| Математическая грамотность | ||||||
| 6 | Сказка «Волк, коза и капуста». | 1 | Чтение сказки «Волк, коза и капуста». Счет предметов, построение и решение выражений, задач. Изучение ломаной линии: соединять точки, называть геометрическую фигуру – ломаную. Игра «Построй ломаную». | Определять количество предметов при счёте; образовывать число 8; составлять и решать выражения с ответом 9; находить остаток числа; соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную. | ||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 7 | Сказка «Колобок». | 1 | Чтение сказки «Колобок». Обсуждение понятий: деньги, цена, услуги, товар. Работа в группах: составление списка необходимых продуктов, расчет стоимости. Практическое задание: подбор товара по бюджету. | Наблюдать над понятиями: товар и услуга; определять необходимые продукты и их цены; работать в группе. | ||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 8 | Самуил Маршак «Плывёт, плывёт кораблик». | 1 | Чтение стихотворения Самуила Маршака «Плывёт, плывёт кораблик». Опыт на плавучесть разных предметов (металлических и пластмассовых). Объяснение зависимости плавучести от формы и наличия воздуха внутри. Беседа о ватерлинии, причин кораблекрушений. Определение направления ветра с помощью флажков. | Определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснять, что такое ватерлиния; определять направление ветра. | ||
| 2 четверть | ||||||
| № | Дата проведения | Содержание
(раздел, темы) |
Кол-во часов | Элементы содержания | Основные
виды деятельности обучающихся |
|
| Читательская грамотность | ||||||
| 1(9) | Владимир Сутеев «Живые грибы». | 1 | Чтение сказки Владимира Сутеева «Живые грибы» с акцентом на трудолюбие. Анализ героев и сюжета. Составление вопросов и ответов по содержанию. Игра «Верно – неверно» на основе научно-познавательного текста. | Давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять вопросы по содержанию сказки; на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. | ||
| Математическая грамотность | ||||||
| 2(10) | Сказка «Петух и
Жерновцы». |
1 | Чтение сказки «Петух и Жерновцы». Анализ героев и сюжета. Разложение числа 9 на два слагаемых. Анализ данных из таблицы. Работа в группе: ответы на вопросы на основе условия. Работа с таблицами и схемами. | Раскладывать число 9 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; работать в группе. | ||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 3(11) | Корней Чуковский «Муха-Цокотуха». | 1 | Чтение сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Анализ героев и сюжета. Изучение терминов: цена, стоимость, сдача, сбережения. Игра «Выбери нужный товар на деньги». Обсуждение пословиц о деньгах. Задачи на вычисление сдачи. | Наблюдать над различием цены и стоимости; определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; определять стоимость покупки; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; объяснять смысл пословиц. | ||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 4(12) | Владимир Даль «Девочка Снегурочка». | 1 | Чтение сказки Владимира Даля «Девочка Снегурочка». Анализ героев и сюжета. Обсуждение трёх состояний воды. Наблюдения за снегом и льдом в природе. Опыт с превращением воды из одного состояния в другое. Рассматривание формы снежинок. Гипотезы о причинах явлений. | Объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. | ||
| Читательская грамотность | ||||||
| 5(13) | Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко». | 1 | Чтение сказки Геннадия Цыферова «Петушок и солнышко». Анализ сказки, выделение качеств (вежливость, умение признавать ошибки). Определение главного героя, последовательности событий. Обсуждение смыслов пословиц. Создание устного отзыва на сказку. | Определять вид сказки; называть героев сказки, находить среди них главного героя; определять последовательность событий сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; определять, чему учит сказка. | ||
| Математическая грамотность | ||||||
| 6(14) | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Анализ героев и сюжета. Разложение числа 10 на два и три слагаемых в разных вариантах (слагаемые равны и неравны). Игровое задание «Разложи зерна на части». | Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых.
|
||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 7(15) | Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». | 1 | Чтение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Анализ героев и сюжета. Понятия: карманные деньги, необходимые и желаемые покупки. Игра «Выбери подарок для друга по цене». Анализ информации, обсуждение правильности выбора, самооценка решений. | Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; рассуждать о правильности принятого решения; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. | ||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 8(16) | Людмила Зубкова «Апельсин». | 1 | Чтение считалочки «Апельсин». Обозначение понятий: апельсин, эфирные масла, плавучесть. Объяснение явления, почему кожура не тонет, почему лопается воздушный шарик под воздействием сока цедры. Проведение опытов и обсуждение результатов. | Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет кожура апельсина.
|
||
| 3 четверть | ||||||
| № | Дата проведения | Содержание
(раздел, темы) |
Кол-во часов | Элементы содержания | Основные
виды деятельности обучающихся |
|
| по плану | по факту | |||||
| Читательская грамотность | ||||||
| 1 (17) | Михаил Пляцковский
«Урок дружбы». |
1 | Чтение сказки Михаила Пляцковского «Урок дружбы». Обсуждение тем дружбы и жадности. Определение лексического значения слов. Определение содержания по рисунку и отрывку текста. Характеристика героев. Понимание морали сказки. Фантазирование и сочинение продолжения сказки. | Определять лексическое значение слова; определять по рисунку содержание отрывка из текста; давать характеристику героям; понимать, чему учит сказка; фантазировать и придумывать продолжение сказки. | ||
| Математическая грамотность | ||||||
| 2 (18) | Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочкио».
|
1 | Чтение сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочкио». Анализ героев и сюжета. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20. Преобразование текстовой информации в табличный формат. Поиск недостающих данных задачи. Сложение одинаковых слагаемых в пределах 10. Практическое деление числа на части с использованием наглядных материалов. Конвертация больших единиц измерения в меньшие и обратно. | Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот.
|
||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 3 (19) | Алексей Крылов «Кот Василий». | 1 | Чтение сказки Алексея Крылова «Кот Василий». Анализ героев и сюжета. Ознакомление с понятием «реклама». Анализ представленной информации, выбор правильной надписи для магазина. Сравнение различных видов рекламы. Игровое задание по выбору рекламы. | Наблюдать над понятием «реклама»; анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; делать выбор на основе предложенной информации; называть различные виды рекламы. | ||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 4 (20) | Лилиан Мур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». | 1 | Чтение сказки Лилиан Мур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Анализ героев и сюжета. Объяснение, когда виден собственный отражение в воде. Определение предметов с отражающей поверхностью. Наблюдение различий отражения в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах. Проведение простых опытов с отражением, объяснение результатов. | Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.
|
||
| Читательская грамотность | ||||||
| 5 (21) | Грузинская сказка «Лев и заяц». | 1 | Чтение сказки «Лев и заяц», обсуждение содержания и жанра. Выделение качеств: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Определение героев, выбор картинок для иллюстрации персонажей. Характеристика героев, соотнесение иллюстраций с текстом. Ответы на вопросы, объяснение пословиц и их связь со сказкой. | Определять жанр произведения;
называть героев сказки; выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; давать характеристику персонажам сказки; соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. |
||
| Математическая грамотность |
|
|||||
| 6(22) | Лев Толстой «Три медведя».
|
1 | Чтение сказки Льва Толстого «Три медведя». Анализ героев и сюжета. Изучение состава чисел 9, 10, 11. Решение задач на нахождение суммы. Раскладывание чисел на два слагаемых. Решение арифметических задач с использованием наглядных материалов. | Раскладывать числа 9, 10, 11 на два слагаемых; решать задачи на нахождение суммы.
|
||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 7 (23) | Татьяна Никитина «Лесной банк». | 1 | Чтение стихотворения Татьяны Никитиной «Лесной банк». Изучение понятия «банк», обсуждение банковских услуг и профессии работников. Анализ текстовой информации с последующим построением речевого высказывания. Обсуждение функций банка на доступном уровне. | Наблюдать над понятием «банк»; объяснять значение понятий на доступном для ребят уровне; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | ||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 8 (24) | Русская народня сказка «Соль». | 1 | Чтение сказки «Соль». Анализ героев и сюжета. Изучение свойств соли и сравнение с песком. Анализ условий опытов. Проведение и объяснение простых опытов с солью. Строительство связанного речевого высказывания по результатам опыта. | Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | ||
| Читательская грамотность | ||||||
| 9 (25) | Русская народная сказка «Как лиса училась летать». | 1 | Чтение сказки «Как лиса училась летать». Анализ содержания сказки, выделение качеств героев: смекалка, хитрость, хитроумие. Определение по рисунку содержания отрывка. Правильное расположение предложений для составления отзыва. Соединение частей предложений. Создание вопросов к тексту. Объяснение главной мысли сказки. Дополнение устного отзыва. | Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; дополнять отзыв на прочитанное произведение. | ||
| Математическая грамотность | ||||||
| 10 (26) | Сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк». Анализ героев и сюжета. Решение задач на нахождение части числа. Состав числа 12. Раскладывать число на несколько слагаемых. Сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам. Находить прямоугольники на рисунке. | Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; находить прямоугольники на рисунке. | ||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 11 (27) | Сказка «Вершки и корешки». | 1 | Чтение сказки «Вершки и корешки». Анализ героев и сюжета. Обсуждение понятий «сделка», «доход», «затраты», «прибыль». Понимание выгод оптовых покупок. Выбор товаров на определённую сумму. Развитие речевого высказывания в соответствии с учебной задачей. | Наблюдать над понятием «сделка»; объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; понимать, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определенную сумму; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | ||
| 4 четверть | ||||||
| № | Дата проведения | Содержание
(раздел, темы) |
Кол-во часов | Элементы содержания | Основные
виды деятельности обучающихся |
|
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 1 (28) | Владимир Сутеев «Яблоко». | 1 | Чтение сказки Владимира Сутеева «Яблоко». Анализ героев и сюжета. Проведение опытов с яблочным соком (рисование). Объяснение силы притяжения. Связывание текста и рисунков. Название и характеристика героев сказки. Ответы на вопросы после арифметических действий. Создание рекламы-упаковки для яблока. Определение профессии рабочего банка. Объяснение учения сказки. | Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; давать характеристику герою; придумывать рекламу-упаковку; определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка. | ||
| Читательская грамотность | ||||||
| 2 (29) | Евгений Пермяк «Четыре брата». | 1 | Чтение сказки Евгения Пермяка «Четыре брата». Обсуждение содержания сказки, акцент на семейных ценностях. Определение жанра, героев. Анализ образных сравнений. Построение устных и письменных высказываний. | Определять жанр произведения; называть героев сказки; находить в тексте образные сравнения; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; разгадывать ребусы; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. | ||
| Математическая грамотность | ||||||
| 3 (30) | Сказка «Лиса и медведь». | 1 | Чтение сказки «Лиса и медведь». Анализ героев и сюжета. Решение задач на нахождение суммы и увеличение числа. Состав чисел второго десятка. Чтение таблиц, заполнение недостающих данных. Раскладывание чисел на слагаемые. Чтение простейших чертежей. | Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; читать простейшие чертежи.
|
||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 4 (31) | Сказка «Как старик золото обменял». | 1 | Чтение сказки «Как старик золото обменял». Анализ героев и сюжета. Решение задач на нахождение суммы и увеличение числа. Состав чисел второго десятка. Чтение таблиц, заполнение недостающих данных. Раскладывание чисел на слагаемые. Чтение простейших чертежей. | Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; объяснять, что такое бартер; формулировать правила обмена; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | ||
| Естественно-научная грамотность | ||||||
| 5 (32) | Удивительный мир опытов. | 1 | Проведение различных простых опытов (на выбор педагога). Обсуждение полученных результатов. Формулирование выводов и гипотез. | Выполнять опыты под руководством педагога, наблюдать, описывать, делать выводы, обсуждать результаты опытов. | ||
| Финансовая грамотность
|
||||||
| 6 (33) | Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ героев и сюжета. Изучение свойств воды: прозрачность. Определение воды с добавленным сахаром по вкусу. Объяснение влияния плотности воды на плавучесть яйца. Влияние воды на движение листа бумаги. Делание самостоятельных умозаключений по опытам. | Наблюдать над свойством воды – прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. | ||
| Финансовая грамотность | ||||||
| 7 (34) |
Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все». |
1 | Чтение рассказа Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Анализ героев и сюжета. Определение, что внутри шарика находится воздух, который легче воды. Демонстрация наполнения шарика водой. Объяснение надутия шарика лимонным соком и содой. Обсуждение плавучести шарика, причины, почему шарик не тонет. Рассказ о случаях, когда шарик может летать. Самостоятельные умозаключения по итогам опытов. | Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. | ||
