Рабочая программа «Основы финансовой грамотности»для детей 5–6 лет
Ольга ФАРИТОВА,
Эльвира ГАТИНА,
воспитатели
детского сада №148
г.Казани
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Основа финансовой грамотности» для детей 5–7 лет на 2024–2025 учебный год разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных организаций:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » ст. 48 (далее – Закон № 273–ФЗ)
– Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049–13
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
– Устав МБДОУ «Детский сад №148» Советского района г.Казань
Данная рабочая программа разработана на основе программы по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е. В.Семенковой, Л. Ю. Рыжановской.
Современные реалии сделали проблему экономического образования актуальной уже с дошкольного возраста.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о том, что экономическое образование необходимо начинать уже с дошкольного возраста, когда дети только пробуют участвовать в элементарных экономических отношениях, когда начинает формироваться финансовая культура.
В дошкольном возрасте финансовая грамотность – это воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения в отношении простых обменных операций, адекватной оценки любых результатов труда (товары или деньги).
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности, конечно, не предполагает знакомство с финансовыми институтами и тем более, постижение специфических понятий. Формирование финансовой грамотности пробуждает у детей экономическое мышление, приближает к реальной жизни, способствует воспитанию личностных качеств, которые впоследствии помогут стать успешным и самостоятельным человеком.
Актуальность данной программы обусловлено тем, что формирование финансовой культуры признано одной из важнейших задач образования детей. Чем раньше дети узнают о роли денег в семье и общественной жизни, тем быстрее формируются у них правильные финансовые привычки, которые потом помогают избежать многих финансовых ошибок. Происходит формирование правильной ориентации ребёнка в финансовых реалиях, закладывается основа финансовой самостоятельности и безопасности.
Финансовая культура формируется в течение длительного времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, которое направлено на практическое применение знаний и навыков. Ведь сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что обучение детей носит интегративный характер, то есть знакомство с основами экономики и финансовой грамотности происходит в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе и дальнейшей самостоятельной жизни.
Содержание данной рабочей программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, доступности, систематичности и повторяемости материала.
Срок реализации программы –1 год.
Целью рабочей программы является: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи реализации программы:
– формировать у детей первичные экономические понятия;
– познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
– формировать у дошкольников начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам;
– ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат человеческого труда);
– раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги;
– научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
– учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
– обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: работать зарабатывать, расходовать, тратить, откладывать, одалживать, возвращать, экономить.
Принципы реализации программы:
– учитывать индивидуальные особенности и возможности детей
– систематичность и последовательность работы
– вариативность в содержании и формах проведения занятий
– комплексный подход в разработке занятий
– использование наглядности
– опора на ведущую деятельность – игровую.
Планируемые результаты освоения Программы.
В результате освоения Программы дети:
– адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с содержанием программы);
– знают и называют места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет;
– знают российские деньги, понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
– знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
– любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
– бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
– с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
– интересуются экономической деятельностью взрослых (кем работают папы и мамы, как ведут хозяйство и т. д.);
–осознают и пробуют соизмерять свои потребности и возможности;
–понимают, что сначала зарабатываем – затем расходуем.
- II. Содержательный раздел программы.
Содержание программы
Одна из важных целей программы – вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей.
В этой связи в процессе реализации программы используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными
участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия– исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным
мини-постановкам, которые позволяют ненавязчиво, без напряжения формировать такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Формы и методы реализации программы:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини–постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.).
Основной формой и методом реализации Программы является игра. Ведь ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника – естественный процесс.
Дети активно общаются друг с другом и взрослыми в процессе игровой деятельности . Это заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Также в играх моделируются реальные жизненные ситуации, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что способствует решению задач по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. Знания и навыки, которые дети приобретают в процессе игр, способствуют экономическому развитию дошкольников.
Форма и режим занятий.
Программа «Основы финансовой грамотности» реализуется с детьми старшего дошкольного возраста через совместную деятельность со взрослыми. Занятия проходят во второй половине дня раз в неделю, продолжительностью 20–25 минут (32 занятия в год). Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их интересов и возможностей.
Формы организации детей:
– фронтальная (работа со всей подгруппой);
– подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
– индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Именно в дошкольном образовательном учреждении как в первом социальном институте начинается просвещение родителей. Очень важно активно привлекать родителей как субъектов образовательного процесса в работу по формированию финансовой культуры у детей. С этой целью необходимо предоставлять полную информацию о самой образовательной Программе, о ходе ее реализации, поддерживать педагогические инициативы родителей. Программа предусматривает активные формы взаимодействия с родителями:
– проведение разного рода лекций, семинаров, практикумов,
бесед, создание папки-передвижки, реализация проектов, семейные конкурсы.
– совместные мероприятия: встречи с интересными людьми разных профессий, выставки-ярмарки;
– консультации, памятки для родителей, тематические стенды, лекторий для родителей.
А также помощь в создании предметно–развивающей среды.
Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов |
Окружающий мир как результат труда людей | 8 |
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем? | 7 |
Продаём, покупаем, обмениваем | 17 |
Всего: | 32 |
Календарно—тематическое планирование.
№ | Тема | Содержание | Методы и технологии |
Тема: окружающий мир как результат труда людей | |||
1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать на благо своей семьи, близких людей,детей. Что-то делать, работать –это хорошо. Сидеть без дела –это плохо. | Беседа, игра–соревнование, тематический стенд о труде |
2 | Труд дома | Виды домашнего труда. Трудиться –это хорошо. Профессия «домохозяйка». | Беседа, игра–соревнование «Мои домашние обязанности» |
3 | Работать и зарабатывать | Работать – это трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу. | Работа в малых группах. Игра «Что создаётся трудом?», викторина «Угадай профессию» |
4 | Все профессии важны! | Знакомство с профессиями. Продукты труда –товары и услуги | Загадки, интерактивная игра «Угадай профессию» |
5 | Все профессии важны! | Продукты труда –товары и услуги.
Продукты труда используются человеком для себя и для продажи. |
Социо–игровая технология (работа в малых группах). Сюжетно–ролевая игра «Кто зарабатывает деньги в семье» |
6 | Трудиться всегда пригодится | Что будет, если люди перестанут работать и зарабатываь | Беседа, чтение, рисование
Беседа «Деньги в сказках» |
7 | Деловая игра «В магазине» | Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах | Беседа, сюжетно–ролевая игра «Магазин» |
8 | Труд во благо | Закрепление материала | Итоговое мероприятие по теме |
Тема: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем? | |||
9 | Как придумали деньги | Деньги–вознаграждение за проделанную работу, мера оценки труда | Беседа, чтение, слушание, загадки |
10 | Какие бывают деньги | Виды денег (монеты, банкноты) | Беседа, исследование, чтение, рисование «Рисуем деньги для группы» |
11 | Как выглядят деньги и откуда берутся | Изготовление денег: печать, чеканка | Беседа, чтение, исследование. Стенд «Деньги старинные и современные» |
12 | Как деньги попадают к нам в дом | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд | Беседа, обсуждение, игра–презентация «Как потопаешь, так и полопаешь» |
13 | Что такое семейный бюджет | Заработная плата родителей, пенсия бабушек и дедушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом. | Чтение,беседа. Сказка «Трудовые деньги», рассказ «Отец и сын» |
14 | Игра «Поиск сокровищ» | Что служило деньками для древних людей | Виртуальное путешествие, беседа |
15 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны | Закрепление материала | Итоговое мероприятие по теме |
Тема: Продаём, покупаем, обмениваем | |||
16 | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека. Капризы | Беседа, игра «Выбираем самое важное» |
17 | Потребности и желания | Соотносим потребности, желания и возможности | Ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма» |
18 | Не имей сто рублей а имей сто друзей | Что такое дружба и каким должен быть настоящий друг | Беседа, ситуационные задачи |
19 | Где покупают и продают разные товары | Торговые предприятия: магазины, ларьки, киоски | Игра «Где что купить», рисование |
20 | Где покупают и продают разные товары | Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры | Обсуждение, тематический стенд, чтение |
21 | Наша мастерская | Изготавливаем товары для ярмарки: рисуем, вырезаем, клеим, лепим | Творческо-трудовая деятельность |
22 | Наша мастерская | Изготавливаем товары для ярмарки: рисуем, вырезаем, клеим, лепим | Творческо–трудовая деятельность |
23 | Стоимость и цена товара | Товар–стоимость–цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок:затраченные материалы, наше время и труд),формируем цену | Игра «Сколько что стоит», беседа «как складывается стоимость товара» |
24 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | Формируем правильное отношение к рекламе | Сюжетно–ролевая игра, Рекламируем свой товар |
25 | Создаем рекламу | Формируем правильное отношение к рекламе | Рекламируем книжки для группы, игрушки для мини–спектаклей |
26 | Выгодно–невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца; обмен, подарок | Ситуационные задачи,игра «Выгодно–невыгодно» |
27 | Обмен–подарок | Волшебные правила для покупателя и продавца; обмен, подарок | Сказка «Как старик корову продавал». Обсуждение «Что может реклама» |
28 | Русская ярмарка | Атрибуты русской ярмарки: шуты, зазывали, скоморохи, петрушка. Используем деньги для группы, придуманные ранее. | Игра–праздник «Русская ярмарка» |
29 | Сюжетно–ролевая игра «Торговый центр» | Закрепление материала: труд, деньги, товар | Работа в подгруппах |
30 | Сюжетно–ролевая игра «Магазин «Детский мир» | Знакомство с профессиями продавца, кассира. | Работа в подгруппах |
31 | Сколько нужно человеку | Основные потребности человека, доходы–расходы | Беседа, чтение, игра-хпрезентация |
32 | «Копейка рубль бережёт» | Умение правильно делать покупки, что такое экономить. Хочу–надо | Беседа, ситуационные задачи |
III. Организационный раздел программы
Материально–техническое обеспечение:
Технические средства обучения | Ноутбук, колонки, принтер, |
Учебно–методические пособия | Игрушки, сборники упражнений по финансовой грамотности, презентации, мультфильмы, папки–передвижки, художественная литература, костюмы |
Раздаточный материал | Дидактические игры, карточки, игрушечные деньги, материалы для рисования, лепки |
Комплекс дидактических материалов:
– копилка с набором разных монет и банкнот;
– счеты;
– модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;
– карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;
– конверты разного цвета с карточками;
– картинки с изображением людей разных профессий; – картинки с изображением инструментов;
– схемы для составления описательных рассказов;
– плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; – макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;
– «товары» для магазина: муляжи продуктов;
– «товары» для дома;
– таблички с ценами на все товары;
– изображение пластиковой карты, две пластиковые карты; – таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;
– «ценники»; – плакат с изображением пар товаров;
– плакат с изображением внутреннего устройства банка;
– таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;
– иллюстрации: договоры, чековая лента;
– таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист»;
– полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;
– сюжетные картинки;
– карточки–картинки с изображением сказочных героев;
– план-карта города, фото предприятий.
Произведения детской художественной литературы (для чтения с детьми):
С. А. Маршак «Откуда стол пришел»,
Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»,
С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники»,
В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.),
Сказки авторские и народные: «Морозко»,
В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена»,
Ш. Перро «Кот в сапогах»,
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
Э.Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены»,
Э.Успенский «Дядя Федер, пёс и кот»,
Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.),
Сказки, рассказы Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)
С. Михалков «Как старик корову продавал»
Х.–К. Андерсен «Новое платье короля»
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Народная сказка «Мена»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
Народная сказка «Жадная старуха»
Народная сказка «Чудесная рубашка»
Обучающий видеоконтент:
Серия видео–мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
– Азбука денег тётушки Совы – Что такое деньги?
– Азбука денег тётушки Совы – Умение экономить.
– Азбука денег тётушки Совы – Карманные деньги.
– Азбука денег тётушки Совы – Потребности и возможности.
– Азбука денег тётушки Совы – Домашние питомцы.
Фиксики – Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977. «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм–песенка для малышей). Союзмультфильм «Так сойдёт». Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки». Союзмультфильм «Сказка про лень». Мультсериал «Навигатум»: – Профессия «Ветеринар» – «Детский стоматолог»
Список литературы:
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), – Калининград, 2013.–26 с.
2.Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника
3.Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с
4.Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
5.Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой грамотности для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
6.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
Методы и средства оценки результативности реализации дополнительной программы детей 5 –7 лет.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
– Наблюдение.
– Беседы.
– Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
По наличию и совокупности показателей можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком (см.Приложение
Приложение 1
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности
(для детей 5–7 лет)
« Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку–труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Содержание
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех,
с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных
героев, просит отгадать их профессии. Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам – с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
«Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо-молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант: дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках.
«Назови профессии»
Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной профессии.
«Товарный поезд»
Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара. Классифицировать по месту производства.
Материал: карточки с изображением товара, изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, посуда, игрушки, одежда и т.д.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года; мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
«Наоборот»
Цель: научить самостоятельно находить противоположные по смыслу слова.
Материал: подбор слов противоположного значения.
Содержание: воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
Игра «Умелые руки»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5–6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
Игра «Груша–яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Материал: бумага, карандаши, ножницы.
Содержание:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1–5.
Содержание: Выдайте детям мелкие монеты, по 2–3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра–соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто как работает?»
Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал: лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Содержание: покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше – трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5–6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
Игра «Что важнее»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2–3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Игра «Мы художники»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2–3), дается задание – сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
Приложение 2
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Уровень | Кол-во баллов | Показатели |
высокий | 3 | Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу |
средний | 2 | Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность; бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели |
низкий | 1 | Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; не проявляет упорства в достижении цели. |