Путешествие по Волге

№ 132

(НОД в подготовительной группе)

Лейсан ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Презентация

Цели:

– расширять и углублять знания и представления детей о нашей многонациональной Родине, о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги;

– формировать патриотические чувства, закрепить знание государственных символов страны;

– развивать интерес к традициям и культуре разных народов;

– воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному краю, уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

– приобщать детей к истокам народной культуры. Обогащать словарный запас детей;

– активизировать словарь детей пословицами и поговорками;

– закреплять умение поддерживать беседу. Активно принимать участие в диалоге.

Предварительная работа. Беседы об истории России, Поволжья, г. Казани. Знакомство с символикой страны и народов Поволжья. Знакомство с культурой и традициями русского народа и народов других национальностей. Разучивание песни на татарском языке, стихотворения. Знакомство с фольклором. Чтение художественной литературы.

Оборудование. Карта республик Поволжья, фартук из бумаги и элементы марийского узора, курай, экран, мультимедийная установка, национальные костюмы народов Поволжья.

Ход занятия

(Дети заходят под музыку.)

Придумано кем-то просто и мудро,

при встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» – скажем друг другу.

«Доброе утро!» – подружке и другу.

«Доброе утро!» – скажем гостям,

Чтоб улыбнулись приветливо нам.

«Доброе утро!» – солнышку красному,

Самому чистому, самому ясному.

И пусть согревают нас солнца лучи,

Лучи теплоты и лучи доброты.

Воспитатель. Ребята, я знаю вам нравится путешествовать, играть, узнавать что-то новое и интересное. А чему будет посвящена наша сегодняшняя встреча, вы узнаете, если догадаетесь, что же я нарисую своим волшебным карандашом?

Я возьму карандаш, нарисую дом.

Нарисую небо и солнце над ним.

Чтобы было теплее тем, кто в доме живет,

Нарисую трубу, из нее вьется дым.

Я возьму карандаш, нарисую цветы.

Нарисую кусты и деревья вокруг.

Чтоб всегда была свежесть в этом саду,

Нарисую я дождь, станет радостней вдруг.

Я возьму карандаш, нарисую лес.

Нарисую поляну и змейку реки.

Чтобы мир и покой был на этой земле,

Нарисую, как голубь в небе летит.

Воспитатель. Ребята, скажите, что я нарисовала?

Как можно назвать все, что я нарисовала, одним словом?

Дети. Родина.

(Слайд 1) На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она!

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

Ее мы Родиной зовем,

А Родина – одна!

Воспитатель. А что такое Родина?

Дети. Родина – это страна, в которой мы родились и живём. Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки. Родина – это наша поселок. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

Воспитатель. Мы с вами живем в огромной прекрасной стране. Как у каждого человека, у нашей Родины есть имя. Как же называется наша Родина?

Дети. Россия. (Слайд 2)

Воспитатель. Да, правильно, Россия. Давайте, мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Посмотрите, какая она большая. Чтобы добраться с одного ее края на другой, нужно ехать на поезде целую неделю! (Слайд3)

Ребята, в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: край, город, деревня, улица, дом, где он родился и живет. Это место называется малой Родиной. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Россия. Как же называется республика, в котором мы родились и живем?

Дети. Татарстан.

Воспитатель. А как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети. Казань.

Воспитатель. Ребята, на берегу каких рек стоит Казань?

Дети. Волга, Казанка.

Воспитатель. А как называется самая величественная, полноводная река России?

Дети. Волга.

Воспитатель. Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке. (Слайд 4 – река Волга.)

А как вы считаете, почему нас называют волжанами? (Ответы детей.) Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.

Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?

Дети. Русские, татары, башкиры, чуваши, мордва… (Слайд 4 – река Волга)

Воспитатель.

В самом сердце великой России

Волга-матушка вольно течет.

Вдоль реки нашей полной, могучей

Здесь народ разный мирно живет.

Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? (Утвердительные ответы детей.) Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать.

А хотите отправиться в путешествие по Поволжью? Я знаю одно туристическое агентство, оно как раз занимается путешествиями, а называется это агентство «Волжские путешествия». Давайте позвоним им и узнаем, куда мы можем отправиться. (Звонок в турагентство — слайд 5.)

Воспитатель. Здравствуйте. Мы с ребятами хотим совершить путешествие по Волге. Что вы нам можете предложить?

Турагент (аудиозапись). Здравствуйте. Наше туристическое агентство предлагает вам совершить виртуальное путешествие по республикам Поволжья не выходя из этого зала. Именно сегодня, именно сейчас, с очень большой скидкой и только для вас горящий тур в три республики Поволжья: Республику Чувашию, Республику Марий-Эл и Республику Башкортостан. Мы вам расскажем много интересного о каждой республике. Познакомим вас с бытом и традициями народов Поволжья.

Воспитатель. Ну как, ребята? Хотите отправиться в путешествие?

Дети. Да!

Воспитатель. А чтобы не забыть увиденное, предлагаю нам составить схему-карту, которую мы покажет своим друзьям, когда вернемся домой. Наша карта будет располагаться на большом листе бумаги. (Показываю ватман наклеенный на доску.) Как вы вы думаете, что мы можем приклеить в центр нашего листа? Куда мы сейчас отправимся?

Дети. В республики Поволжья.

Воспитатель. Ребята, наше виртуальное путешествие будет долгим и прежде чем мы займем свои места, предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это – я! (руки на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит, (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там леса! (поворот вправо)

А там – поля! (поворот влево)

Здесь – друзья, (поворот головы)

И здесь друзья. (поворот головы)

Здравствуй, дом – ты самый лучший, (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край, ты мой могучий!

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир! (руки наверх)

Встречай меня! (на грудь)

Воспитатель. Мы немного отдохнули, теперь садитесь поудобнее перед экраном. Отправляемся в путь. Наша первая остановка – Республика Чувашия. (Звучит чувашская мелодия — на экране город Чебоксары. Слайд № 6.)

(Встречает воспитатель в чувашском национальном костюме и здоровается по-чувашски: салам. Дети и гости тоже здороваются по-чувашски.

Воспитатель. Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Чебоксары.

Красива древняя чувашская земля, воспетая поэтами и композиторами. Самое главное ее богатство – талантливый и трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции.

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!

И имя, и язык твой — сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, –

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе.

Воспитатель. (На слайде № 7 государственные символы Республики Чувашии.) Государственный герб Чувашии представляет собой щит, на котором изображено «Древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. Светло-желтый – цвет солнца, дарующий жизнь всему на земле. Восьмиугольная звезда выражает красоту и совершенство. На флаге мы тоже видим «Древо жизни».

(Слайд № 8) Национальные блюда чувашей: ширтан, хуран кукли, какай шурпи и другие. (Слайд № 9 – 11) Национальные праздники чувашей: Мăнкун, Акатуй, Саварни и др.

Игра Ручейки (Юхан шывсем.

(Игроки делятся на 2 – 3 команды и строятся друг за другом в разных частях. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.)

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»  (Слайд № 12)

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые национальные чувашские костюмы.

Спасибо вам за интересный рассказ о Чувашии. До свидания! Сау булыгыз! Ребята прежде чем мы продолжим наше путешествие по Поволжью, давайте заполним нашу карту. Что нового мы узнали про Республику Чувашию. (Заполнение интелект карты.) Молодцы, занимайте свои места, отправляемся в Республику Марий Эл.

(Звучит марийская музыка. На экране город Йошкар – Ола. Слайд № 13.)

(Встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается по-марийски: сай. Дети и гости тоже здороваются по-марийски.)

Воспитатель. Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Йошкар-Ола. Марийский край – это край, где много рек, озер и лесов. Край красив своей природой, талантливым марийским народом.

(На слайде № 14 государственные символы Марий Эл.)

Воспитатель. Как вы думаете, что изображено на слайде? Правильно, это флаг и герб. Какой республики? Как вы думаете?

Дети. Республики Марий Эл.

Воспитатель. Давайте, рассмотрим их. Кто может описать флаг?

Дети. Прямоугольник, три полоски синего, белового и красного цвета и элемент национального марийского узора.

Воспитатель. А кто сможет рассказать про герб? Что на нем изображено? А как вы думаете, почему изображен медведь? Для чего ему щит и меч?

(На щите герба Марий Эл изображен медведь. В одной лапе он держит щит, в другой – меч. Щит украшен золотой короной в стиле национального орнамента. Слайд № 15.)

Воспитатель. А это национальные костюмы марийцев. Посмотрите, какие красивые национальные чувашские костюмы! А хотите украсить фартук национальным орнаментом?

Дидактическая игра «Составь узор». Составление марийского орнамента на фартуке по образцу.

(На мольберте образец фартука с узором, три стола, на столах на каждого ребенка фартук из бумаги и поднос с элементами узора. Дети украшают фартук узором и показывают гостям.) (Слайд № 16)

Воспитатель. Основой марийской народной кухни являются дары лесов, полей, рек и озер – рыба, дичь, грибы, всевозможные травы и ягоды. Картофель у марийского народа считается «вторым хлебом». Широко используются молочные продукты.

Национальные блюда марийцев: кравец, комнамелна, ватрушка (пэрэмэч), пирожки, сокта и другие.

(Слайды № 17, 18) Национальные праздники марийцев: праздник печки, праздник цветов, праздник урожая, праздник новой каши.

Воспитатель. Спасибо вам за интересный рассказ про Республику Марий Эл. До свидания! Сау булыгыз! Ребята, про какую республику мы сейчас говорили? Что нового мы узнали про республику Марий Эль. (Заполнение интелект карты.) Продолжаем наше путешествие, отправляемся в Республику Башкортостан.

(Звучит башкирская музыка. На экране – город Уфа. Слайд № 19.)

(Встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается по-башкирски: Һаумыһыгыз. Дети и гости тоже здороваются по- башкирски.)

Воспитатель. Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Уфу!

Льется песня родного курая,

Мы — башкиры, в Поволжье живем.

В благодарность богатому краю

По-башкирски танцуем, поем.

– Наш герой – Салават, им гордимся,

Так историю мы узнаем.

По крупицам культуры страницы

Любим, учим и все бережем.

(На слайде № 20 – государственные символы Республики Башкирии).

Воспитатель. Как вы уже догадались, это флаг и герб … какой республики?

Чем отличаются флаг и герб Башкирии от тех, с которыми мы уже познакомились?

(На государственном гербе Республики Башкортостан изображен памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей. Флаг – прямоугольник, полоски синего, белого, зеленого цвета, в середине цветок курая.)

Музыкальная игра с кураем.

Воспитатель. У башкир есть национальный духовой инструмент. Может, кто-нибудь знает, как он называется?  А хотите с ним поиграть?

(Дети встают в круг. Под музыку курай передают из рук в руки. По окончании музыки ребенок, у которого в руках остался курай, выходит в середину. Звучит фонограмма. Ребенок имитирует игру на инструменте. Дети танцуют.) (Слайд №21)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые национальные костюмы башкир. (Слайд № 22)

Национальные блюда башкиров: шурпа, чак-чак, кумыс, корт, вяленный гусь и т.д. Многие блюда являются «универсальными» – они могут служить одновременно и первыми и вторыми. (Слайд № 23)

Национальные праздники башкир: каргатуй – праздник посвященный встрече весны, йыйын, сабантуй.

Воспитатель. Спасибо вам за интересный рассказ о Башкирии. До свидания! Сау булыгыз! Ребята, давайте заполним нашу карту. Что мы узнали про Республику Башкортостан. (Заполнение интелект карты.)

Воспитатель. Ребята мы побывали с вами на берегах прекрасной реки Волги. Познакомились с традициями и культурой народов, живущих в Поволжье, приобрели новых друзей. А сейчас нам пора возвращаться в свой родной Татарстан, в город Казань. (Слайд № 24)

(Звучит татарская мелодия. Встречает всех воспитатель в татарском костюме.)

Воспитатель (в татарском костюме). Исәнмесез. Как я рада вас снова видеть. Дети, понравилось вам путешествие? А что интересного вы увидели? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие! Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель (в татарском костюме). А чтобы дружба народов всегда была крепкая, вы должны помнить и соблюдать правила! (Слайд 25)

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, — обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

Воспитатель. А сейчас дети расскажут про нашу большую дружную семью стихотворение.

1-й ребенок.

Пусть мы такие разные

У нас одна семья.

И дружба народов

Не просто слова!

2-й ребенок.

Пусть мирные звезды

Над миром горят.

И дружба не знает

Границ и преград!

3-й ребенок.

Дружба народов

На все времена.

Пусть на нашей планете

Исчезнет вражда!

(Под музыку уходят.)