Профориентационная работа в условиях образовательного учреждения

№ 160

Разиля ГАБДУЛГАНИЕВА,

учитель технологии лицея № 110 г. Казани

Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации. Профориентация должна не просто помогать обучающимся выбрать профессию, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Общество представляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, профессиональную подготовку и обеспечение безопасности. Новые социально – экономические условия, в которых функционирует российское образование, предполагают наличие у человека общественно значимых компетенций, владение которыми позволяет адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики. Очевидно, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного обучения.

Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям:

  • мотивационный;
  • информационный;
  • практический.

Показателями мотивационного критерия выступают такие, как наличие мотивов, положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, побуждение к действию.

Информационный критерий включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Ученик должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, правила выбора профессии.

Показателями деятельностно-практического критерия являются: умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии.

Так же для качественного улучшения профориентационной работы очень важным моментом является необходимость организационно-структурных преобразований в системе профориентации школьников, которые возможно реализовать только в кластерной среде, предполагающей формирование и развитие образовательных кластеров.

В чём преимущества образовательного кластера?

  • Возможность использования ресурсов участников кластера (материальная база, кадры и прочие).
  • Введение в сферу образования наиболее современного предметного и технологического содержания.
  • Преемственность образования разных уровней.
  • Построение индивидуальных траекторий профориентации.
  • Непрерывное «погружение» обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.

Профессиональные пробы позволяют:

1. Попробовать свои силы в конкретной специальности.

2. Получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.

Профориентационная работа должна быть построена так, чтобы помочь школьникам:

– правильно определить свои профессиональные склонности;

– оценить свои способности (не завысить и не занизить цели профессиональной подготовки);

– учесть конъюнктуру на рынке труда;

– исходить из реальных возможностей получения образования.

Для более успешного прохождения профессиональных проб учащиеся должны быть способны:

– определять потребности и возможности своей деятельности;

– находить и использовать необходимую информацию;

– выдвигать идеи для решения возникающих задач (разработка этапов выполнения и выбор технологии);

– планировать, организовывать и выполнять работу;

– анализировать результат каждого этапа, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продуктов деятельности.

Профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.