Проекты, меняющие жизнь
№ 109
Алена БАЛОБАНОВА,
старший методист управления образования Елабужского района
Происходящие социально-экономические изменения в современном мире привели к необходимости обновления в системе образования: развитие новых подходов, педагогических технологий, направленных на системно-деятельностный подход в обучении. Развитие у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия – вот основные «постулаты» в формировании у обучающихся универсальных учебных действий. Одной из эффективных форм организации образовательного процесса, с помощью которой можно достичь высоких образовательных результатов, и является проектная деятельность.
Проектная деятельность как в школе, так и в детском саду считается актуальной, так как сегодня необходима переориентация и профориентация обучения, о чём говорится в федеральных государственных образовательных стандартах. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не были бы получены с помощью традиционных методов обучения, а помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным, пригодным для реальной жизни.
Проектно-исследовательская деятельность, представленная в нашем Елабужском районе, очень актуальна и эффективна как в школе, так и в детском саду «Проекты, меняющие школу»:
Проект «Одаренные дети» включает в себя работу по следующим направлениям: проведение научно-практической конференции и конкурса исследовательских работ для младших школьников «Наше наследие», издание школьной газеты «Гимназист», работа театральной студии «OVATION» (на английском языке), работа вокальной студии «Радуга», а также функционирование научного общества учащихся «Эрудит».
Уникальность проекта «Компьютерное моделирование. Живи техническим творчеством!» заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном проекте, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.
Для ответа на вопрос «Почему родное село Танайка называют луковой столицей Татарстана?» реализуется проект «Господин лук». В ходе работы над проектом изучается: история возделывания лука в родном селе, пищевая ценность и полезные свойства лука, традиционные танаевские рецепты из лука; этапы возделывания лука как трехлетней культуры на пришкольном участке.
Работа учащихся над проектом «Гринрейнджеры» очень перспективна в аспекте их профессиональной ориентации, так как вырабатывает мотивационную основу в учебе, самостоятельность, навыки работы с различными источниками информации и использованию её. У учащихся появляется потребность дальнейшего экологического образования в качестве профессионального, либо экологического самообразования.
Цель проекта «Есть только миг, между прошлым и будущим» – сохранение преемственности поколений, формирование уважения к военной истории России, гражданской позиции, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Проект реализуется путем поиска необходимой информации; анализа и оценки собственных творческих и деловых возможностей; проявления заботы о ветеранах фронта и тружениках тыла.
Цель проекта «Музейно-выставочный комплекс в новом информационном пространстве школы» – создание школьного краеведческого музейно-выставочного комплекса, как центра нравственно-патриотического воспитания обучающихся, своеобразного центра единения всех поколений жителей села, способствующего повышению интереса обучающихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Проект «Туристско-краеведческая деятельность» направлен на нравственное и духовное воспитание, физическое оздоровление, социализацию и развитие коммуникативных качеств детей. В результате реализации проекта у подростков вырабатывается сознательная дисциплина, настойчивость, ответственность, умение преодолевать трудности. Проект реализуется по трем направлениям: спортивное ориентирование, туризм, краеведение.
Проект «Академия успешного ученика» направлен на создание социальной среды, способствующей успешной социализации учеников; развитие у каждого ученика потребности в саморазвитии и самореализации; развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия.
Проект «Материализация мечты. M&M» направлен на самореализацию технических способностей детей и осуществляется в два этапа: создание игрушек, основанных на физических принципах и создание более сложных механизмов, способных выполнять конкретные задачи.
Проект «Интернет-студия подростковой журналистики «Восьмая школа» направлен на развитие подростковой журналистики в Елабужском районе и в Республике Татарстан, раскрытие творческого потенциала учащихся. Коллектив пишет сценарии, снимает и публикует на платформе YouTube видеосюжеты различной тематической направленности. Канал на YouTube имеет постоянную аудиторию в 2100 зрителей, а самый известный видеосюжет набрал 58 000 просмотров.
Проект «Музей национального образования: знай историю, береги культуру» направлен на изучение, хранение духовной культуры национального образования в условиях современных реалий. Программа проекта предполагает овладение учащимися навыками исследовательской деятельности, работа с архивными документами; умение анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
Проект «Конструирование воспитательного процесса с учетом требований стандартов нового поколения» – это превращение школы Знания в школу Воспитания посредством применения таких технологий как: технология коллективного творческого воспитания, технология индивидуального рефлексивного самовоспитания, технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании и т.п.
Начальное конструирование и моделирование, обучение, практический эксперимент – вот основополагающие элементы проекта «Робототехника – первый шаг к открытиям».
Проекты, меняющие детский сад:
– проект «Синьор Помидор» предназначен для воспитанников старших групп детского сада и предоставляет детям возможность самостоятельно познавать окружающий мир, содействует развитию творческой исследовательской активности детей, а полученные в опытно-экспериментальной деятельности знания воспитанники применяют в жизни;
– проект «От зернышка до чак-чака» направлен на привитие у детей нравственных ценностей, воспитания уважения к труду хлеборобов и знающих, каким способом получают хлеб и какой путь он проходит, чтобы попасть к нам на стол. Проект рассчитан на старший дошкольный возраст, родителей и педагогов, в ходе которого прослеживается весь путь хлеба: от зернышка до чак-чака, показано разнообразие хлебобулочной продукции;
– проект «Основы робототехники» ориентирован на детей и педагогов, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение инженерного мышления всех участников проекта. Уникальность данного проекта заключается в том, чтобы развить у ребенка сразу несколько важнейших навыков: инженерия, программирование, конструирование и, конечно же, полет творческой фантазии;
– проект «Татарская национальная кухня с «Поварёшкой» создан с целью формирования у детей представления о культуре родного края, традициях; знакомства с национальными блюдами, технологией их приготовления. Проект реализуется в рамках программы дополнительного образования по кулинарии с дошкольниками «Поварёшка»;
– проект «Без бердәм!» направлен на установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах национального воспитания и развития детей дошкольного возраста;
– в проекте «Мозаика игр» представлена практическая работа по использованию развивающих игр, необходимых для полноценного интеллектуального развития дошкольников, начиная с 3-х лет;
– проект «Театральный калейдоскоп» ориентирован на детей с ОВЗ с целью вовлечения их в театральную деятельность и обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, коррекции психоэмоционального состояния, а так же влияет на развитие многих компонентов личности детей данной категории, а также является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста;
– проект «Музей в детском саду» помогает решать многие задачи дошкольного образования, и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования, а также приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности;
– проект «Семейная академия спорта» направлен на формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни, достижение гармонии с природой, самим собой и обществом;
– проекты «Зеленая дверца природы», «Эколята», «Любить природу – творить добро!» направлены на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, содержат комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников: образовательную, опытно-экспериментальную деятельность, игры, развлечения, наблюдения и экскурсии, работу с родителями, взаимодействие с социумом, природоохранные акции;
– проект «Народные игры в культуре народов Поволжья» нацелен на привлечение детей старшего дошкольного возраста к истокам татарской народной культуры; повышение компетентности родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств через татарский народный фольклор: танцы, игры песни, потешки и т.д.;
– творческий проект «Мультфильм из пластилина» дает возможность приобщения дошкольников с нарушением зрения к социокультурным нормам, развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству посредством современных образовательных технологий. В процессе работы над мультфильмом решаются задачи развития зрительного восприятия, тактильно-мнемической чувствительности, формирования пространственных представлений, что важно для детей с особыми образовательными потребностями;
– проект «Огород – круглый год» разработан с целью освоения детьми экологических знаний, трудовых навыков. Дети научатся ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской, познавательной и трудовой деятельности, формировать такие понятие как «природа – человек».
Известно, что проектная деятельность требует довольно высокого педагогического мастерства от педагога. Поэтому педагоги, представившие свои авторские проекты, – это педагоги-новаторы, педагоги-наставники, педагоги-тьюторы, педагогическая элита Елабужского района.