Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников

№ 177

Диляра ВАЛЕЕВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №141 г. Казани

Ильмира САЛИХЗЯНОВА,

учитель высшей квалификационной категории татарского языка и литературы гимназии №141 г. Казани

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая:

ü    учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия,

ü     развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу,

ü    создает условия для самостоятельной активности, сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Цели проектной деятельности:

ü    Формирование познавательных мотивов учения;

ü    Развитие самостоятельности и творческого потенциала личности учащегося;

ü    Развитие исследовательских умений.

В результате проектной деятельности, учащиеся приобретают навыки исследования:

ü    видеть проблему;

ü    задавать вопросы;

ü    давать определение понятиям;

ü    классифицировать;

ü    наблюдать;

ü    проводить эксперименты;

ü    делать выводы;

ü    структурировать материал;

ü    доказывать и защищать свои идеи.

Проектная деятельность ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

ü    умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

ü    способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

ü    формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

ü     воспитание целеустремленности и настойчивости;

ü     формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

ü     формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

ü     формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией(сбор, систематизация, хранение, использование).

Проектная деятельность выполняется поэтапно. Выделяют следующие этапы подготовки проекта:

1. Погружение в проект

ü    определение проблемы, темы и целей проекта, проблемных вопросов, творческого названия проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

ü    созданиегрупп учащихся для работы над проектом;

ü    объединение учащихся в группы.

2. Планирование деятельности

ü    распределение ролей между членами группы;

ü    планирование работы;

ü    определение источников информации, способов сбора и анализа информации;

ü    продумывание возможных форм презентации результатов проекта.

3. Поиск информации (осуществление деятельности, выполнение работы)

ü    сбор информации;

ü    самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта;

ü    обсуждение полученных данных в группах.

Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся

4. Оформление результатов

ü    оформление проекта, подготовка презентации;

ü    коллективный анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач.

5. Презентация результатов

ü    защита полученных результатов, выводы%

ü    оценивание и самооценивание работы по проекту участниками, учителем;

ü    подведение итогов выполненной работы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Предлагаем вашему вниманию технологию работы над следующими проектами в I классе:

1-й проект – «Достопримечательности города, в котором я живу» (индивидуальный).

Учебные предметы: окружающий мир, I класс.

Тип проекта: информационный, индивидуальный.

Цели проекта:

ü    заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города;

ü    расширить свои знания о достопримечательностях родного города;

ü    способствовать укреплению семейных связей, общению старшего и младшего поколения;

ü    воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путем исследования достопримечательностей города.

Режим работы: урочный, внеурочный.

Продукт: фоторассказ.

Сроки выполнения: 2 недели.

Задачи:

ü    способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой родины;

ü    воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

ü    развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;

ü    создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

ü    развитие коммуникативно-речевых умений;

ü    научить обобщать и обрабатывать информацию;

ü    обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект.

«О каких достопримечательностях вы хотели бы узнать подробнее?»

Казанский кремль  –4 чел.                    Мечети – 4 чел.

Театры – 4 чел.                                     Храмы – 4 чел.

Музеи – 3 чел.                                         Зоопарк – 1 чел.

Парки – 3 чел.                                         Цирк – 0 чел.

2. Планирование деятельности.

А) Составили план исследования:

ü история объекта с момента постройки до сегодняшнего дня;

ü значение объекта;

ü почему я выбрал этот объект?

ü легенды.

Б) Разработали план мероприятий:

ü  собрать информацию об объекте, используя различные источники;

ü  подготовить фотоотчет.

3. Поиск информации.

Каждый ученик совместно с родителями:

ü  искали информацию о выбранном объекте;

ü  фотографировали объект;

ü  провели экскурсию.

4. Оформление результатов.

Обобщение собранной информации, оформление фоторассказа, подготовка сообщения, репетиция в мини-группах.

5. Презентация.

На уроке окружающего мира заслушали выступления ребят. Провели самооценку проделанной работы с использование сигнальных карточек.

– У меня все получилось…

– У меня все получилось, но были затруднения …

– У меня возникли затруднения…

рфф1

2-й проект – «Я за здоровый образ жизни»

Данную проектную работу выполняли в рамках программы по внеурочной деятельности «Тропинки здоровья». Данная проектная работа направлена на формирование понятия «здоровый образ жизни» и приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта:

ü    формировать понятие «здорового образа жизни».

Задачи:

ü    формировать умение соблюдать санитарно-гигиенические правила, ответственное отношение к своему здоровью;

ü    формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культуры и спортом;

ü    способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

Режим работы: внеурочный.

Время работы: 3 недели.

Продукт: стенгазета, сценка.

Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект.

1-я группа – «Теоретики»;

2-я группа – «Практики»;

3-я группа – «Сценаристы».

2. Планирование деятельности:

А) Составили план (совместно с учителем)

ü    нарисовать рисунки «Здоровый образ жизни»;

ü    подобрать стихи о спорте, витаминах, правилах личной гигиены;

ü    подготовить фоторассказ о виде спорта, которым я занимаюсь;

ü    подобрать сценарий и костюмы для сценки;

ü    оформить стенгазету.

3. Поиск информации.

рфф2

Каждая группа работала самостоятельно. «Теоретики» подбирали стихи, «Практики» готовили фоторассказ о себе, «Сценаристы» подбирали сценарий и костюмы.

4. Оформление результатов.

рфф4

На данном этапе провели выставку рисунков, заслушали рассказы спортсменов нашего класса. Оформили стенгазету. Отрепетировали сценку.

5. Презентация.

С этой проектной работой приняли участие в школьном мероприятии «Поезд здоровья».

3-й проект – «Профессии»

Учебные предметы: окружающий мир, 2 класс.

Тип проекта: творческий, информационный, групповой,

Цель проекта:

ü    расширение кругозора;

ü    пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека;

ü    формирование нравственных ценностей.

Задачи:

ü    развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

рфф5

ü    приобщение к познавательно — исследовательской деятельности;

ü    формирование навыка работать в группах;

ü    развитие чувства ответственности.

Режим работы: урочный, внеурочный.

Время работы: 1 месяц.

Продукт: стенгазета.

Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект.

Разговаривая о профессиях, выяснили, что существует много профессий, о которых мы не знаем. Решили больше узнать о профессиях и о значении каждой профессии в жизни людей. Объединились в группы по личным интересам.

2. Планирование деятельности.

А) Разработали план действий:

ü    посетить «Город профессий»;

ü    собрать информацию о профессиях, используя различные источники;

ü    подобрать загадки, пословицы, поговорки о профессиях;

ü    провести классный час на тему «Профессия каждая – самая важная»;

ü    оформить стенгазету.

Б) Распределили обязанности по поиску информации внутри каждой группы.

3. Поиск информации:

ü посетили «Город профессий»;

ü подобрали загадки, пословицы, поговорки;

ü собрали информацию о понравившейся профессии;

ü провели классный час «Профессия каждая – самая важная».

рфф6

4. Оформление результатов.

На данном этапе ребята проанализировали собранную информацию, отобрали необходимый материал и выполнили творческую работу.

рфф7

5. Презентация.

На уроке окружающего мира ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями,

 

выражали свое мнение о полученных результатах.

Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.