Проектная деятельность как способ формирования самостоятельной личности

 

Рамиль ГАРИФУЛЛИН,

учитель истории и обществознания Старочурилинской средней школы Арского района

Работая в современных условиях модернизации образования и появившихся новых технических и материальных возможностях, изменившихся требованиях к знаниям, умениям и навыкам учеников, необходимо владеть новыми формами и технологиями обучения и воспитания обучающихся.  Готовясь к урокам, необходимо знать, что вызывает интерес у учащихся, какие формы и методы работы дадут хороший, положительный результат. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС. Применение системно-деятельностного подхода заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков,  опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни «здесь» и «сейчас» – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Сегодня востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Эта задача достигается путем использования метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, а также этот метод является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету.

При обучении истории и обществознанию наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся. На уроках истории  использую  небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья»,  «Архитектурные памятники Волжской Булгарии»», «Рыцарский замок», «Средневековая деревня», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу», «Декабристы и наш край» и др. По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.

Отдельно хочу остановиться над проектом «Моя родословная». Сначала учащиеся ознакомились с особенностями составления генеалогического древа, их разновидностями. В дальнейшем дети изучали фотографии семейного альбома и документы. Особенно важные среди них: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации находили в трудовых книжках, грамотах, дипломах, аттестатах. Самым важным источником информации – это родственники: бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д. Их воспоминания особенно ценны для исследования. Проводя беседы с родственниками, дети учатся проводить опрос, правильно задавать вопросы. Современные технологии позволяют все это фиксировать на фото и  видео, что позволит сохранить все это и передать последующим поколениям. Выполнив свои работы, дети с энтузиазмом презентовали свои работы. Есть семьи, где родители сами интересуются историей своей семьи и Родины. В таких семьях удается привлечь и материалы архивов. Так семья Исаевых составила  свое древо с 17 века и содержит информацию 13 поколений.( сопровождается слайдами)

Работая над темой «Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания», был реализован проект « Край ты мой, любимый край». В рамках этого проекта учащиеся получили следующие темы: « Происхождение названия села», «Село в составе Казанского ханства», «Политика христианизации в крае», «Село в 18 – 19 вв.», «Исторические памятники республиканского значения», «Село в период коллективизации и Великой Отечественной войны», «Послевоенный период – современность». Учащиеся активно, по крупинкам собирали материал по истории села. Они работали в архивах, расспрашивали старожилов, встречались с ветеранами войны и тыла. Во время работы над проектом, нам подарили из архива «План застройки» нашего села, утвержденный губернатором в конце 19 века. Из него узнали как проходили улицы и как они назывались. Топонимика отдельных объектов очень интересна. Ныне именуемые: «Барское поле» – это поле, которое принадлежало помещику, «Барский лес» – лес, который ему принадлежал, а «Митькин нос» – это треугольное поле, принадлежавшее его сыну.  После завершения работы все учащиеся защитили свои проекты. Обобщив материал,  оформили исследовательскую работу «Край ты мой, любимый край». Эта проектная  работа занимала призовые места на различных научно-практических конференциях. (сопровождается слайдами)

Каждая эпоха, которую переживает страна, отражается на судьбе каждой семьи. Исследовательская  работа «Отражение судьбы народа в жизни и стихах моего деда» выполненная на базе семейного архива, ученицы 11 класса Идиятуллиной Гульназ, тому подтверждение. Ее дед  Лотфулла Хидиатуллин – ветеран ВОВ. Он оставил после себя множество тетрадей с воспоминаниями и своими стихотворениями. Так как все на татарском языке, мы работали с учителем татарского языка. Собрав его стихотворения  опубликовали его сборник. А из его воспоминаний исследовательский проект, в котором отразились эпоха «Коллективизации», «Войны и послевоенного времени». Отдельные фрагменты его воспоминаний я зачитываю учащимся на своих уроках. Но на этом мы свою работу не завершили. С детьми выучили его стихи, песни на его стихи и инсценировали всю его жизнь. В школу пригласили его детей, внуков, правнуков и соседей. Провели вечер памяти. Все эти мероприятия укрепили связь поколений, а для некоторых родственников открыли «неизвестного для них»  их деда и прадеда.

Подводя итог своему выступлению, хочу отметить,  что в  ходе проектно-исследовательской работы у учащихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. У обучающихся формируется чувство патриотизма и гордости культурным наследием своего народа.