Проект «Виртуальная экскурсия» по изучению родного (татарского) языка и литературного чтения

Раиля СУЛТАНОВА,

учитель- дефектолог Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ

Важная задача педагога – учить детей учиться. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Давно известно, если строить обучение так, чтобы ученик, прилагая усилия и небольшие трудности, добивался результата, его роль будет деятельностной, а результат более радостным.

В современном мире учителю приходится постоянно бороться за внимание и интерес школьников. Вы спросите, с кем же борется учитель? Я отвечу вам: с современными гаджетами и компьютерными играми. Как сделать урок интересным, ярким?  Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ученику урок был в радость и приносил пользу?  Как заставить детей русской национальности полюбить язык Габдуллы Тукая? Что самое главное для меня, как учителя, работающего в XXI веке? Один из способов – применение компьютерных технологий в обучении и воспитании.

Поэтому и возникла необходимость в новой модели обучения, которая построена на основе современных информационных технологий и позволяет нам по-новому построить образовательную систему. ИКТ являются мощным средством наглядности при обучении татарского языка и литературы. Это не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Особенно это актуально для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Для этой категории детей характерны недостаточная дифференцированность ощущений, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. В процессе работы над проектом создаются наиболее благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности.

Цель проекта — формирование и развитие у ребенка положительной мотивации к обучению. Создание условий для свободного общения детей с ОВЗ на татарском языке средствами информационно коммуникативных технологий.

Применение ИКТ в обучении родному языку способствует:

– повышению качества знаний школьников по предмету;

– повышению положительной учебной мотивации;

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

– организация работы над созданием презентаций по изучаемым темам;

– исследование эффективности реализации проекта;

– обмен полученного опыта с коллегами.

Обоснование новизны инновационной идеи проекта.

Рабочая программа учителя составлена таким образом, что итоговые обобщающие уроки проводятся в нетрадиционной форме. Учащиеся, под руководством учителя, непосредственно на уроке работают над созданием «Виртуальной экскурсии» в программе Microsoft Power Point. Этому предшествует необычное домашнее задание. В проекте используются современные компьютерные технологии. Они способствует развитию навыка самостоятельного поиска решения, применения компетенций в реальной жизни. Школьники учатся самостоятельно добывать и применять знания и умения в жизни.

Компьютерные технологии в своей работе используют многие педагоги. Однако, мне в моей работе было необходимо найти такой способ преподнесения материала, который сочетал бы в себе и обучение, и закрепление, и в то же время, чтобы эта работа была интересной для ребят, близка для современного школьника. Именно в этом ценность проекта. Дети, занимаясь интересным для них делом – селфи, фото, видео, публикация в социальных сетях и т.д., систематизируют и закрепляют свои знания и коммуникативные навыки по изучению родного языка.

Данный проект прошел удачную апробацию и во время дистанционного обучения. Его актуальность возросла в разы. Это также очень ценно. Учащиеся с удовольствием принимали участие в создании мультимедийных презентаций и видеофильмов, делали подписи и озвучивание к ним на двух языках (на русском и татарском).

Мультимедийные презентации и видеофильмы предназначены для самоконтроля и самооценки.

В своей практике я использую конспекты — презентации, созданные в разных программах (Microsoft Power Point, Windows Movie Maker).

Форма преподнесения материала оправдана и актуальна. Информационные технологии, использованные в проекте, способствуют развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, восприятия учащихся. Данный проект можно использовать не только в рамках урока, но и на внеклассных и внешкольных мероприятиях, классных часах, вечерних занятиях, в группе продленного дня.

Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта).

Предлагаемый нами проект «Виртуальная экскурсия» представляет собой создание мини-проектов детьми по изучаемым темам. При обобщении лексической темы, учитель предлагает детям организовать проект – презентацию (либо видеофильм) по изучаемой теме. Детям предлагается выполнить необычное, но очень увлекательное домашнее задание – сделать фото, селфи-снимок, снять короткое видео, найти информацию в соцсетях и т.д. по изучаемой теме. На уроке все передают учителю на компьютер подготовленные материалы. После этого учитель, а в последствие умеющий ученик, делают презентацию на изучаемую тему. Такие уроки проходят в нетрадиционной форме.  Дети не сидят за партами, а работают группой. Весь класс превращается в своеобразную студию по созданию проекта. Среди них проходят дискуссии, поступают предложения по улучшению продукта деятельности, они подбирают подходящие картинки и видео файлы, делают подписи и озвучивание на татарском языке. Естественно, весь процесс проходит под руководством педагога. Планируется, что в дальнейшем помощь учителя будет уменьшаться, дети учатся работать более самостоятельно.

Более подробно расскажем на примере обобщающего урока по теме «Моя семья»-«Минем гаиләм». Учитель объявляет, что сегодня мы не будем просить отключать телефоны, а наоборот – просит всех включить Bluetooth, подключиться к интернету (зависит от возможностей гаджетов детей) и перекинуть все подготовленные во время домашнего задания файлы в созданную папку на компьютере учителя.

Учитель: «Сегодня мы отправляемся в виртуальную экскурсию к вам в гости. Вы покажите, как живете, расскажите о традициях вашей семьи, а может быть даже, продемонстрируете свои любимые уголки дома, свою комнату».

Далее класс превращается в рабочую группу по созданию проекта «Моя семья»-«Минем гаиләм». Все просматривают, комментируют свои файлы, составляя и проговаривая фразы на татарском языке. Далее идет работа по созданию презентации. Учитель просит детей вспомнить материал прошедших уроков, изученные слова, и составить фразы – комментарии к слайдам на татарском языке. Презентации, видеофильмы, выполненные в рамках этого проекта, размещаются в социальной сети ВКонтакте на страничке школы, отправляются в мессенджер WhatsApp в классные группы, а также их можно просмотреть во время Школьного кино и на внеклассных мероприятиях.

В основе инновационного проекта лежат следующие технологии:

– коррекционно-развивающее;

– проблемное обучение;

– развитие критического мышления;

– дифференцированный подход к обучению;

– создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами работы над проектом являются:

– креативность (ориентация на творчество);

– нетрадиционные формы уроков;

– использование наглядности.

Применяются следующие приемы:

– групповая дискуссия;

– нетрадиционные формы домашнего задания.

Проект «Виртуальная экскурсия» состоит из так называемых мини-проектов по предлагаемым обобщающим темам. Например, «Приглашаю к себе в гости», «Мое увлечение» и т.д. Проектная деятельность является для детей с ОВЗ большим потенциалом для повышения уровня их мотивации, для развития их самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться.

Реализация проекта предполагает соблюдение перечня условий, требующихся для воплощения идеи в жизнь:

– учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребёнка;

– индивидуальный и деятельностный подходы;

– объединение усилий и координация деятельности педагога с детьми;

– динамичность результата;

– ресурсное обеспечение и техническое оснащение учебного кабинета.

Аналитические мероприятия по оценке эффективности проекта

Для оценки эффективности данного проекта главными критериями являются:

– мотивация школьников к изучению татарского языка через информационные технологии;

– навыки общения детей между собой на татарском языке;

– интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.

Диагностика осуществляется с применением следующих методов:

– анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся;

– наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности;

– анкетирование родителей учащихся.

Наблюдение за речевой деятельностью учащихся показало, что ребята стали активнее отвечать на уроках, используют в своих ответах не просто слова, а фразы на татарском языке.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта следующие:

– активизируется и совершенствуется словарный запас учащихся;

– развивается интерес к предмету, мотивация к изучению предмета;

– формируется умение построения диалога, развивается память, мышление;

– происходит коррекция поведения, прививается духовно-нравственное воспитание на основе изучения литературы на родном языке.

В дальнейшем планируется продолжить работу в направлении обучения детей с ОВЗ.

В планах составить и разработать серию презентаций и видео по изучаемым темам.

Работа по использованию ИКТ, по обучению детей татарскому языку, является актуальной и требует дальнейшей реализации. Проектная деятельность очень интересна для старших школьников и формирует многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности.

Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации учителя; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий учениками; сохранение и укрепление здоровья детей; повышение качества обучения и воспитания.

Технологическая карта урока родного (татарского) языка

Тема «Моя семья» «Минем гаиләм»

 

Класс 7

 

Форма проведения Нестандартный творческий урок с использованием ИКТ
Цель Развивать у детей познавательные интересы, речевую активность.
Воспитательные задачи Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи
Коррекционно-развивающие задачи Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении» введение в словарь детей существительных; глаголов, характеризующих трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие навыка работы на компьютере, составление презентации.
Образовательные задачи Углубление и обобщение представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.
Планируемый результат Создание проекта на тему «Моя семья» «Минем гаиләм»
Методы и приемы Информационно-коммуникативные технологии

 

Наглядные средства Компьютер, личные телефоны, планшеты детей, мультимедиа проектор, экран.
Предварительная работа Подготовка фото и видео файлов
Структура занятия Психологический настрой, вводный организационный момент.

Вводная беседа о семье, ее членах.

Проверка домашнего задания, сбор информации для проектной работы.

Основная часть. Организация и непосредственное выполнение проекта.

Предварительный просмотр проекта.

Итог урока.