Проблемы и пути решения национального воспитания в школе
№ 161
Альфия ШАРИФЬЯНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Петровскозаводской средней школы Сармановского района
Национальное воспитание – это созданная на протяжении веков самим народом порядком взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных развивать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации, передавать ей социальный опыт.
Важность создания системы национального воспитания складывается спросом общества во всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческие потенции национальных и общечеловеческих ценностей.
Основной целью национального воспитания на современном этапе является распространение молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности.
Важнейшей общественной чертой является зрелость национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя своей Родины. Воспитание национального самосознания предусматривает в осознание учащимися своей этнической общности, национальных ценностей (языка, территории, культуры), ощущение своей причастности к развитию национальной государственности, патриотизм, способствует утверждению собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю.
В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся через национальное воспитание как можно больше общечеловеческого.
Мы не должны забывать, что школа всегда была и есть хранилище национальных традиций. Именно в школе развивается человек, здесь формируются знания, убеждения, мораль.
Ведущая роль в современных условиях социокультурного развития национальному образованию принадлежит в сохранении и формировании у подрастающего поколения национального самосознания. Обновление и развитие национального образования в нашей школе тесно связаны с ведущими концепциями, опираясь на которые целенаправленно строится педагогический процесс, осмысленно осуществляется подход к отбору содержания образования, к выбору дидактических средств и методов обучения, к организации учебной деятельности.
В нашей школе приоритетное направление по развитию национального образования определено на основе важных государственных документов: Законы «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», «Концепция развития национального образования», «Об образовании», «Программа по изучению сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в республике».
Решаются основные задачи по следующим направлениям:
– создание условий для реального осуществления обучения и воспитания на родном языке детей татар и других национальностей;
– выявление и развитие способных и талантливых учащихся;
– отслеживание результатов преподавания татарского языка;
– улучшение качественного состава преподавателей татарского языка и литературы и учителей предметников, ведущих обучение на татарском языке;
– повышение их квалификации, самообразование;
– создание системы непрерывного национального образования
В школе ведется систематическая работа по совершенствованию этнокультурного воспитания школьников. Этнокультура учащихся идёт через приобщение их к культурным, образовательным, языковым традициям народов Республики Татарстан. Это дает положительную динамику развития контингента классов с татарским языком обучения и отражает целенаправленный, программный характер управления развитием национального образования в школе. По развитию национального образования и для улучшения качества работы ставятся следующие задачи:
– инновационное внедрение в национальное образование (в содержание, структуру, формы и методы);
– интегрирование содержания языкового образования (татарско–русского, татарско–русско–английского);
– мониторинг взаимосвязи качеств языковых знаний и коммуникативных умений учащихся с коммуникативно–развивающими и информационными технологиями.
В настоящее время в начальной школе весьма актуальна проблема национального воспитания в частности.
Я работаю в педагогической системе 31 год и за эти годы по данной проблеме у меня накопился огромный методический материал, сложилась определенная система работы. В учебной деятельности реализация национального воспитания происходит на каждом уроке в форме: бесед; выполнения творческих и практических заданий учащимися; самостоятельного поиска материала по данной проблеме.
Примеры:
К уроку «Окружающего мира», ОРКСЭ учащиеся вместе с родителями составляют подборки материалов по теме «Моя семья в истории моей страны», «Мой любимый Татарстан», выполняют генеалогическое древо семьи и другие.
К урокам «Литературного чтения» дети и родители готовят материалы по темам «Наш семейный архив» «Наш край», пословицы разных народов, национальные пословицы татарского народа, и другие.
На уроках дополнительного татарского языка пишем сочинения по темам «Мой родной, любимый край!»; «Заповедные места малой Родины»; «Славная история края» и др.
На уроках «Изобразительного искусства» проводим конкурсы рисунков на темы «Национальный костюм», «Праздники Татарстана».
Во внеклассной воспитательной работе данной проблеме так же уделяю большое внимание, используя различные формы работы, например: учащиеся, разрабатывают проекты, посвященные этнической культуре.
Во время внеурочной деятельности разучиваем и проводим народные игры татарского народа, а их великое множество, и детям очень нравится в них играть «Чума үрдәк», «Чүлмәк», «Аю-бүре» и т.д.
Во внеурочное время провожу классные часы и беседы на темы «Мы – разные, а значит…», «Я гражданин своей страны. Мои права и обязанности», «История государственной символики», «История моей деревни», «Юные герои на полях сражений», «Права ребенка. Охрана детства», праздники с использованием татарских песен, татарского танца, частушек, стихов на татарском языке.
Устные журналы: «Культурно-исторические памятники моей страны», «Путешествие в глубину веков»; «Мои родственники».
Конкурсы:конкурс стихов и рисунков о Родине, конкурс стихов и рисунков о природе, конкурс стихов и рисунков о войне; «Земля наш общий дом», «Наше детство», «Давайте жить дружно».
Проводим мероприятия: «Копилка добрых дел», «Ветераны живут рядом», «Пусть не иссякнет в мире добро», посещаем ветеранов, дарим подарки, посещение музея, посещение библиотек, знакомство с народным фольклором.
Благодаря мероприятиям, отдача от детей большая, ребята в классе разной национальности: армяне, узбеки, русские, чуваши, но все они полюбили татарский язык. И прекрасно понимают друг друга.
Народный фольклор несет в себе содержательную основу национального воспитания: уважение к старшим, как носителям мудрости народа, его традиций, нравственных идеалов; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, учет их возрастных особенностей; трепетное отношение к памяти предков; отзывчивость на чужую беду. В произведениях народного творчества особое внимание уделялось воспитанию любви к малой Родине и республике. Патриотизм в народной педагогике связан с храбростью, отвагой, доблестью, честью и достоинством, жертвенным отношением к долгу, готовностью, верно, служить делу процветания Отечества. Он прививался детям с раннего возраста на примере героев сказок, в которых татарские богатыри, джигиты – побеждали в основном благодаря своей доброте, мудрости и силе.