Проблемно-диалогическая технология в обучении
№ 145
(Мастер-класс)
Валентина КИРИЛЛОВА,
учитель русского языка и литературы лицея-интерната (школа для одаренных детей) города Буинска
Я говорю вам всем, здравствуйте!
И с улыбкой встречаю всех.
Мастер-класс мы начнем. Вы участники.
Только с вами меня ждет успех.
Итак, мой мастер-класс посвящен технологии проблемного диалога в обучении. Сам по себе диалог подразумевает взаимодействие, общение. Я готова к диалогу. А вы? Чтобы это выяснить, я прошу вас выполнить мое задание. Возьмите стикер и напишите одну ассоциацию, которая отвечает на вопрос «Я – сейчас». Это может быть существительное, прилагательное, словосочетание. Например «Я – артист на сцене».
Итак, вы готовы к диалогу?
Я сегодня в роли ведущего мастер-класса поставила цель: показать вместе с вами приемы и методы, которые помогают мне достигать мастерства в работе.
Зачем вы здесь? Замечательно.
Я обращаю ваше внимание к теме мастер-класса «Проблемно-диалогическая технология».
— Что это за технология?
— Давайте, посмотрим, отрывок из кинофильма «По секрету всему свету».
— Как вы думаете, какую технологию иллюстрирует данный отрывок: традиционную или проблемную?
— Мне интересно, как вы определили? (Рассуждения участников мастер-класса)
— Выполните одно задание. Из предложенных символов создайте модель технологии проблемного диалога в обучении.
Вопрос фокус-группе:
— Что получилось? Кто желает представить свою модель?
Ответы участников
Основателем технологии проблемного диалога является Елена Леонидовна Мельникова. Она считает, что эта технология является противоположной технологии традиционного обучения.
Проблемно-технологическая технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания. Также она дает развернутый ответ на вопрос как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, так как обеспечивает высокое качество знаний.
В словосочетании «Проблемный диалог» первое слово означает, что на этапе изучения нового материала должны быть проработаны 2 звена: постановка проблемы и поиск решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока.
Поиск решения – это этап формирования нового знания.
Слово диалог означает, что постановку проблемы и поиск решений ученики осуществляют в ходе выстроенного диалога.
Различают 2 вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик.
На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решений учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет систему вопросов и заданий, где развивается логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы урока. На этапе поиска решений он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новым знаниям.
Также на ПД уроках учитель может сообщить тему урока, используя метод «сообщение темы с мотивирующим приемом». Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (яркое пятно), либо приемом «актуальность». Иногда оба приема используются одновременно.
А сейчас выполним практическое задание.
— Разберите слова по составу (раздаём карточки)
ВАЗОЧКА, ЯБЛОЧКО, БЕЛОЧКА, БАБОЧКА
Разобрали.
— Какое было задание? (разобрать по составу)
— Какие получились результаты? Все ли разобрали одинаково?
— Чем они интересны?
(Все слова немного похожи (существительные); во всех словах есть -ОЧК-; не везде –ОЧК- — это суффикс. Если не сказали об этом, задать вопрос: одной ли морфемой является –ОЧК- во всех словах?)
— Проблемный вопрос: Какие у вас были основания для выделения морфем?
Прошу вас выдвинуть свои варианты, гипотезы:
Подобрать однокоренные слова.
Найти слово, от которого образовано данное слово.
Есть уменьшительный суффикс -ОЧК- , и мы смело можем его выделять (если не назвали этот пункт, задаю вопрос: помните ли вы значение суффикса -·ОЧК-?)
Комментарии:
— На данном этапе вы выдвинули несколько гипотез. Проверим, верны эти гипотезы или нет.
Проверим гипотезу – подобрать однокоренные слова:
Возьмём слово «бабочка». Попробуйте подобрать однокоренные слова. Нет такой возможности.
Вывод: не для всех слов можно подобрать однокоренные слова, следовательно, гипотеза о том, что именно подбор однокоренных слов является основанием для выделения морфемы -ОЧК-, неверна.
Проверим гипотезу: есть такой суффикс -ОЧК-, который смело можно выделять во всех словах.
Для примера возьмём слово «бабочка». Подберите к данному слову форму с уменьшительным значением. Нет такого.
Значит, гипотеза неверна.
Третья гипотеза – нужно подобрать слово, от которого образовалось данное. Найдите образующее слово к слову «бабочка». Такого слова нет.
Мы можем сделать промежуточный вывод:
Если нет образующего слова, то основу слова членить не нужно. Всё слово является корнем. Суффикс -ОЧК- входит в основу слова.
А если искомое слово есть? Как поступить? Например, слово «вазочка». Какое слово является образующим, от какого слова образовалось?(ваза)
Следовательно, -ОЧК- является какой морфемой? (суффиксом)
Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.
Вывод. Итак, мы разобрали один из основных этапов урока в проблемно-диалоговом обучении.
— Выберите одну из высказываний (на экране), которые подходят к сегодняшней встрече.
Мастер-класс подошел к концу. Я прошу вас выполнить задание, с которого мы начинали наш с вами диалог. Возьмите стикеры и напишите одну ассоциацию, которая отвечает на вопрос «Я – сейчас». Это может быть существительное, прилагательное, словосочетание. Например «Я-воздушный шар». Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.
Я благодарю всех, кто участвовал в мастер-классе. Свой мастер-класс я хочу закончить словами польского писателя Яна Рыбовича…
Да напиши ты хоть сотни книжек,
Отхвати хоть «Планету», хоть «Нобелевку»,
При том, что тебе ежедневно будут внушать,
Что в мастерстве ты достиг предела.
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Приходит новый день,
Ты просыпаешься, завариваешь чай,
Садишься перед чистым листом.
С абсолютно пустой головой,
И все начинаешь сначала,
С абсолютного нуля.
И это и есть суть Творчества.
Я желаю всем творить, двигаться вперед и получать от этого удовольствие!