Приёмы формирования математической грамотности в начальной школе

Приёмы формирования математической грамотности

в начальной школе

Ляйсан ХАЛИТОВА,

учитель начальных классов

гимназия №8 – Центр образования» г. Казани

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности формирования навыков математической грамотности на уроках в начальной школе. Математическая грамотность – умение применять математические знания для решения практических задач. Для её формирования используются различные приёмы. Вывод: формирование математической грамотности в начальной ступени образования становится ключевой частью образования, которая требует применения различных приемов и методов обучения.

Ключевые слова: математика, математическая грамотность, задача, цифровые образовательные технологии, практико–ориентированные задания.

 

Формирование математической грамотности обучающихся является одной из основных задач ФГОС, а математическая грамотность – является компонентом функциональной грамотности. Ученик начальных классов должен получить ответы на вопросы: зачем мне нужна математика? Как я могу этими знаниями распорядиться в реальной жизненной ситуации? Таким образом, математическая грамотность – это способность младшего школьника определять и понимать роль математики в мире; умение применять математические знания для решения возникающих в повседневной жизни проблем.   Математическая грамотность позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Учителю начальных классов важно показать детям, что математические знания будут нужны им не далеко в будущем, а здесь и сейчас.

Известный математик Джордж Пойа говорил:

«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».

Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня математической грамотности. Человек с математической грамотностью может использовать математику для решения реальных проблем, а не только для умения решать абстрактные математические задачи.

Основные методы формирования математической грамотности:

  1. Технология проектов (учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах).
  2. Проблемное обучение (проблемные задания на уроках позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);
  3. Работа с символическим текстом (преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами).
  4. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры).
  5. 5. Математические диктанты (быстрый счет в уме и развитие умственных способностей).

Одним из эффективных способов развития математической грамотности являются практикоориентированные задания. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют применения накопленных знаний в практической деятельности и применяются на различных этапах урока. Примеры задач:

         1 задача. Какое наибольшее количество пакетов кефира можно приобрести на 190 рублей, если один такой пакет стоит 35 рублей? (5 целых пакетов и сдача 15 р). 

          2 задача.  В доме 18 этажей, на каждом этаже по 3 квартиры. На каком этаже живет Маша, если она живет в квартире под номером 26? Здесь нужно уметь определить кнопку какого этажа надо нажать? (9й этаж)

На разных этапах урока математики удачно срабатывает правило: математику нужно трогать, так как дети младшего школьного возраста в основном используют сенсорику – потрогать модель (складывать, отнимать, делить с помощью кубиков, карандашей и т.д.).

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий и представленные приемы лишь малая часть, которые используются мной и коллегами на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к новым требованиям современности.

7 практических рекомендаций по формированию математической грамотности – одного из важнейших компонентов функциональной грамотности – в начальной школе:

  1. Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.
  2. Играть в математические игры.
  3. Играть с детьми в творческие игры.
  4. Прямо на уроке устраивать групповой конкурс на лучший проект.
  5. Давать решать жизненные задания.
  6. Подключать родителей.
  7. Использовать цифровые платформы.