Применение авторского пособия «Логокуб» для развития фонематической стороны речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Применение авторского пособия «Логокуб» для развития фонематической стороны речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Гульнара ГИЛЬМАНОВА,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
Актуальность материалов определяется их направленностью на внедрение ФГОС ДО и ФОП ДО в части достижения таких задач, как:
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО
Основные цели авторского пособия «Логокуб»:
–развитие фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
– формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В ходе разработки методических материалов и организации коррекционного процесса логопед придерживается следующих принципов:
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Логопедические пособия – это неотъемлемая часть работы логопеда. Они позволяют детям с различными речевыми расстройствами улучшить свои навыки речи и языка. Хорошее логопедическое пособие помогает логопедам создавать индивидуальные программы для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные потребности и возможности.
Задача логопеда в процессе коррекции речи заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать на занятиях. Поэтому логопеды часто создают пособия своими руками под свои задачи и под решение коррекционных задач конкретного ребенка.
На логопедических занятиях с дошкольниками с ОНР мы обратили внимание на существующую проблему подбора универсальных пособий для формирования фонематического слуха, восприятия, навыков анализа и синтеза.
Мы изучили существующие пособия и определили несколько ключевых характеристик, которые делают логопедическое пособие действительно эффективным.
– Важным при создании пособия является возможность адаптировать его к разным возрастам и уровням подготовки дошкольников. Логопедические пособия для младших детей должны содержать больше картинок и цветовых элементов, чтобы помочь им лучше понимать материал. Для старших детей пособия должны быть более сложными и вариативными.
– Значимым критерием является индивидуальность логопедического пособия. Оно должно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. Пособия должны содержать достаточное количество упражнений и заданий, чтобы логопед мог создать индивидуальную программу для каждого ребенка.
– Визуальная эстетика логопедического пособия. Оно должно быть визуально привлекательным для детей, быть ярким, содержать качественные изображения и интересный дизайн. Эти характеристики не только сделают пособие более привлекательным для детей, но и помогут им лучше запоминать материал.
– Идеальное логопедическое пособие должно быть простым и понятным для ребенка. Материал должен быть представлен в простой и доступной форме, чтобы дети могли легко понимать и выполнять задания. Кроме того, пособия должны быть структурированы таким образом, чтобы ребенок мог легко переходить от одного упражнения к другому. Чем больше разнообразия в пособии, тем эффективнее будет работа с детьми.
В область наших профессиональных интересов входит формирование фонематических процессов у дошкольников с ОНР. Для решения данной проблемы нами было разработано пособие «Логокуб», которое является универсальным и включает в себя все этапы развития фонематических представлений. Пособие интересное, яркое, вызывает положительный эмоциональный настрой, позволяет удерживать внимание детей, а также решает множество непростых задач через игру. «Логокуб» состоит из 6 игровых полей, каждый из которых соответствует этапам формирования фонематических процессов. Грани куба содержат 6 игр, ими можно развить не только фонематические представления, но и навыки пространственной ориентации, мелкую моторику, логику. Так же можно по-разному приспособить данные игровые поля на этапе автоматизации звуков. Все карточки ламинированы, крепятся на скретч-крепление, а также имеются кармашки для их хранения. По желанию логопеда можно комбинировать карточки с разных полей, либо использовать собственные слова-карточки. Данное пособие предназначено для индивидуальной и парной работы с детьми во время подгрупповых и индивидуальных занятий логопеда.
Планируемые результаты при работе с данным пособием:
– Чёткая дифференциация всех изученных звуков.
– Различение понятий «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
– Произведение элементарного звукового анализа и синтеза.
– Достижение уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам.
Игровое поле 1. «Составь схему слова»
«Распредели картинки»
Цель: Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Описание игры: Логопед раздает детям картинки, где заданный звук находится в разных позициях. Детям предлагается распределить картинки по колонкам: в первую –заданный звук находится в начале слова, во вторую – в середине, в третью – в конце слова.
«Найди фишке место»
Цель: Научить определять позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Игровое поле содержит кармашек-прямоугольник, разделенный на три части, символизирующие начало, середину, конец слова.
Описание игры: Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке с изображением, рассматривают его и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выиграет тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.
«Звуковые бусы»
Цель: Учить проводить полный анализ слова с опорой на схему и фишки.
Оборудование: Карточки с изображением «бусин» белого цвета, фишки – красного, синего, зеленого цветов.
Описание игры: Дети проговаривают каждый отдельно звук и выкладывают соответствующую фишку и делают вывод, сколько звуков в слове.
Игровое поле 2. ««Найди братца»:
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Предметные картинки, расположенные в 2 ряда, цветные шнурочки
Нужно соединить картинки двух рядов шнурочками так, чтобы первые звуки слов были братцами (парными согласными по твердости и мягкости) первых звуков слов первого ряда. Например, соединю мышка- мишка (М – М*), первый звук в этом слове [м’], а в другом слове [м] – Звуки М-М* — братцы.
Игровое поле 3. «Построй заборчик»
Цель: развивать у детей фонематический слух, совершенствовать умение определять на слух длинные и короткие слова
Игровое поле 4. «Грустный самолетик»
Цель: развивать фонематический слух и восприятие, автоматизировать звук «ш» в словах.
На игровом поле изображён грустный самолетик. Вокруг него карточки с разными звуками. Нужно погрузить в самолет только те картинки, в которых есть звук «Ш».
Предусмотрена вариативность и возможно играть с другими карточками в процессе автоматизации других звуков.
Игровое поле 5 «Послушные бусинки»
Цель: Развитие мелкой моторики, закрепление понятий «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», развитие слогового анализа, развитие межполушарных связей.
Отметим, универсальность данного игрового поля. Его можно использовать в различных вариациях для индивидуальной или парной работы. Так же возможно использовать для умения различать гласные, согласные звуки, мягкие и твердые согласные. Незаменимо при изучении слоговой структуры слова.
Примеры заданий:
– послушай и вытяни столько бусин сколько слов, слогов, звуков ты услышал (задание на слуховое восприятие);
– послушай и вытяни красные бусинки, когда услышишь гласные звуки;
– вытяни столько бусин, сколько гласных, согласных ты услышал;
– вытяни зеленые бусины если услышишь автоматизируемый звук (р,ш,с,л);
– вытяни столько бусин, сколько звуков в данном слове;
– правой рукой вытяни красные бусинки, а левой синие бусинки.
Игры «Кто лучше слушает»
Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.
Вариант 1. Игра в паре. Детям дается задание: Я буду называть слова, а Саша будет тянуть бусинку лишь тогда, когда услышит слова со звуком… (заданный звук). Какой звук? А Дима будет тянуть бусины лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук … (заданный звук). Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен тянуть бусины. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают неверные ответы. Педагог с небольшим интервалом называет слова. Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети подсчитывают количество правильных ответов, у кого больше бусин, тот и верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком… (заданный звук), другому – со звуком… (заданный звук). Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
Игровое поле 6. «Построим пирамиду»
Задачи:
– Развивать у детей фонематический слух.
– Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество.
– Чётко произносить все звуки.
– Активизировать словарный запас детей.
– Развивать внимание.
Игра состоит из игрового поля в виде большой пирамиды и 15 карточек-картинок, в которых 1,2-х,3-х,4-х и 5 сложные слова
Все карточки надо раздать детям так, чтобы у каждого ребёнка была карточка и с 3 слогами, 2 слогами и с 1 слогом.
Дети рассматривают полученные картинки, проговаривают про себя слова, делят на слоги.
На игровое поле-пирамиду на нижний ряд надо поставить односложные слова-картинки, на второй ряд двусложные, на третий – трехсложные, на четвёртый – с четырьмя слогами и на вершине слово из 5 слогов.
Играть могут все дети сразу, при этом важно соблюдать очерёдность. Можно играть как индивидуально с ребёнком, так и использовать как часть подгруппового занятия.
– Ценность пособия заключается в том, что оно может использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп. Таким образом, пособие сделает содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников.
Список литературы
- Дубяга, И. А. Визуальные приемы работы в формировании фонематического восприятия у детей с ОВЗ / И. А. Дубяга // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 6-11. – EDN GUZYKZ.
- Нищева Н. «Блокнот логопеда. Секреты развития фонематического слуха» (с 4 до 7 лет). Издательство: Детство-Пресс, 2019.
- Нищева Н. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. 5–7 лет. ФГОС». Издательство: Детство-Пресс, 2019.
- Ткаченко, Т. А. Особенности авторской системы развития фонематического восприятия у дошкольников / Т. А. Ткаченко // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 97-101. – EDN UDXPLD.
- Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подгот. этап: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко ; Т. А. Ткаченко. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 37 с. – (Коррекционная педагогика). – ISBN 5-691-01388-2. – EDN QUZLRZ.
