Причины возникновения страхов и их влияние на младших школьников

Причины возникновения страхов и их влияние на младших школьников

Динара ЗАКИРОВА,

учитель начальных классов средней школы №156 г. Казани

Вероника ЛАБОСКИНА,

учитель начальных классов лицей №35 г. Казани

Юлия ХАРИТОНОВА,

учитель начальных классов средней школы №32 г. Казани

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию причин возникновения страхов у младших школьников и их влиянию на эмоциональное и психологическое развитие в этом возрасте. В статье проанализированы ключевые факторы, способствующие формированию страхов, и рассмотрены последствия, которые могут возникать в результате их появления. Методика «Диагностика детских страхов» А.И. Захарова в модификации М.А. Панфиловой может применяться для выявления уровня страхов у младших школьников. Данная методика построена в соответствии с тестом «Красный дом – чёрный дом». В статье также освещаются методы исследования и коррекции детских страхов с целью разработки рекомендаций по их профилактике.

Ключевые слова: детские страхи, младший школьный возраст, диагностика страхов, причины возникновения страхов, влияние страхов, коррекция страхов.

Введение. Младший школьный возраст является критическим этапом в жизни ребёнка, когда происходят значительные изменения в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. В этот период дети начинают осознавать себя как личности в обществе, адаптироваться к новым социальным ролям и требованиям. Все эти изменения сопровождаются повышенным уровнем стресса и могут способствовать возникновению различных страхов.

Процесс формирования страхов у младших школьников может быть обусловлен как внешними факторами, так и внутренними переживаниями ребенка. Исследование причин возникновения страхов у младших школьников позволяет более эффективно разрабатывать методы их профилактики и коррекции, обеспечивая детям возможность успешной адаптации к внешнему миру. Понимание причин возникновения таких страхов и их воздействия на ребенка является ключом к разработке эффективных методов поддержки и коррекции [1, с. 11-12].

Цель исследования: определение причин возникновения детских страхов и их влияние на младших школьников.

Задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме возникновения детских страхов;
  • подобрать оптимальную диагностическую методику для выявления уровня детских страхов у младших школьников;
  • провести контрольное исследование, сделать выводы о причинах возникновения детских страхов;
  • разработать практические рекомендации для профилактики и коррекции страхов у младших школьников.

Литературный обзор. Теоретической основой нашей работы стали исследования в области психолого-педагогического исследования уровня страхов и их влияния на младших школьников. Нами были рассмотрены следующие авторы: А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, М.А. Панфилова, В.С.Оклендер, Т.Л. Шишова.

А.И. Захаров в своей работе «Дневные и ночные страхи у детей» фокусируется на внутренней стороне страха, подчеркивая, что происходит не только в сознании детей, но и в их эмоциональном состоянии. Автор выделяет основные виды страхов у детей разного возраста и описывает механизмы их формирования, что позволяет глубже понять, как возникают страхи и как они могут влиять на поведение детей. А.И. Захаров предлагает следующие нормы для возраста 9-10 лет: количество страхов у мальчиков в норме должно быть – 7, для девочек – 10 [1].

Л.Д. Лебедева в своей статье «Велики ли глаза у страха?» рассматривает вопросы, связанные с восприятием детьми своих страхов. Она анализирует, как размер и форму страхов могут искажать восприятие реальности у детей, проводя параллели между детскими страхами и их эмоциональным состоянием. Лебедева подчеркивает, что страхи могут не только оказывать негативное влияние на поведение детей, но и стимулировать их к росту, если родители и педагоги научатся правильно с ними работать [2].

М.А. Панфилова в статье по диагностике детских страхов рассматривает специальные методики, которые помогают выявить уровень и природу страхов у младших школьников. Она утверждает, что диагностика является ключевым этапом в понимании страхов и их влияния на поведение ребенка. Такой подход позволяет детским психологам более точно определять методы коррекции, адаптируя их к индивидуальным потребностям ребенка [3].

В. Оклендер в своем произведении «Окна в мир ребенка» добавляет новый взгляд на изучение детских страхов, ориентируясь на значимость эмоционального интеллекта в процессе взросления. Автор акцентирует внимание на том, что понимание своих страхов может помочь детям лучше адаптироваться к социальному взаимодействию и избежать изоляции [4].

Т.Л. Шишова в книге «Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов» дает практические рекомендации для родителей и педагогов по облегчению страхов у детей. Она подчеркивает важность открытого общения о страхах и предлагает различные техники, которые помогут детям справиться с их переживаниями [5].

Методы. В исследовании для диагностики использовалась модифицированная методика диагностики детских страхов А.И. Захарова, адаптированная М.А. Панфиловой (тест «Красный дом – чёрный дом») [1].

Исследование было организовано в одной из общеобразовательных школ г. Казани.  С помощью данной методики была проведена диагностика страхов у 20 детей в младшем школьном возрасте (4 класс). Анализировались полученные данные об уровнях страхах.

Данное тестирование проводилось с группой детей. Детям предлагалось «заселить» страшные страхи в чёрный домик, а не страшные – в красный. Отметим, что страхи в чёрном доме подсчитываются с возрастными нормами, предложенными А. И. Захаровым. Этапы процедуры диагностики:

1) Были подготовлены бланки с изображениями домиков и следующими данными: исследуемый, пол, возраст, класс.

2) Дети работали индивидуально в спокойной обстановке. Учащиеся заселили в домики страхи.

3) Зафиксированы и обработаны результаты исследования.

Результаты по методике диагностики детских страхов А.И. Захарова, адаптированная М.А. Панфиловой (тест «Красный дом – чёрный дом») исследования показали, что у 70% всех испытуемых количество страхов соответствует норме, а у 30% не соответствует.

На основе полученных данных был сделан вывод, что основными причинами возникновения страхов у младших школьников являются психологические, социальные и биологические факторы.

Психологические факторы. Психологические особенности личности ребёнка оказывают существенное влияние на возникновение страхов. Дети, которые имеют склонность к повышенной тревожности или эмоциональной неустойчивости, чаще сталкиваются с сильными и устойчивыми страхами. Эти дети могут более остро реагировать на стрессовые ситуации, такие как неудачи в учебе или конфликты с окружающими, что приводит к усилению тревожных расстройств.

Социальные факторы. Семья и социальное окружение играют ключевую роль в возникновении страхов. Важным фактором является также стиль воспитания: дети, родители которых демонстрируют гиперопеку или, наоборот, недостаток внимания, испытывают больше тревог и страхов. Школьная среда также оказывает значительное влияние на развитие страхов: страх перед плохими оценками, одноклассниками, буллингом и ожиданиями учителей может вызывать тревожные состояния у детей.

Биологические факторы также играют важную роль в возникновении страхов. Дети с генетической предрасположенностью к тревожным расстройствам или с особыми физиологическими особенностями (например, повышенной возбудимостью нервной системы) чаще испытывают страхи, которые могут перерасти в хронические фобии.

Заключение. Исследование подтвердило, что на основе выявленного уровня страха можно определить причины их возникновения. Страхи у младших школьников обусловлены сочетанием психологических, социальных и биологических причин. Понимание этих причин является важным шагом для разработки практических рекомендаций профилактики и коррекции страхов. Основным выводом является необходимость создания благоприятной эмоциональной среды как в семье, так и в школе для минимизации развития тревожных состояний у детей

Практические рекомендации профилактики и коррекции страхов у младших школьников:

  1. Создавать в семье и школе поддерживающую атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя безопасно.
  2. Вовлекать родителей в обучение навыкам управления тревожностью и поддержания позитивного взаимодействия с детьми.
  3. Включать в образовательные программы элементы эмоциональной грамотности, которые помогут детям лучше понимать свои эмоции, справляться с тревогой и страхами. Важной частью таких программ могут стать тренинги по управлению эмоциями, развивающие у детей навыки саморегуляции и уверенности в себе.
  4. Применять игровые и арт-терапевтические методы для работы с детскими страхами. Игровые методики (например, терапия с использованием кукольных театров или сюжетных игр) и арт-терапия (рисование, лепка, создание коллажей) являются эффективными инструментами, помогающими детям выразить свои страхи через творчество и постепенно избавиться от них.
  5. Осуществлять регулярный мониторинг психоэмоционального состояния детей. Психологи и педагоги должны уделять внимание раннему выявлению тревожных состояний у детей с целью своевременного оказания поддержки. Это особенно важно в условиях школы, где дети могут сталкиваться с новыми стрессорами, такими как экзамены, конкуренция и социальные взаимодействия.

 

Список литературы

  1. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
  2. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8–17.
  3. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. – 1999. – № 8. – С.10–12.
  4. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. – М.: Класс, 1997. – 336 с.
  5. Шишова, Т.Л. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. – М.: Искатель, 1997. – 94 с.