Преодоление сценического волнения у младших подростков во внеурочной деятельности
№ 118
Дильбар ФАЙЗУЛЛИНА,
учитель музыки I квалификационной категории средней школы №156 г.Казани
Фарида МУСТАФИНА,
учитель музыки I квалификационной категории татарской гимназии №1 г.Казани
Лариса ХРУСТАЛЕВА,
учитель музыки I квалификационной категории средней школы №64 г.Казани
Ольга ШИТОВА,
учитель музыки I квалификационной категории средней школы №49 г.Казани
Актуальность исследования
Актуальность поставленной в проекте проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, в котором выделены основные направления совершенствования условий для поддержки творческой деятельности детей:
— обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
— создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
Цель проекта: разработка методического обеспечения для преодоления сценического волнения у учащихся пятых классов в рамках внеурочной деятельности.
Проблема исследования: Какое методическое обеспечение позволит организовать систематический процесс по преодолению сценического волнения в рамках внеурочной деятельности?
Предмет исследования: методические аспекты по преодолению сценического волнения у младших подростков в процессе внеурочной деятельности.
Задачи проекта
- 1.Охарактеризовать понятие «сценическое волнение».
- 2. Изучить методики преодоления сценического волнения в музыкальной педагогике.
- 3.Разработать методическое обеспечение, включающее программу внеурочной деятельности, методические рекомендации и упражнения, направленные на преодоление сценического волнения у учащихся пятых классов.
- Новизна методической разработки заключается в разработке программы по преодолению сценического волнения в процессе работы с учащимися средних классов в рамках внеурочной деятельности.
- Теоретические методы, использованные при работе над проектом: анализ, обобщение, систематизация, работа с теоретическими источниками по теме исследования, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также работ по специальной музыкальной педагогике и музыкальному образованию.
- Практические методы – беседа, наблюдение, сравнение, проективные методики (музыкально-пластические задания, опрос и др.).
- Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная в нем методическое обеспечение, включающее программу, этапы и методические рекомендации, может быть использовано в рамках внеурочно деятельности, а также в системе дополнительного образования для преодоления сценического волнения учащихся, учителей музыки.
- Сценическое волнение
- встречается практически у всех исполнителей, но при этом может проявляться по-разному.
Симптомы тревоги, выделенные медициной:
- дрожь тела;
- ощущение нехватки воздуха;
- усиленное сердцебиение (иногда даже аритмия или тахикардия);
- сухость во рту;
- головокружение;
- неусидчивость;
- плаксивость;
* Сценическое волнение –одна из форм психического состояния личности до и во время концертного выступления
* Скованность всего тела;
* Скованность аппарата;
* Непомерное возбудимость, суетливость;
* Провалы в памяти;
* Плаксивость;
* Тревожность;
* Эмоциональная подавленность;
* Вялость, пассивность в поведении;
К.К. Платонов – советский психолог, доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор
Четыре подструктуры личности:
- направленность
- опыт
- психические процессы,
- биопсихические свойства.
Принципы системы Станиславского
- Принцип жизненной правды
- Принцип сверхзадачи
- Принцип активности действия
- Принцип органичности
- Принцип перевоплощения
План реализации проекта
Сроки | Планируемые действия по выполнению задач | Ответственные |
1 четверть-
Сентябрь, октябрь |
«Здравствуй, золотая осень» | учитель музыки, ЗДВР |
«День учителя» | учитель музыки,
педагоги доп. образ |
|
2 четверть
Ноябрь, декабрь |
День матери «Ты на свете лучше всех!»
|
учитель музыки,
педагог-организатор |
Зимний праздник «Новый год» | учитель музыки,
педагог-организатор, классные руководители |
|
3 четверть-
Январь, февраль, март |
«День защитника Отечества» | учитель музыки,
ЗДВР |
«Международный женский день» | учитель музыки,
ЗДВР, педагог-организатор |
|
4 етверть-
Апрель, май |
«День родного языка» | учитель музыки, учителя русской и татарской филологии |
«День Победы!» | Учитель музыки, ЗДВР, педагог-организатор |
Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса
Направленность программы. Данная программа направлена на изучение и устранение сценического волнения во время выступлений. Разработка алгоритма действий, упражнений для восстановления уравновешенного состояния перед выступлением.
Назначение данной программы связано с подготовкой артиста-исполнителя. Программа рассчитана на детей 10-11 – летнего возраста. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность. Новизна программы состоит в разработке методических рекомендаций, этапов и упражнений по устранению волнения для учащихся 5-х классов.
Этапы работы по преодолению сценического волнения в рамках подготовки концертного исполнения
1 этап – Подготовка музыкального материала для выступлений
2 этап – Основной. Работа над репертуаром
3 этап – Предконцертная психологическая подготовка
Упражнения на преодоление сценического волнения
-воспроизведение репертуара перед воображаемой публикой из числа самих же выступающих, а так же с последующим изменением «публики» слушателей (родители, параллельный класс и т.д);
-использование аудио, видеосъемки, с последующим анализом допущенных ошибок;
— обыгрывание. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского трудное стало привычным, привычное- легким, а легкое – приятным;
-исполнение песни, меняя очередность куплета «с любого места»;
-для закрепления музыкального материала можно использовать и применять ритмические движения, соответствующие художественному образу и смыслу песни;
— предварительное изучение акустических возможностей сцены;
— удобная комфортная одежда на сцене;
— эмоциональная встряска (много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы;
— расслабление в тишине;
— концентрация внимания на предстоящем выступлении;
— размышления, не связанные с предстоящим концертом;
— перемещения в пространстве.
Экспертная карточка оценки волнения на сцене
|
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Поведение на сцене. Эмоционально-психологическое состояние во время исполнения. | Исполнитель ведет себя на сцене спокойно. Собранный, сосредоточенный. Знает как вести себя на сцене | Исполнитель ведет себя на сцене менее спокойно. Дрожат руки. Не может до конца собраться. Однако, не теряется. | Паникует на сцене. Скованный. Зажатые плечи, неуверенные шаги |
2 | Вступление и исполнение песни | Вступает вовремя. Произведение исполняет уверенно и убедительно. Четко отдает отчет своим действиям | Вступает вовремя, но с опаской. Произведение исполняет достаточно уверенно | Путает вступление. Произведение звучит не убедительно |
3 | Качество исполняемого текста | Слова знает хорошо. Не путается. Отчетливое произношение текста во время исполнения. | В тексте не путается | Путает слова в тексте. |
4 | Чистота интонирования | Все звуки поет спокойно, не напрягаясь. Отработаны все вокальные нюансы | Поет хорошо, но в некоторых местах не дотягивает высоту звука. | Поет напряженно. Интонирует не чисто |
5 | Воспроизведение художественного образа | Понимает о чем поет. Использует различные средства выразительности для передачи художественного образа в песне. | Понимает о чем поет, но недостаточно применяет различные средства выразительности для передачи художественного образа в песне. | Не понимает художественный образ песни и не может применить средства выразительности. |