«Праздник Навруз» в детском саду

(Совместная деятельность родителей и детей в средней группе)

Аида МУГИНОВА,

воспитатель детского сада №159 г. Казани

Елена ХАЙРУЛЛИНА,

педагог-психолог детского сада №159  г. Казани

Цель: создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям разных национальностей, к их культурным ценностям, ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан через поддержку семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.

Задачи:

для родителей:

  • активизировать интерес к совместному творчеству;
  • способствовать развитию стремления к совместной деятельности;
  • расширять знания родителей о способах  развития мелкой моторики рук детей.

Для детей:

  • предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
  • формировать умение детей выполнять объёмный предмет (цветок);
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением по теме мероприятия;
  • способствовать развитию интереса детей  к совместной деятельности с родителями;
  • способствовать  развитию памяти, внимания, мышления;
  • воспитывать аккуратность при работе с нитками и гофрированной бумагой.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: гофрированная бумага разных цветов, шаблон помпона, ножницы, нитки; мультимедийная аппаратура (компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки).

Раздаточный материал: гофрированная бумага разных цветов, шаблон помпона, ножницы, нитки, корзиночки на каждого ребёнка.

Ход мероприятия

  1. Приветствие. Знакомство

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня в нашей уютной группе мы собрались все вместе для того, чтобы поиграть, посмеяться, поближе познакомиться, ну и конечно пообщаться. Ведь любое совместное дело (работу, которую делают двое и более людей), предполагает обязательное общение. Вы со мной согласны? (Ответы присутствующих.)

Педагог-психолог. Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие ребята! Я очень рада Вас видеть, ещё и с нашими любимыми мамами! Я предлагаю всем познакомиться.

Упражнение «Имя – движение»

Участники группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением тела, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя этого участника и повторяют его жест. (Все участники встречи знакомятся друг с другом таким способом.)

Педагог-психолог. Какие же все молодцы! Нам очень приятно с вами познакомиться!

  1. Введение в тему

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна. Перечисляем приметы весны). В руке у меня, ребята, лёд. Я вам предлагаю по очереди сказать ласковые слова о нашей весне. Какая весна?

Дети. Тёплая, солнечная, ласковая, любимая, светлая, долгожданная… (Каждый участник называет ласковое слово, если ребенок затрудняется, ему помогает родитель или педагоги.)

Педагог-психолог. Ребята, посмотрите, что случилось со льдом? Правильно, он растаял от наших ласковых слов! Дарите друг другу много ласковых слов, ведь они нас согревают нас. (После упражнения  все садятся на заранее подготовленные рабочие места.)

Воспитатель. Дорогие мои ребята и родители, вспомните, пожалуйста, какой праздник мы недавно отмечали в детском саду? (Ответы присутствующих.)

Воспитатель. Правильно, ребята, праздник «Навруз». Мы его отметили танцами, песнями, хороводами на улице. Думаю, нашим мамам и папам будет очень интересно узнать, что за праздник «Навруз».

  1. Беседа по теме

(Демонстрация и работа с презентацией по теме: «Навруз». Родители и дети активно вовлекаются в беседу (проходит в интерактивном формате.)

Воспитатель. Навруз (Науруз, Нооруз) – праздник весны отмечают ежегодно 21 марта. Слово Навруз переводится как «новый день» История праздника Навруз насчитывает около трёх тысяч лет. Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление, пробуждение природы. Проводится этот праздник перед началом посевных работ.

По старинной традиции каждый участник  праздника должен выполнить три условия:

– посадить цветы и не менее трех саженцев деревьев;

– настроить себя на добрые дела и радость, помириться с тем, с кем был в ссоре;

– также стремиться жить по-новому, честно и достойно;

– до наступления Науруза  принято убираться в домах и рассчитываться с долгами;

– мириться с близкими, родными, и людьми, с которыми враждовали;

– готовить национальные блюда;

– ходить друг к другу в гости.

Считается, чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Науруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим. В эти дни природа начинает оживать, деревья расцветают, люди просыпаются и снимают с себя свои серые зимние наряды, появляется зелень.

На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Воспитатель. Вот такой вот праздник «Навруз». Мне бы очень хотелось украсить нашу группу разноцветными весенними помпонами-цветами, но он у меня всего один. (Демонстрация цветка.) Что же делать? (Ребята и родители предлагают варианты, а педагоги подводят диалог к тому, что необходимо самостоятельно из бумаги сделать такое украшение.)

Воспитатель. Так здорово, что предложили сделать и украсить нашу группу разноцветными помпонами!

  1. Техника безопасности

Воспитатель. Прежде чем приступить к выполнению наших прекрасных помпонов, я предлагаю Вам, детки, вспомнить правила использования ножниц:

– не держите ножницы концами вверх;

– не оставляйте ножницы в открытом виде;

– не поворачивайте ножницы острием к себе;

– садитесь друг от друга на расстоянии;

– при работе с ножницами следите за пальцами другой руки;

– передавайте ножницы в закрытом виде кольцами в сторону другого человека;

– в процессе работы обязательно убирайте ножницы в специальную подставку сомкнутыми концами от себя.

  1. Пальчиковая игра «Весна»

Вот уж две недели

Капают капели. (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)

  1. Продуктивная деятельность

Воспитатель. Перед вами лежат заготовки гофрированной бумаги. Поворачиваем стопку листов одной из коротких сторон к себе и начинаем складывать листы в гармошку. С помощью линейки определяем, где у нашей гофрированной гармошки серединка и делаем отметку карандашом. Берем нитку и крепко перевязываем нашу гармошку посередине. Один конец у нитки должен остаться длинным. Теперь приступаем к оформлению кончиков нашего помпона. Будем их немного подрезать, закруглять, чтобы помпон был похож на цветок. Сначала срезаем один угол, потом другой. Точно также поступаем и с другим углом. Получаем вот такую фигуру. Далее следуют самые ответственные шаги. Будем помпон раскрывать. Для начала разворачиваем одну сторону в виде веера. Очень аккуратно, чтобы не порвать, захватываем первый слой бумаги и приподнимаем его. Потом второй. Ну а позже третий, четвертый, пятый и шестой тоже. Уже красиво!

Переворачиваем наш «веер» на другую сторону и распушаем оставшиеся шесть слоев бумаги. Только при этом стараемся не помять те, что уже оформили.

Получается вот так. (Поэтапная демонстрация шагов и получаемого результата для участников встречи.)

Воспитатель. Молодцы, какие красивые помпоны у Вас получились! А какие они пышные!

Педагог-психолог. Какие нежные и милые цветы у вас получились! Предлагаю станцевать с нашими прекрасными цветами.

  1. Музыкальная разминка

(Дети совместно с мамами, папами танцуют по показу танец с цветами под музыку Е.Железновой «Цветочек».)

Цветочек на клумбе растёт и цветёт, на солнышке греясь, гостей к себе ждёт. (Руки держат «цветочек» и покачивают в такт музыке.)

К нему прибежал покачаться жучок, (Пальцы одной руки бегут по другой руке, держащей цветок.)

Качает, качает его ветерок. (Рука с цветочком раскачивается. Вторая рука — жучок «сидит» на «цветочке».)

Попить сладкий сок прилетел мотылёк, (Имитируют полет мотылька рукой в воздухе, кладут их на «цветок».)

Качает, качает его ветерок.

«Цветочек раскачивается»

За мёдом к цветку  прилетела пчела, (Перебирают в воздухе пальцами второй руки, снова опускают их на «цветок».)

Чуть-чуть покачалась и мёд собрала. (Раскачивают «цветочек» одной рукой, а второй рукой гладят цветочек (собирают мёд.) 

Но вот улетели пчела, мотылёк, (Перебирают в воздухе пальцами второй руки (улетают пчела и мотылёк.)

Жучок убежал, и остался цветок. (Пальцы второй руки «убегают» с цветка (жучок.)

На солнышке греясь, он будет стоять, (Вращают кистью (чашечкой цветка.)

А солнце зайдёт, наш цветок будет спать. (Нежно обнимают цветок (цветочек закрылся.)

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Воспитатель. Ребята и взрослые, посмотрите, какие красивые у вас получились цветы.

У вас так здорово получилось, потому что трудились вы все вместе и помогали друг другу.

Педагог-психолог. Ещё раз спасибо вам, мне очень понравилась с вами работать. Поделитесь эмоциями. Как вам сегодня было с нами? Вместе с детьми?

Ответы родителей и детей. Высказывается каждая семья.

Педагог. Мы замечательно провели сегодня время. Желаю, чтобы таких минут с детьми у вас было как можно больше. Любите своих детей такими, какие они есть. До свидания!