Потенциал региональных музеев в преподавании русской родной литературы
Ирина ГИМАТУТДИНОВА,
учитель русского языка и литературы
гимназии №141
г. Казани
В условиях современного образовательного процесса особое внимание уделяется интеграции культурных и научных ресурсов в преподавании гуманитарных дисциплин. Одним из ключевых аспектов этой интеграции является использование региональных музеев как платформ для изучения литературы, в частности, русской литературы. Музеи обладают уникальным потенциалом, позволяющим не только обогатить учебный процесс, но и углубить понимание литературного наследия через призму местной культуры и истории.
Республика Татарстан, с её богатым культурным наследием и многообразием этнических групп, представляет собой уникальную площадку для изучения русской литературы. Город Казань, будучи центром татарской и русской культуры, располагает множеством музеев, которые могут служить важными ресурсами для педагогов и учащихся. Культурные учреждения не только хранят произведения искусства и литературные артефакты, но и активно участвуют в образовательных инициативах, способствуя формированию культурной идентичности и литературного сознания у молодого поколения.
Данная статья посвящена исследованию потенциала региональных музеев Республики Татарстан в контексте преподавания русской родной литературы. Мы рассмотрим, каким образом музейные коллекции и выставочные программы могут быть интегрированы в образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Татарстан – это регион с богатым культурным наследием, где переплетаются традиции русской и татарской литературы. Литературные музеи Татарстана предоставляют уникальные возможности для изучения как татарской, так и русской литературы. Эти учреждения могут стать важными ресурсами для преподавания уроков родной русской литературы, обогащая образовательный процесс и расширяя горизонты учащихся.
Литературные музеи Татарстана могут стать центрами для проведения уроков русской литературы, предлагая следующие возможности:
- Тематические экскурсии: Уроки могут начинаться с экскурсии по музею, где учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством писателей и поэтов.
- Литературные мастер-классы. После изучения произведений можно проводить мастер-классы по написанию стихотворений или прозы. Учащиеся смогут экспериментировать с формой и содержанием, вдохновляясь работами великих авторов.
- Круглые столы. Обсуждение тем, поднятых в произведениях русских писателей, может стать основой для круглых столов.
- Интерактивные занятия. Создание презентаций о жизни и творчестве писателей поможет сделать уроки более увлекательными. Ученики могут создавать видеоролики или презентации на основе материалов музея.
- Проектная деятельность. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с изучением влияния русских писателей на татарскую литературу или наоборот. Это может включать создание буклетов, выставок или театральных постановок.
- Творческие конкурсы. В музеях можно организовать конкурсы на лучшее стихотворение или эссе на тему, связанную с творчеством писателей. Это развивает творческие способности учащихся и способствует более глубокому пониманию литературы.
- Чтение и анализ произведений. Уроки могут включать чтение стихотворений и отрывков из прозы в контексте исторического фона и биографии авторов. Это помогает учащимся осознать глубину их творчества.
1.1 Литературный музей М.И. Цветаевой
Литературный музей Марины Цветаевой был открыт в Елабуге в доме на улице Казанской, 61 в 2004 году. Его экспозиция рассказывает о семье поэтессы – матери Александре Мейн, талантливой пианистке, и отце – Иване Цветаеве, профессоре Московского университета и основателе Музея изящных искусств (сегодня – Государственный музей изобразительных искусств им. Александра Пушкина).
Музей Марины Цветаевой – это не просто хранилище воспоминаний о великой поэтессе, но и уникальное пространство для изучения русской литературы. Экспозиция музея, основанная на личных вещах, письмах, фотографиях и рукописях Цветаевой, создает атмосферу, погружающую посетителей в мир её творчества и жизни. Здесь можно узнать историю самых важных событий в жизни Марины Цветаевой: знакомстве с Сергеем Эфроном, первых сборниках, эмиграции и возвращении в СССР. Здесь также представлены прижизненные издания произведений Марины Ивановны и ее современников.
Ценные экспонаты литературного музея – личные вещи Цветаевой и ее семьи. Это серебряные чайные ложечки, бумага для записей, камея, которую Марине Цветаевой подарил отец, блюдо, купленное поэтессой в Германии, пудреница дочери Ариадны, рукописи и документы. В музее хранится небольшая прядь волос Цветаевой.
Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству М.И. Цветаевой представлены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1 Проведение уроков родной русской литературы в литературном музее М.И. Цветаевой
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 5 класс | Москва в произведениях писателей |
Изучение биографии М.И. Цветаевой, цикла стихотворений о Москве, анализ стихотворений. | «Домики старой Москвы», «Тверская» и др. |
| 6 класс | Зима в русской поэзии |
Мастер-класс по написанию стихотворений, изучение и анализ стихотворений о зиме М.Цветаевой. | «Зимой», «Каток растаял» и др. |
| 7 класс | Пасха | Изучение биографии М.И. Цветаевой, изучение пасхальных традиций, работа с заметками, анализ стихотворения. | Воспоминания А.Цветаевой о Пасхе, стихотворение «Пасха в апреле». |
| 9 класс | Отечественная война 1812 года |
Изучение биографии М.И. Цветаевой, стихотворений об Отечественной войне 1812 года, анализ стихотворений. | «Генералам двенадцатого года». |
1.2 Музей Лаишевского края им. Г.Р. Державина
Музей Лаишевского края имени Г.Р. Державина расположен в здании детской школы искусств на цокольном этаже. Фонды насчитывают 10 777 единиц. Отличительная особенность музея – все предметы, хранящиеся здесь, найдены только на территории бывшего Лаишевского уезда и Лаишевского района.
Музей живет творческой жизнью. Организуются экскурсии, событийный туризм, проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Театрализованное представление времен императрицы Екатерины II с Е.Р. Дашковой и Г.Р. Державиным позволит окунуться в самобытность русской провинции XVIII столетия. В Лаишевском музее можно познакомиться с жизнью и творчеством, увековечением памяти великого поэта Г.Р. Державина.
Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству Г.Р. Державина представлены в Таблице 1.2.
Таблица 1.2 Проведение уроков родной русской литературы в Музее Лаишевского края им. Г.Р. Державина
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 7 класс | Такого языка на свете не бывало | Изучение биографии Г.Р.Державина, анализ стихотворений, анализ отрывков произведений поэта. | «Послание к великой княгине Екатерине Павловне о покровительстве отечественного слова», «Рассуждение о лирической поэзии», «К читателям». |
| 8 класс | Лишь слову жизнь дана | Изучение биографии Г.Р.Державина, его стихотворений о поэзии, анализ стихотворений. | «Лебедь», «Соловей» и др. |
1.3 Музей Е.А. Боратынского (филиал Национального музея Республики Татарстан)
Музей располагается в старинном фамильном доме с многовековой историей, принадлежавшем потомкам поэта Евгения Боратынского.
В экспозиции представлена часть семейного собрания Боратынских, переданная потомками поэта, а также экспонаты, подаренные музею друзьями потомков поэта: мемориальные вещи Евгения и Анастасии Боратынских, прижизненные издания поэта, предметы из дома Дельвигов, офорты В.А. Жуковского, живописные произведения Н.И. Фешина, Н.М. Сапожниковой, А.И. Фомина, рукописи О.А. Ильиной-Боратынской и др.
Музей был открыт как школьный музей в 1977 году в средней школе № 34 г. Казани. В связи с ценностью собранной коллекции в 1981 году музей получил статус государственного. В 1991 году переехал в реконструированный флигель усадьбы Боратынских на улице М. Горького. К 2015 году был отреставрирован и музеефицирован главный усадебный дом.
Сегодня музей, продолжая духовные традиции семьи Боратынских, проводит большую и интересную культурно-образовательную работу. Действует «Клуб любителей казанской старины», привлекающий тех, кого интересует прошлое Казани и родного края. Осуществляются проекты «Поэтический театр Алексея Гомазкова» и «Музыка Белого зала», проводятся Рождественский и Пушкинский балы, детский праздник «Рождество в доме Боратынских».
Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству семьи Боратынских представлены в Таблице 1.3. Презентация к фрагменту урока по разделу «Преданья старины глубокой» представлена в Приложении 1.
Таблица 1.3 Проведение уроков родной русской литературы в музее
Е.А. Боратынского
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 5 класс | Рождество | Реконструкция рождественских дворянских елок конца XIX века, изучение рождественских традиций. | Изучение святочных рассказов (на выбор), колядок, рождественских песен. |
| 7 класс | Долюшка женская | Музыкально-поэтический вечер, посвященнный В.М. Тушновой, изучение её биографии и стихотворений. | В.М. Тушнова «Вот говорят: Россия». |
| 8 класс | Преданья старины глубокой | Экскурсия «Сумерки и рассветы Дома Боратынских», изучение биографии О.Ильиной-Боратынской | Стихотворение О.Ильиной-Боратынской «Во время грозного и злого поединка». |
1.4 Музей М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Один из старейших литературных музеев России, открытый 12 марта 1940 года, посвящён жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького (1868–1936), выдающегося русского писателя и общественного деятеля.
Музей размещается в бывшем доме мещанина М.И. Беляева (2-ая пол. XIX века), где в 1886 –1887 годах подручным в пекарне А.С. Деренкова работал А.М. Пешков (Максим Горький).
В фондах музея более 60 тысяч единиц хранения. Особую ценность коллекции представляет собрание мемориальных предметов А.М. Горького, переданное Е.П. и Н.А. Пешковыми (женой и невесткой А.М. Горького). Это – письма, стол и кресло Горького из подмосковной дачи в Горках; одежда, в которой писатель приехал в Казань в 1928 году; более 2 958 книг из его библиотеки; подлинные фотографии писателя, сделанные в начале ХХ века в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ялте, Сорренто, Финляндии, на Капри.
Особую ценность для музея представляет шаляпинская коллекция, отражающая жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина, друга М. Горького. Коллекция насчитывает около 4 тыс. подлинных предметов эпохи (программ, открыток с иконографией певца, клавиров, изданий, фотоматериалов, граммофонных пластинок, картин и т. д.).
Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству М. Горького и Ф.И.Шаляпина представлены в Таблице 1.4.
Таблица 1.4 Проведение уроков родной русской литературы в музее М. Горького и Ф.И. Шаляпина
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 7 класс | Песни русские – душа народная | Изучение русских народных песен,изучение биографии Ф.И.Шаляпина, знакомство с исполнителями народных песен. | Русские народные песни «На заре то было братцы, на утренней», «Ах вы ветры, ветры мои буйные» и др. |
| 7 класс | Взрослые детские проблемы | Изучение биографии М.Горького, анализ отрывков из произведений. | Отрывки из произведений «Детство», «В людях», «Мои университеты». |
| 8 класс | Волга – русская река | Изучение биографии М.Горького, анализ отрывков из произведений, сочинений писателя. | Отрывок из произведения «Детство» |
1.5 Музей Л.Н. Толстого
Решение о создании в Казани Музея Льва Толстого было принято Кабинетом министров РТ 27 октября 2001 года. Открытие состоялось 29 августа 2015 года после многолетней реконструкции исторического здания — бывшей городской усадьбы Горталовых, где Лев Толстой жил с 1841 по 1845 год. Усадьба является центром духовного культурного пространства, окружавшего великого писателя в казанский период его жизни.
В главном доме по автобиографическим произведениям самого писателя воссозданы интерьеры комнат братьев Толстых и тетушки Пелагеи Ильиничны Юшковой, которые знакомят с предметно-бытовым миром дворянской усадебной культуры Казани первой половины XIX века.
Усадьба включает в себя главный дом – двухэтажное кирпичное здание с мезонином – и флигели. Экспозиция музея располагается на первом и втором этажах здания, во флигелях проводятся занятия, мастер-классы, лектории, связанные с историей рода Толстых, творчеством Льва Николаевича и русской культурой.
Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству Л.Н.Толстого представлены в Таблице 1.5.
Таблица 1.5 Проведение уроков родной русской литературы в музее Л.Н.Толстого
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 5 класс | Рождество | Знакомство с биографией семьи Толстых, изучение рождественских традиций, чтение и анализ произведений. | С.А. Толстая «Куколки-скелетцы и другие рассказы». |
| 6 класс | Города земли русской. Севастополь | Знакомство с биографией Л.Н. Толстого, изучение отрывков «Севастопольских рассказов».
Виртуальная экскурсия, телемост с музеем Севастополя. |
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». |
| 7 класс | Взрослые детские проблемы | Изучение биографии Л.Н. Толстого, анализ отрывков из произведений. | Отрывки из произведений «Детство», «Отрочество», «Юность». |
| 8 класс | Волга – русская река | Изучение биографии Л.Н. Толстого, анализ произведений, сочинений писателя, изучение и анализ сказок, мифов и преданий народов Поволжья о Волге. | Л.Н. Толстой, сказка «Волга и Вазуза»; легенда «Волга, Рав и Каспий», чувашская сказка «Как река Волга началась». |
1.6 Мемориальный музей Б. Пастернака
Мемориальный музей Б. Пастернака открыт в Чистополе в 1990 году в доме, где в эвакуации в годы Великой Отечественной войны жил писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Леонидович Пастернак.
Новая экспозиция музея создана в Год литературы в Российской Федерации (2015 г.) и состоит из шести залов, в которых рассказывается о жизни и творчестве писателя. Особая смысловая нагрузка – на мемориальной части музея. Комната, которую снимал писатель у чистопольской семьи Вавиловых, примыкающая к ней хозяйская кухня сохранили обстановку 1941–1943 годов и содержат ряд мемориальных предметов. В музее широко представлено литературное наследие Бориса Пастернака: прижизненные издания произведений, фрагменты дневниковых записей, писем и рукописей.
Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству Б.Пастернака представлены в Таблице 1.6.
Таблица 1.6. Проведение уроков родной русской литературы в музее Б.Пастернака
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 5 класс | Рождество | Изучение биографии Б.Пастернака, анализ стихотворений поэта | «Рождественская звезда». |
| 6 класс | Зима в русской поэзии | Изучение биографии Б.Пастернака, анализ стихотворений поэта | «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Зазимки», «Зима приближается». |
1.7 Музей В.П. Аксёнова
Музей Василия Павловича Аксёнова – мемориальный музей, посвященный казанскому периоду жизни писателя Василия Аксёнова. Расположен в старинном особняке на одной из центральных улиц Казани.
В 30-е годы ХХ века дом был приспособлен под «коммуналку». Здесь, в семье своих родственников Аксёновых-Котельниковых, Василий Аксёнов провел 10 лет своей жизни (с 1938 по 1948 гг.)
Дом-музей Василия Аксёнова был открыт в 2009 г, как общественный музей по инициативе мэрии Казани. В экспозиции музея представлены личные вещи писателя: печатная машинка «Колибри», радио – подарок студенческого друга, фотографии и личные письма, предметы, принадлежавшие семье Аксёновых. В музее воссоздана мемориальная квартира писателя, организуются выставки художников, скульпторов, проводятся презентации книг, творческие вечера, дискуссии.
Музей В.П. Аксёнова входит в состав МБУК «Музейный комплекс города Казани». Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству В.П. Аксёнова представлены в Таблице 1.7.
Таблица 1.7. Проведение уроков родной русской литературы в музее В.П. Аксёнова
| Класс | Раздел | Содержание урока | Изучаемые произведения |
| 9 класс | О ваших ровесниках | Изучение биографии В.П.Аксёнова, анализ фрагмента произведения | «Звёздный билет». |
