Поиски миллионера Солнечной системы

(Экономическая квест-игра в условиях городского пришкольного лагеря)

Ольга АЛЕШИНА,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, режиссер детского театрального коллектива гимназии №8-Центра образования Советского района г. Казани

В напряженном темпе современной жизни большое место родителями отводится образованию ребенка. Среди учебного года обучение предметам общеобразовательной школы, решению задач, которые ставит перед педагогами ФГОС – первоочередная задача.

В летний период на первое место выдвигаются задачи оздоровления и интересной организации досуга. Однако, редко кому из родителей удается организовать отдых детей на все три летних месяца на природе. «Спасением» для работающих взрослых являются пришкольные лагеря для учеников, в основном,  начального образования. Именно здесь по ФГОС не только обучают детей, но и организовывают отдых, совмещая воспитательную работу с оздоровительными мероприятиями.

ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями.

В стандартах третьего поколения больше внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Изменения во ФГОС в 2022 г. требуют формирования единого образовательного пространства в РФ, т.ч. единства учебной и воспитательной деятельности.

На базе МБОУ «Гимназия №8-Центр Образования» работает городской пришкольный лагерь «Орленок». В 2023 году в июне месяце я с коллегами разработала план мероприятий, объединенных под названием «Большое космическое путешествие». Дети с утра превращаются в юных космонавтов: энергичная ритмичная зарядка на свежем воздухе, особая церемония входа в здание школы – «Базы подготовки космонавтов» («Докажи, что ты не робот», «Вход только человеку»), заправка «космическими ложками» и далее по плану работы лагеря (см. таблицу Приложение№ 2.)

Цель предлагаемого мероприятия, одного из запланированных тематических дней: в интересной и доступной форме дать возможность школьникам начального образования получить новые знания и применить уже имеющиеся навыки по читательской и финансовой грамотности, сохраняя атмосферу «Космической орбитальной станции».

Теоретические аспекты предлагаемого мероприятия

ФГОС систематизируют и логически объединяют процесс образования граждан, учитывая при этом государственную политику и общественную потребность. Документ регулярно обновляется и дополняется, чтобы не терять своей актуальности. Сегодня требования ФГОС – формирование функциональной грамотности у школьника.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Научное понятие понятия «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Виды функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, компьютерная, юридическая, грамотность в вопросах здоровья, в семейно-бытовых вопросах, глобальные компетенции, креативное мышление. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня – глобальная всемирная сеть.

И потому, важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

Изменения ФГОС 2022 г. коснулись младшей школы: в программу начальных классов добавлены предметы, которые позволят ученикам приобрести навыки планирования финансов.

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить, хватит ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым детям такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут. На более высоком уровне финансовая грамотность также включает в себя взаимодействие с банками и кредитными организациями, использование эффективных денежных инструментов, трезвую оценку экономического положения своего региона и всей страны.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, избегать необоснованных трат, привлекать деньги в свою жизнь.

Все эти теоретические аспекты включены и детально применены в ходе мероприятия  пришкольного городского лагеря « Орленок» МБОУ «Гимназия №8 – Центр Образования» Советского района г. Казани в период летних каникул 2023г.: финансовая грамотность- предлагаемые обстоятельства, читательская грамотность – инструкции по правам и обязанностям участников квеста.

Практические аспекты предлагаемого мероприятия

Экономической квест-игре «Поиски миллионера Солнечной системы» посвящен один из дней лагерной смены «Большое Межгалактическое путешествие – 2023».

На стартовой линейке каждый экипаж рекламирует предприятия, которые открывает (место дислокации, предоставляемые услуги, сотрудников и т.д.)

Например,

  1. «Центральный банк Солнечной системы» выдает каждому космонавту – участнику особой поисковой миссии базовую финансовую поддержку (каждый космонавт получает фиксированную сумму физического лица по рекомендации «Центра управления полетами» –25 «космиков» – условных единиц игры.

«Центральный банк Солнечной системы» инвестирует каждого предпринимателя (по рекомендации «Центра Управления Полетами» – 50 «космиков»). ЦБСС выдает кредиты населению и заключает договоры на оказание финансовых услуг.

  1. Финансовый юрист проводит платные консультации (рекомендации по организации малого бизнеса и оказанию услуг населению, т. к. в ходе игры у помогает правильно составить договор для подписания с ЦБСС, поясняет важность личной подписи.
  2. Пункт проката. Предоставляет прайс-лист (ножницы, лопата, лейка, стул, самокат и прочее).
  3. 4. Салон красоты. Прайс-лист (прическа – 10 космиков, макияж – 10 космиков, тату – 10 космиков и т.д.).
  4. Фотозона. Прайс-лист для пользования реквизитом в процессе фотографирования (головной убор – 5 космиков, костюм – 10 космиков, фото с куклой в рамочке «Мечта – миллионер Вселенной- Я!» – 15 космиков.) Также детям предлагается, вместо оплаты условными единицами, ответить на вопросы по истории костюма, составить из рассыпанных слов пословицу о красоте и т.п. – задания, предусматривающие работу с текстом).
  5. Фитнес-клуб. Прайс-лист (индивидуальная тренировка 5 мин. – 15 космиков, групповая тренировка 5 мин. – 3 космика, консультации диетолога, занятие в спортивной футбольной группе и т.п.)
  6. Творческая мастерская. Прайс-лист (расходный материал – 5 космиков, декоретто – 1космик одна деталь, услуги аппарата для скрапбукинга – 3 космика и т.д.). Ни для кого не секрет, что наша речь «спрятана на кончике пальцев», развитие мелкой моторики рук безусловно полезно.
  7. Тир (на магнитиках). Мишень из заданий по развитию речи. Оплата не взимается, если задание выполнено идеально).
  8. Музыкальная гостиная, заботясь о хорошем настроении, предлагает поучаствовать в караоке-шоу, оплачивая номер и получая бонусы за понравившиеся зрителям выступления.
  9. За порядком на территории лагеря следит «Космическая полиция», накладывая штрафные санкции всем, кто нарушает порядок.

Список предприятий, работающих в «Экономический» день в лагере можно продолжать еще долго, но лучше предоставить детям возможность пофантазировать, самим придумать, как они смогли бы принести пользу окружающим и одновременно стать богаче.

Все предприятия открыты для посещения фиксированное время с 10.30 до 12.00, после чего работают счетные комиссии вожатых, выявляется экипаж, заработавший максимальное количество условных единиц, на итоговой линейке оглашаются результаты игры. Этот экипаж забирает переходящий победный Звездный кубок, на экран соревнований наклеиваются звезды различной величины всем отрядам, в зависимости от заработка. Космонавт, набравший «космиков» больше всех, объявляется торжественно «Миллионером нашей Вселенной» и награждается Звездой победителя.

Заключение

16 июня 2023 г. в пришкольный лагерь «Гимназии №8 – Центр Образования» на стажировку были приглашены слушатели курсов повышения квалификации НОУ ДПО «Центра социально-гуманитарного образования» по темам: «Работа с текстом, как ресурс в условиях реализации обновленных ФГОС НОО» и «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов младших школьников». Мероприятие «Поиск миллионера Вселенной» получило высокую оценку педагогов Республики Татарстан.