Поговорим! Интернет-аддикция

№166

Сария ВОРОБЬЕВА,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории лицея №83 – Центра образования г. Казани

Подростковый возраст – самый эмоционально насыщенный период в жизни человека. В настоящее время увеличивается количество школьников, умеющих работать с компьютером. Казалось бы это положительным. Однако увлеченность миром виртуального пространства и не способность противостоять заманчивости глобальной сети Интернет провоцирует формирование зависимого Интернет-аддиктивного поведения. К тому же, бессистемное, неструктурированное и неограниченное пребывание подростков в сети Интернет обусловлено оправданием зависимости «все сидят в Интернете». Использование Интернета современными подростками, как правило, сводится к общению в сети и играм в онлайн. Некоторые подростки стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером большую часть времени. Резкий отказ от Интернета вызывает у них тревогу и эмоциональное возбуждение. Бесконтрольное использование Интернета подростками, отсутствие должной цензуры информации, размещенной на сайтах, может привести к непредсказуемым изменениям личности каждого учащегося.  Существуют следующие  основные типы подростков, склонных к Интернет-зависимости: «Интернет-контакты», «Интернет-игроки», «Интернет исследователи», «Интернет-гедонисты», смешанный тип. «Интернет-игроки» тратят время пребывания в Интернете на игры и чаще всего агрессивного характера.

Почему подростки становятся Интернет-аддиктами? Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к онлайн погружениям. Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты. К данной группе риска зависимых от интернета относятся подростки, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Интернет же зависимые подростки стремятся социализироваться за счет новых знакомств. Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна. Еще одной причиной появления интернет зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания. Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр. Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей (например, в таких РПГ играх как World of Warkraft) и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет-зависимыми.

«Интернет-игроки» тратят время пребывания в Интернете на игры и чаще всего агрессивного характера. Работа с подростками, представляющими этот тип, должна строится на переносе виртуальной игры в реальную ситуацию, с целью – помочь участникам проявить свои возможности в реальном мире, избегая агрессивных реакций и конфликтов. Поэтому  педагогическая поддержка подростков важна. Мотивируя подростков реализовать свои потребности в коллективной игре: футбол, баскетбол, волейбол,  драматическом кружке.

В коррекции большое значение имеет подбор оптимальных форм профилактической работы. В связи с этим была разработана программа по профилактике Интернет-аддикции подростков.

Реализация программы «Профилактика Интернет-аддикции подростков» состоит из следующих задач:

1. Организация учебно-воспитательного процесса с целью – создание положительной мотивации на формирование коммуникативных навыков Интернет-аддиктов, повышения уровня самооценки Интернет-аддиктивных подростков.

2. Просвещение педагогов и родителей в формировании информационной культуры и организации профилактики у подростков Интернет-аддикции.

Программа состоит из двух блоков:

– « Я в мире Интернета»;

– «Работа с педагогами и родителями».

Блок «Я в мире Интернета» состоит из комплекса мероприятий, представляющий собой беседы, методические рекомендации, направленные на коррекцию Интернет-аддикции подростков, а именно снижение уровня склонности к Интернет-аддикции.

Блок «Работа с педагогами и родителями» содержит методические рекомендации, родительские собрания, направленные на профилактику Интернет-аддикции подростков. При работе с родителями учащихся, склонных к Интернет-зависимости необходима их осведомленность в области Интернет-зависимого поведения, которая включает в себя: представление о стилях воспитания. Коррекция зависимого поведения детей и подростков в сети Интернет, должна быть направлена на предупреждение формирования поведенческих аддикций с целью развития  конструктивных форм поведения: стрессоустойчивости, навыков решения проблем, самоорганизации. В ходе данной работы педагог должен ориентировать подростков на благоприятные межличностные отношения, на ценностное отношение к здоровью, готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе осмысления своей деятельности в информационном поле Интернета, приемов поведения при злоупотреблении интернетом.