Подвижные шахматы

№87

Гузель МИРГАЛИЕВА,

методист высшей квалификационной категории управления образования Лениногорского района

 Президент РФ В.Путин в своем выступлении отметил, что ведение шахмат в школе, приносит заметные результаты, и необходимо, чтобы сейчас шахматы развивались по всей стране.

Отрадно, что в нашем  районе по руководством Радия Газизова и квалифицированных педагогов успешно работает детско-юношеская спортивная школа №2, воспитавшая лучшее поколение шахматистов, победителей и призёров международных турниров среди школьных команд таких как: Аделю Тукаеву, Ксению Николаеву, Матвея Николаева, Динару Сафиуллину, Дарью Фролову и многих других. Среди выпускников школы – Эльвира Уманская, которая сегодня возглавляет Центр интеллектуального развития «Каисса» и обучает талантливых шахматистов.

Как же шахматы влияют на здоровье человека? И можно ли шахматы интегрировать с умственной и двигательной активностью? Учёные из Германии в результате эксперимента доказали, что в процессе игры в шахматы в равной степени задействовано и левое, и правое полушарие мозга, которые одинаково реагируют на изменение позиций шахматных фигур. На протяжении 32-х недель принимавшие участие в эксперименте одни школьники играли в шахматы, в то время как их товарищи занимались иными видами деятельности. Постоянно играющие в шахматы школьники смогли повысить свою успеваемость по всем предметам, а их преподаватели отмечали улучшение памяти, проявление отличных организаторских способностей и креативности при выполнении разных задач.

Шахматы, прежде всего, являются гимнастикой для нервной системы, сохраняющая тело всегда молодым, и исцеляющая болезни, вызванные стрессом, травмами, гиподинамией. Умственные занятия полезны для продления жизни. Особенно – при переключении одного типа мышления на другой. А если шахматы сделать не только настольной игрой, но и подвижным видом спорта, при этом будут развиваться не только умственная деятельность, но и двигательная, напрямую воздействуя на физическое здоровье человека. Физиологически очевидно: человек вовлечен всесторонне – повышается активность мозга, активизируются клетки и системы. А в командной игре воспитывают нравственные качества – чувство ответственности за команду, гордость, прививают интерес к игре.

В нашем районе стартовал новый проект «Физическая культура. Подвижные шахматы». Для начала эксперимента были выбраны три стартовые площадки в начальном звене средней школы №2, гимназии №11, Дома детского творчества. Каждое образовательное учреждение, исходя из своих условий, составила оптимальную дорожную карту для реализации данного проекта. Уроки строились на основе учебной программы, интегрируя элементами игры в шахматы. Прежде чем, приступить к реализации проекта учителя физической культуры образовательных учреждений и педагоги дополнительного образования Дома детского творчества прошли соответствующую подготовку по обучению детей в игре в шахматы на базе детской юношеской спортивной школы №2.

Этот проект за короткое время, дал возможность, вовлечь ребят в шахматные занятия, включая активный деятельностный подход. На уроках физической культуры и внеклассных занятиях ребята с интересом совмещают двигательную деятельность с умственной в процессе, которого с интересом изучают шахматные фигуры, правила игры. За период работы, наблюдалась, что у детей, вовлеченные в «Подвижные шахматы», активизируется мышление и сосредоточенность. Например, дети в командных играх ставят для себя точную установку и предугадывают быстрые ходы движения, одновременно переживая  дух соперничества. Таким образом, на уроках и внеклассных занятиях раскрывая практическую значимость этой игры,  выявилась, положительное  влияние шахмат на общее состояние здоровья детей, на их физическое и психическое развитие. После уроков физической культуры дети приходят на другие занятия, сосредоточенные на получение  дальнейших знаний.

«Подвижные шахматы» позволяют связать все виды деятельности и выступают как формы: и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта, и все это, объединяется  в единое целое.

Гроссмейстер Прегер, врач-психолог отметил: «Шахматы воспитывают активное отношение к жизни». Можно не сомневаясь утверждать, что, ребенок когда вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве  вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои интеллектуальные, физические и нравственные качества.

Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы универсальный тренажер, который можно направить не только на психическое, но и на  физическое развитие в процессе, которого вырастет  всесторонне развитая здоровая личность, востребованная современному обществу.