По лабиринтам памяти

№ 116

(Урок-соревнование в V классе)

Светлана БУДЬКО,

учитель истории высшей квалификационной категории гимназии № 10 г. Зеленодольска

Ольга УСТИНОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории гимназии № 10 г. Зеленодольска

Цели. Познакомить учащихся с героическими фактами русской истории; вспомнить достопримечательности г.Зеленодольска, связанные с 74-й годовщиной Великой Победы. Развивать логическое мышление, внимание, память, кругозор учащихся, умение работать в группе, коммуникативную компетенцию учащихся. Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, к достопримечательностям своего города, способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков, формированию положительной оценки российской истории.

Оборудование. Проектор, колонки, презентация с музыкальным сопровождением, звездочки, раздаточные материалы (разрезанные карточки с изображением военной техники, чемоданчики с буквами «ЧГКП»), георгиевские ленточки.

Ход урока

Учитель русского языка. Здравствуйте, ребята! Встаньте, пожалуйста, в круг. Давайте познакомимся.

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

А теперь поприветствуем друг друга. Пожмите правую руку соседу слева правой рукой, прикоснитесь к левому уху соседа справа левой рукой.

Сейчас мы немного поиграем. Какие три вида войск вы знаете? (Сухопутные, морские и воздушные.) Разделимся по этим видам на команды. Каждый из вас по очереди говорит «солдат», «моряк» и «летчик». Запоминаем, как вы себя называете. (Дети по кругу выполняют задание.) Разделитесь на три команды.

– Сегодня у нас будет необычный урок, урок-соревнование. На каждом этапе вы будете получать баллы в виде звездочек. Какая команда больше звездочек наберет, та становится победительницей.  

Учитель истории. Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить? Какое событие мы будем отмечать в этом году? (Просмотр презентации – слайд «74-я годовщина Великой Победы».) Именно этому событию и будет посвящено наше мероприятие. Итак, наш урок-соревнование называется «По лабиринтам памяти». Вы уже разделились на 3 команды. И первое задание для команд – собрать пазл.

1-е задание – «Собери пазл»

У вас на столах лежат пазлы, которые надо собрать, объяснить, что это такое и ответить на вопросы. (1-я команда – «Катюша», 2-я команда – военный корабль, 3-я команда – военный самолет.)

Вопросы 1-й команде:

– Что это за орудие? («Катю́ша» – неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии.)

– Почему у этой боевой машины такое название? (Существует несколько версий происхождения этого «имени». Одна из них, наиболее вероятная, связана с заводской маркой – буквой «К» – на первых машинах, изготовленных Воронежским заводом им. Коминтерна. Другая – с популярной песней М.Блантера и М.Исаковского.)

(Звучит песня «Катюша».)

– На каком зеленодольском заводе был изготовлен каждый третий снаряд для малокалиберной артиллерии? (На заводе имени Серго. Как и многие предприятия тыла, в годы Великой Отечественной завод ковал победу над врагом, производя снаряды малого калибра для «бога войны» – полевой артиллерии.)

Вопросы 2-й команде:

Какой город является городом морской славы? (Севастополь. Севастополь – это великий исторический город военной славы, доблести и чести наших солдат, увековеченной в памятниках и монументах города. На сегодняшний день Севастополь можно назвать самым настоящим городом-музеем под открытым небом. Основной символ города – величественный памятник затопленным кораблям.)

– На каком заводе строятся военные корабли в рамках государственного оборонного заказа для Военно-морского флота России? (На заводе им.Горького. В годы Великой Отечественной войны из 5 тыс. рабочих и служащих 2800 человек ушли на фронт. Приняв эвакуированных из Киева и Ленинграда специалистов и оборудование, завод продолжал выпускать продукцию для фронта: бронекатера, малые противолодочные корабли, буксиры, баржи, торпедные катера, а также 76 мм. артиллерийские снаряды, пулеметы, зенитные установки, корпуса авиабомб, саперные лопаты, детали для аэросаней.)

Вопросы 3-й команде:

Какой институт выпускает авиаконструкторов? (КНИТУ-КАИ)

– Какой казанский завод выпускает детали для самолетов? (Вертолетный завод. Тут был создан каждый десятый военный самолет, произведенный авиационной промышленностью СССР во время второй мировой войны.)

2-е задание – викторина «По памятным местам нашего города»

Учитель. А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по нашему городу. Назовите места, связанные с Великой Отечественной войной. (Парк Победы, памятник детям войны, памятник ветеранам войны, музей историко-культурного наследия.)

Памятник ветеранам Великой Отечественной войны установили в гарнизоне пожарной охраны Зеленодольска.

Музей историко-культурного наследия г. Зеленодольска открыт в 2005 году к 60-летию Великой Победы в центре города. Экспозиция «Зеленодольск – фронту» наряду с героизмом наших фронтовиков, раскрывает во всем величии трудовой подвиг зеленодольцев, приближавших в глубоком тылу Великую Победу.

3-е задание – «Улицы нашего города»

(Звучит песня «Есть улицы центральные».)

Учитель. В нашем городе есть не только достопримечательности, связанные с памятной датой, но и большое количество улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войной. Назовите их. (Улицы Катина, Заикина, Засорина, Хасанова, Хазиева, Норкина.)

Катин Николай Андреевич – командир пулемётной роты 68-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта, старший лейтенант. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Засорин Иван Михайлович – командир батареи 525-го лёгкого артиллерийского полка (11-я лёгкая артиллерийская Свирская бригада, 7-я артиллерийская дивизия прорыва, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), старший лейтенант. За умелое выполнение боевых задач, героизм и мужество, проявленное при форсировании Дуная присвоено звание Героя Советского Союза. После войны работал на заводе им. А.М.Горького.

Хасанов Хаким Хусаинович – командир пулеметного расчёта 3-го стрелкового батальона 248-й отдельной курсантской стрелковой бригады (60-я армия, Центральный фронт), старший сержант. 12 сентября 1943 года был тяжело ранен в бою за с. Нехаевка Сумской области, в бессознательном состоянии попал в плен и казнен. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Хазиев Вали Хазиахметович – стрелок 1126-го стрелкового полка 334-й Витебской ордена Суворова стрелковой дивизии 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Уничтожив 4 пулеметные точки противника, раненый молодой разведчик не покинул поля боя. 22 июля 1944 года в 19 лет стал Героем Советского Союза. После войны жил и работал в Зеленодольске. 1947 –1960 гг. – старшина линейной милиции станции Зеленый Дол, 1960 – 1981 гг.– мастер транспортного цеха завода им. Серго. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, многочисленными медалями. Умер в 1996 году, похоронен в Зеленодольске. Одна из улиц города носит имя Героя.

Норкин Иван Андреевич. Орудийный мастер 12-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й армии 1-го Украинского фронта. Младший сержант И.А.Норкин при отражении контратаки танков и пехоты противника на окраине села Новые Озеряны Житомирской области 21 ноября 1943 года заменил наводчика и лично подбил 8 вражеских танков, 3 автомашины с пехотинцами. В следующем бою подбил еще 1 танк, рассеял и частично уничтожил до взвода гитлеровцев. Звание Героя присвоено 9 февраля 1944 года. После войны работал на заводе им. Серго.

4-е задание – «Страшные числа войны» («Мозговой штурм»)

Учитель. Посмотрите на экран и угадайте, что обозначают эти числа. (На экране появляются числа.)

1941 – год начала войны;

1945 – год окончания войны;

22 – 22 июня началась война;

4 – в 4 часа утра началась война;

9 – 9 Мая – день Победы;

1418 – столько дней длилась война;

900 – столько дней длилась блокада Ленинграда;

250 граммов – ежедневная норма хлеба для рабочих.

5-е задание – «История георгиевской ленты»

Все виды войск носят георгиевскую ленту. Какова история этой ленточки? (Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Этот орден был учрежден в России в 1769 году. Он назван по имени святого Георгия, покровителя русского воинства. Георгиевская ленточка объединяет два боевых ордена: орден святого Георгия Победоносца и орден Великой Отечественной войны.)

– Что означают цвета Георгиевской ленточки? (Два цвета Георгиевской ленты – пепел и огонь – черный пепел войны и вечный огонь памяти. Это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.)

Учитель. Ежегодно, начиная с 2006 года, в нашей стране проходит акция «Георгиевская ленточка». Данная акция пройдет и у нас. Это эстафета. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя.

Наш народ всегда был силен своим единством, именно это единство спасало Россию в самые трудные времена.

Мы едины, пока помним. А помнить нашу великую Победу мы будем вечно! (Под песню «День Победы» учитель раздает георгиевские ленточки.)

Учитель. Итак, подсчитаем наши звездочки и определим победителя. Несмотря на результаты, вы все являетесь победителями, ведь сегодня вы получили определенный багаж знаний. У вас на столах лежит чемоданчик с таинственными буквами «ЧГКП». Заполните эти строки: Что нового вы узнали? Где побывали сегодня? Кто приходил на урок? Почему это надо знать?

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свидания,

До новых встреч!»

Всего вам доброго, ребята! Надеюсь, вы продолжите работу в данном направлении с классным руководителем.