Перелетные птицы
(Занятие по развитию речи в старшей группе)
Гузалия ХАКИМОВА,
учитель-логопед детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Лилия ЗАКИРОВА,
воспитатель I квалифицированной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Цели:
– закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы»;
– расширение, уточнение и активизация словаря по теме;
– совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.
Дидактическое обеспечение: предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре «Собери пазл» (перелетные птицы), карточки для игры «Птицы и птенцы», сюжетные картинки к игре «Исправь ошибку», ИКТ материал «Перелетные птицы», мяч, микрофон.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А что же это хорошее настроение? Это, ребятки, позитивный настрой на работу, на общение, на игру, на дружбу, на получение знаний, умений и навыков.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, будем передавать друг другу ту частичку тепла и доброты, что живёт в каждом из нас.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит тепло вашей души, а значит, вместе с теплом мы передаем свою доброту.
Приветствие
Вместе.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, какое время года сейчас?
Дети. Весна.
Воспитатель. Правильно, весна. А как вы догадались? Чтобы каждый смог назвать признаки весны, я передаю микрофон, а вы попробуйте составить предложение, начиная со слов «Весной мы можем наблюдать»…
Игровое упражнение с микрофоном «Назови признаки весны»
(Дети передают микрофон, и каждый описывает признаки весны.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас послушайте загадки.
- Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
- На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец:
Он и летчик, и певец. (Скворец)
- Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
- Черный, проворный,
Кричит: “Крак”,
Червякам враг. (Грач)
Воспитатель. Молодцы, вы разгадали все загадки. Про кого были загадки? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, одним словом мы называем их птицами. А если подумать, мы можем дополнить свой ответ и сказать, что это «перелетные птицы». Мы сегодня с вами поговорим о перелетных птицах. Скажите, пожалуйста, какие перелетные птицы вам знакомы?
Дети: Кукушки, аисты, соловьи, лебеди, цапли.
Воспитатель: Молодцы! К перелетным птицам также относятся стрижи, трясогузки, дрозды, гуси, утки, жаворонки, малиновки и другие. (Просмотр презентации «Перелетные птицы» на экране. Изучение частей тела птиц.)
Воспитатель: Осенью насекомые исчезают: либо прячутся, либо погибают. Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края, потому что зимой им нечем будет прокормиться, а в теплых странах много насекомых. Они улетают первыми. Затем улетают зерноядные птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Они улетают тогда, когда не могут больше найти семена растений. Позже всех улетают водоплавающие птицы — дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы. Много перелётных птиц, но редко удаётся увидеть, как они улетают, так как летят они в основном ночью для безопасности. В полете птицы ориентируются по звездам. Во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы предпочитают летать стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку. Весной перелётные птицы возвращаются обратно.
Игра «Один-много» с перекидыванием мяча
Воспитатель называет название птиц в единственном числе, а дети во множественном числе.
Кукушка – кукушки, журавль — журавли, скворец — скворцы,
соловей — соловьи, жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
утка — утки, ласточка – ласточки, дрозд — дрозды,
аист – аисты, цапля – цапли, грач – грачи.
Физкультминутка «Цапля ходит по воде».
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Упражнение «Назови птенца»
(Воспитатель называет птицу, а дети – птенца, птенцов.)
Грач – … (грачонок, грачата).
Аист –… (аистёнок-аистята).
Стриж – … (стрижонок, стрижата).
Журавль – … (журавлёнок, журавлята).
Кукушка – … (кукушонок, кукушата).
Лебедь – … (лебеденок, лебедята).
Скворец – … (скворчонок, скворчата).
Утка – … (утёнок, утята).
Игра «Собери пазл»
(Воспитатель раздает детям коробки с пазлами. В каждой коробке изображена птица, и дети должны по образцу собрать картинку из пазлов. Каждый ребенок собирает свою картину. Воспитатель помогает затрудняющимся в выполнении работы детям.
Далее воспитатель объясняет вторую часть этой игры. Дети составляют по опорной схеме (мнемотаблице) рассказ-описание про свою птицу.)
Примерные вопросы для составления рассказа
- Название птицы.
- Какого цвета?
- Части тела.
- Чем покрыто?
- Где живет?
- Чем питается?
Релаксация
Воспитатель. Ребята, вот наше занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей.)