От молодого специалиста до наставника

(Проект)

Гульнар ГУМЕРОВА,

методист по кадровой работе Центра образования Нижнекамского района

Одним из приоритетных направлений реформирования образования является повышение качества образования. Для достижения этой цели только лишь изменений содержания учебного процесса недостаточно. Важна планомерная работа по внедрению организационно-экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных педагогических кадров. Также необходимо повышать престиж профессии педагога на общественном уровне.

Происходящие изменения обусловили потребность пересмотра кадровой политики в системе образования.

Исследование кадрового состава школ Нижнекамского муниципального района показало, что в школах наблюдается нехватка учителей.  В сельских школах ситуация усугубляется тем, что учителю приходится вести несколько предметов, что ведет к снижению качества образования.

На сегодняшний день система образования г. Нижнекамска столкнулась со следующими проблемами:

– недостаток педагогических кадров для обеспечения учебного процесса в образовательных организациях Нижнекамского муниципального района;

– большая загруженность педагогических работников (в сфере общего образования коэффициент совмещения составляет 1,8 ставки);

– общее снижение количества педагогов в возрасте до 30 лет и увеличение преподавателей пенсионного возраста.

Актуальность данного проекта состоит в том, что он показывает пути научно-методического сопровождения педагога в его профессиональном развитии с учетом инновационных подходов к организации методической работы  образовательных организаций Нижнекамского района.

Цель проекта: разработка, апробация и внедрение модели управления профессиональным развитием педагогов общеобразовательных  организаций.

Задачи:

– систематизировать материал о наиболее типичных профессиональных затруднениях учителей школы;

– обеспечить оказание практической помощи молодым учителям в преподавании предмета;

– создание условий для саморазвития и самореализации;

– обеспечить закрепляемость трудоустроенных молодых специалистов;

– включить наиболее квалифицированных педагогов в разработку и реализацию инновационных проектов – по ключевым проблемам молодых специалистов;

– управленческая поддержка планов самообразования учителей;

– разработать и реализовать обучающие программы по освоению актуальных профессиональных компетенций (ИКТ, ПИТ и др.);

– транслирование опыта успешной педагогической деятельности.

Проблемы, решению которых способствует данный проект:

– инертность педагога к инновационным процессам современной системы образования;

– недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в формате реализации современных образовательных программ;

– отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации;

– низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;

– отсутствие у учителей стремления к самообразовательной деятельности;

– низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития;

– невозможность обеспечения повышения качества образования вследствие недостаточной профессиональной компетентности педагогов.

Объект исследования: управление педагогическим персоналом в школе.

Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагога в школе на уровне заместителя директора по научно-методической работе.

Основные ожидаемые результаты проекта

Реализация программы профессионального развития педагогического персонала образовательного учреждения – это создание условий для устойчивого развития ОУ в условиях модернизации образования. Она обеспечит:

– создание системы непрерывного повышения квалификации работников через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;

– развитие банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;

– оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими;

– создание творческой атмосферы в школе, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств;

– приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (конкурентоспособность);

– создание экспериментальных лабораторий, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации;

– осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических работников;

– совершенствование мониторинга организации и содержания учебно-воспитательного процесса и разработка рекомендаций по его совершенствованию

Это, в свою очередь обеспечит:

– профессиональный рост учителя;

– профессиональную и личностную самореализацию педагога,  формирование представлений у педагога о путях профессионального самосовершенствования;

– мотивационную готовность и практическую ориентированность учителя на инновационные процессы и использование современных образовательных технологий;

– проектирование педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития;

– удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью и закрепление его в школе;

– транслирование педагогического опыта путем презентации, проведения конференций, обучающих семинаров, методических консультаций, тренингов, вебинаров, мастер-классов, коучинга и т.д.;

– повышение качества состояния и результатов образовательного процесса.

Критерии оценки эффективности проекта и показатели

Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов

Показатели:дифференцированный подход к учителям, умение вов­лекать их в работу по профессиональному самосовершенствованию, организация активных и увлекательных форм такой работы.

Функционирует дифференцированная система психологической и методической поддержки учителей, работающих над развитием сво­его творческого  потенциала

Оценивание руководителями школы результатов своей деятельности и своевременное исправление допущенных просчетов

Показатели: умение увидеть свою работу «со стороны», терпимость к критике, демократический стиль, конструктивная реакция на ошибки.

Открытое, коллегиальное, критическое обсуждение управленческих решений и исправление их нежелательных последствий, делегирование полномочий.

Администрация умело использует педагогические советы и управленческие совещания для решения текущих проблем, но не может привлечь коллектив для выработки стратегической линии развития коллектива.

Профессиональная компетентность учителей

Показатели:

– владение учебным предметом и современными мето­дами преподавания;

– умение рефлексировать свою дея­тельности, причины успехов и неудач;

– стабильность в достижении ре­зультатов, независимо от состава учеников и других факторов;

– вовлечение учащихся в учение, организация самостоятельного исследовательского поиска в процессе «добывания» знания, связь обучения с личностным опытом детей, воздействие на эмоционально-нравственную сферу учащихся, побуждение их к самовоспитанию.

Большинство учителей в совершенстве владеют преподава­емыми предметами, имеют проверенную на собственном опыте сис­тему преподавания учебного предмета; вовлекают учащихся в учебу, постоянно отслеживают реальное продвижение, успехи и неудачи уча­щихся; вносят коррективы в работу.

Сотрудничество учителей школ, ориентация на совместные достижения

Показатели: отношение учителей к сотрудничеству, к успехам и не­удачам коллег; традиции обсуждения уроков, школьных дел и обмена опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и инте­ресами учителей.

Большинство учителей испытывают удовлетворение при взаимодействии с коллегами, содействуют успеху друг друга, в школе утвердились организационные формы обмена достижениями, коллек­тив представляет собой слаженную команду.

Учителя тяготеют к сотрудничеству, испытывают дефицит общения, в школе имеются, но недостаточно развиты формы совместной педагогической деятельности и обмена опытом.

Поддержка инициатив и новаторства учителей

Показатели: стремление разобраться в предложениях и инициативах коллег, поддержка и терпимость к неудачам друг друга, желание применить лучшие находки в собственной практике.

Интерес к новаторским предложениям, практическая и психоло­гическая поддержка учителей, выступающих с продуктивными идея­ми и технологиями.

Прагматический подход к инновациям, ожидание от них быстро­го результата, сдержанная позиция в отношении самостоятельного применения новшеств.

Система управления профессиональным развитием педагогических кадров предполагает создание следующих условий:

– сбор и анализ информации об эффективности работы педагогических кадров, их фактической профессиональной компетенции; изучение потребностей профессионального развития педагогов;

– разработка педагогами индивидуальных планов саморазвития на основе обнаруженных профессиональных затруднений и «узких мест» в профессиональной практике;

– планирование работы МО с учетом выявленных профессиональных затруднений педагогов, то есть план работы должен содержать мероприятия коррекционного характера;

– разработка и реализация обучающих программ в системе школьных МО;

– своевременное направление на курсы ПК;

– обеспечение высокого уровня мотивации к профессиональному развитию;

– включение педагогов в деятельность по разработке реализации инновационных проектов, решению новых созидательных творческих задач, предусматривающих более глубокое освоение базовых видов инновационной педагогической деятельности;

– организация индивидуальной и коллективной рефлексии, позволяющей осмысливать как свою собственную деятельность, так и работу всей школы;

– создание эффективного информационного обеспечения профессионального саморазвития педагогов.

Оценка эффективности педагогической деятельности учителя

Позитивные изменения в деятельности учителей оцениваются по следующим показателям и критериям:

– изменения в мотивах и потребностях педагогов: увеличение доли педагогов с устойчивой мотивацией на преобразование и постоянное совершенствование педагогической деятельности, ищущих в работе самовыражения, самоутверждения, сопричастности общим целям и задачам;

– повышение активности педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (разработка программы развития школы, целевых программ работы МО, индивидуальной работы, подготовки педсоветов и т.д.);

– увеличение числа педагогов-экспериментаторов, педагогов-инноваторов (разработчиков и использователей новшеств);

– развитие нововведений в школе от единичных к комплексным;

– повышение уровня информационной культуры, владение компьютерными технологиями;

– удовлетворенность степенью самореализации и взаимоотношениями в коллективе.

В рамках проекта организованы:

– анкетирование, опрос педагогов;

– проведение диагностики уровни профессиональности учителей;

– проведение информационно-обучающей работы с участниками программы, обеспечение их необходимыми материалами, ознакомление с методикой организации образовательного процесса;

– тренинговые занятия, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, круглый стол, диспуты;

– посещение уроков, взаимопосещение уроков;

– анализ, обобщение результатов работы по реализации проекта.