Особенности воспитания детей в татарской семье

№ 210

Эльмира КАМАЛИЕВА,

воспитатель по обучению татарскому языку детского сада №183 г. Казани

Рузиля АБДУЛЛИНА,

старший воспитатель детского сада №183 г. Казани

Многие традиции воспитания детей в татарской народной педагогике перекликаются с традициями семейного воспитания других тюрко-язычных народов, в частности, башкир. Это объясняется историческим родством и общими корнями духовной культуры. Конечно, есть и специфические требования к воспитанию детей, связанные, прежде всего с укладом жизни, видами хозяйствования татар и башкир, природными, климатическими, экономическими условиями.

А самой первой задачей татарской семьи воспитание детей всегда являлась наиглавнейшей. Мы знаем, что дети – это продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтает конечно иметь сына. Сын – продолжатель фамилию и продолжение рода. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. С далёких времен в татарских семьях взрослые дети должны опекать и содержать престарелых родителей. У татар всегда говорят что: «Зять лучше сына не бывает».

Отмечено что дочки эмоционально ближе к родителям: тоже всегда говорится: «Уллы кеше – урта бай, кызлы кеше – кызыл бай». В татарской семье ребёнка всегда окружается теплом, любовью, всегда называют источником радости: «В жизни мёд сладкий, а с ребенком ещё слаще».

В первую очередь, татарские традиции воспитания предполагают чёткое распределение обязанностей отца и матери в этом процессе. Отец занимается внешним благоустройством семьи – достатком, защитой, на женщине весь дом и дети. Поэтому татарину, перед тем как он женится, советуют, чтобы он выбрал себе целомудренную, образованную женщину, которая готова быть хорошей хозяйкой и матерью, поскольку именно от неё зависит, какими будут их дети.

Отец – это глава семьи, и если матери ребёнок может показать свои слабости, заплакать, покапризничать, то рядом с отцом он должен вести себя тихо и послушно. Авторитет отца не должен разрушаться в татарской семье ни в коем случае. Поэтому, даже если мать не согласна с его мнением, разрешить что-то ребёнку или нет, при детях она должна с ним согласиться. В присутствии детей, по татарской традиции женщина не должна высказывать мужу недовольство. При этом именно женщина своим ласковым обхождением должна подталкивать детей к отцу, а отца – к детям, чтобы они общались.

Во многих татарских семьях есть такие традиции, как не садиться ужинать, пока отец не придёт домой и не сядет за стол. Блюдо пробовать он должен первым, только затем жена, потом дети.

Ребенок не должен влезать разговор взрослых, перебивать их. Отец и мать должны быть одеты скромно в домашнем быту – никаких шорт и маек, чтобы воспитать в детях почтительное отношение к противоположному полу. Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь.

В воспитании мальчика большую роль играет отец. В условиях квартиры, в наше время, это сделать непросто. Поэтому многие семьи сегодня это понимают и стараются переехать в загородные дома, в деревни, где ребёнок сможет вместе с отцом ремонтировать, строить и заниматься спортом.

Мальчика нужно воспитывать в духе смелости, ответственности, силы. А девочек нужно приучать к ведению домашнего хозяйства. Их готовят как будущих матерей. Поощряется скромность, целомудрие, стеснительность.

Важную роль в воспитании детей у татар играют бабушки и дедушки . Дети оставались на на их попечении, особенно в деревнях, где именно бабушка ласкала, заботилась, а дедушка учил ремеслам. Именно близкие отношения с бабушкой и дедушкой прививают любовь к старшим, считают татары. Сейчас многие бабушки и дедушки, как и родители, привыкли к тому, что их внуков должна воспитывать система – школы, детсады.

Исходя из этой проблемы с 2019 года в нашем детском саду реализуется крупный долгосрочный проект «Семья. Без прошлого нет будущего», который и стал предшественником проекта «Мир, дружба, история – глазами детей» – детская телестудия. В рамках проекта ежегодно реализуются краткосрочные проекты:

  1. «Роль отца и деда в воспитании детей»;
  2. «Все профессии важны, все профессии нужны»;
  3. «Отважные солдаты»;
  4. «Папины помощники»;
  5. «Дедушкин совет»;
  6. «Играй, гармонь»;
  7. «Бабушкино воспитание»;
  8. «Бабушкин сундук»;
  9. «Handmade: Народное творчество»;
  10. «Кулинарные секреты моей семьи»;
  11. «Народные песни»;
  12. «Мост дружбы»;
  13. «Туган телем – татлы тел»;
  14. «Мы разные, но мы вместе»;
  15. «В мире поэзии»;
  16. «В мире сказок»;
  17. «Народные игры»;
  18. «Игрушки наших родителей»;
  19. «Казаным, минем Казаным»;
  20. «Культурный дневник»;
  21. «По следам наследия».

Все проекты направлены на сохранение культурных ценностей татарского народа. Кроме того, наш сад реализовал проект «Мост дружбы» в котором мы наладили сотрудничество с детскими садами Якутии (межрегиональное взаимодействие).

Мы регулярно выпускаем электронный журнал нашего детского сада, где делимся с родителями результатами работы, публикуем фотоотчеты с мероприятий, а так же рассказываем о текущих событиях и работе детского сада.

Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего:

– уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям;

– ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом;

– взаимоответственность родителей и детей друг перед другом;

– осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям;

– высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье;

– человечность, взаимоуважение между родственниками в семье.

Мы, молодое поколение, должны соблюдать эти нормы и правила в своих семьях.