Особенности внеклассной работы по истории в современной школе

№ 145

Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории Альшиховской средней школы Буинского района

В научно-методической литературе и практике сосуществуют разные термины для обозначения той сферы школьного исторического образования, которая не ограничивается жесткими рамками учебного процесса, требованиями государственного образовательного стандарта и контрольно- экзаменационными мероприятиями. Ее называют внеурочной, внеучебной, внеклассной или внешкольной работой по предмету.

Федеральный Закон «Об образовании» ввел обобщающее все оттенки этой части учебно-воспитательного процесса понятие «дополнительное образование». Согласно закону, оно «реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей гражданина, общества, государства»

Дополнительное образование по истории учащиеся могут получать в условиях:

– школьного образовательного пространства;

– культурно-образовательного пространства;

– семьи.

В методике обучения истории сформулированы признаки, отличающие внеурочную работу от урочной:

– занятия историей вне рамок и требований школьного расписания;

– добровольный характер участия в ней школьников;

– относительная свобода в выборе содержания, источников и форм работы;

– активное использование образовательного пространства вне школы и игровых видов познавательной деятельности;

– большая самостоятельность учащихся.

Было предложено также несколько классификаций форм внеклассной работы учащихся:

по охвату участников:

– массовые (исторические вечера);

– групповые (исторический клуб);

– индивидуальные (реферат);

по длительности мероприятий:

– систематические (исторический кружок);

– эпизодические (встречи с интересными людьми, исторический спектакль);

по направлениям:

– военно-патриотические;

– краеведческие;

– экскурсионные;

– научно-исследовательские.

Современная жизнь убедительно доказывает, что определение истории как науки о прошлом стремительно устаревает и не объясняет повышенный интерес самых разных слоев общества, деятелей культуры и политиков к вопросам «давно минувших дней». Этот феномен можно понять, если согласиться с нашей современницей, историком Агнес Хусслайн-Арко в том, «что история – это прошлое и будущее, опрокинутые в настоящее».

Известный российский историк Натан Яковлевич Эйдельман называл твоим и девятнадцатое, и двадцатое столетия, потому что в каждом из них жили предки современных школьников.

Семейная история хранит память и реликвии близких, родившихся в конце XIX – начале XX вв., пока ещё живы участники Великой Отечественной войны, ровесники Ю.А.Гагарина, люди родом из СССР.

Учитывая это обстоятельство, с помощью различных вебсайтов, телепередач и печатных изданий и по воспоминаниям участников и очевидцев можно спланировать и провести со школьниками исследовательские проекты по изучению своих родословных, реконструкции истории своей семьи в XX столетии, созданию семейных фотоальбомов, видеофильмов

История – живая наука еще и в том смысле, что опрокинутая в настоящее. Она по-новому высвечивает события, произошедшие много веков назад. Привлекает внимание потомков к деяниям и высказываниям предков. Предлагает нам переосмыслить и заново оценить далекое и не очень далекое прошлое.

Время и люди передают от поколения к поколению память о прошлом в форме места памяти. Место памяти это не место в узком, географическом смысле,  это как своеобразные точки пересечения, на которых складывается и концентрируется память общества. Их главная функция – сохранение коллективной памяти, напоминание о прошлом, наполняющие смыслом жизнь в настоящем

«Места памяти» как предмет внеклассной работы школьников актуализируют исторические факты из любой эпохи, протягивают нити из прошлого в настоящее и будущее, востребуют исторические знания и умения, приобретенные в систематических курсах истории, предлагают оригинальные темы и площадки для творческой и поисково-исследовательской деятельности.

Характеризуя историю как «живую» мы ступаем на поле семейной истории, т.е. сферу исторического познания, которая остается за страницами школьных учебников и обычных уроков. В этом аспекте возможности внеклассной работы намного шире, чем учебной.

В единстве с учебной работой внеклассная работа по истории естественным образом может дополнить политические, экономические и социальные аспекты, доминирующие в содержании учебного предмета, различными уровнями социокультурной истории.

Закономерный поворот интереса историков к конкретному индивиду повлек за собой серьезные последствия методологического плана: в контексте современных микроисторических подходов внешняя форма историкбиографических исследований наполнилась новым содержанием и привела к появлению в исторической науке ещё одного напрвления –персональной истории. Общая установка данного направления состоит в том, что реконструкция личной жизни и неповторимых судеб отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира. Всех сохранившихся следов их деятельности рассматриваются одновременно и как главная цель исследования, и как адекватное средство познания того исторического социума, в котором они жили и творили, радовались и страдали, мыслили и действовали.

Реализации данного научного направления в поисково-исследовательской деятельности способствуют и всероссийские проекты и конкурсы, а также соответствующие этой проблематике различные мероприятия, проводимые в регионах РФ.

С персональной историей тесно сплетается такое научное направление, как новая локальная история. Её цель всестороннее изучение той или иной локальной общности как развивающегося социального организма, создание ее полноценной коллективной биографии. В исследованиях на эту тему изучаются главным образом истории отдельных деревень и городов, районов и улиц, их основные демографические и социокультурные характеристики, социальная и географическая мобильность населения, его сопричастность к событиям макроисторического уровня, культурные традиции и памятники. В русле новой локальной истории школьники могут принимать участие, к примеру, во всероссийском проекте «Летопись родного края»

Содержание исторического образования в его локальном аспекте отражает прошлое и настоящее российских сел, малых и средних городов, а также современных административно – территориальных районов. Это пространство, непосредственно отождествляемое ребенком с понятием «моя малая родина», реально воспринимаемое им, связанное с ним родственными и дружескими узами, персонифицированное именами родных, соседей, знакомых, живое и многогранное благодаря повседневному общению с земляками и близкими, экскурсиям по местным достопримечательностям, районным средствам массовой информации, актуализированное жизнью здесь и сейчас и скорее всего в будущем. Это пространство, как правило, охвачено историческим краеведением и обусловливает следующие педагогические эффекты:

1. Источники, которые находятся в непосредственном окружении школьников, существенно обогащают знания, почерпнутые из учебников и уроков истории, актуализируют и персонифицируют события прошлого, требуют личностного отношения и осмысления.

2. Участие в краеведческих исследованиях создает ощущение непосредственного присутствия в прошлом и соединяет его с настоящим, насыщает жизнь школьника позитивными эмоциями и нравственными примерами.

3. Изучение локальных источников – лучший способ развития поисково-исследовательских умений, формирования активной позиции и коммуникативных способностей.

4. Изучение локальной истории сосредоточено на биографиях «простых» людей и истории повседневности. Оно убеждает в значимости каждой человеческой жизни, в ценности индивидуальности.

Помимо локальной истории существуют также «пространства» истории региона, национальное (общероссийское) и всемирное.

Это направление тесно переплетается с устной историей – сбором и изучением свидетельских показаний рядовых участников исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной жизни, но и «большой» истории.