Особенности преподавания математики в рамках образовательной программы школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

№ 189

Гулия БИКИЕВА

учитель математики Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Математика – это предмет, который играет важную роль в развитии школьников, помогает при решении каждодневных задач. Учёные-дефектологи, среди которых можно отметить Н.Ф.Талызину и П.Я.Гальперину, подчёркивают значимость математики для школьников с проблемами в развитии: этот предмет пробуждает любознательность, повышает познавательный интерес при условии, что материал был подан структурированно и логично.

Важно отметить, что дети с нарушением интеллекта обладают особым восприятием, поэтому стандартного процесса заучивания на память и выполнения заданий для закрепления материала недостаточно. Необходимо сделать так, чтобы полученные знания сразу переходили из разряда теории в практику.

В образовательную программу школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья входят такие темы, как натуральное число и ноль, отработка арифметических действий с целыми и дробными числами, понятие величины и геометрических фигур. Отработка этих тем должна проходить с использованием реальных примеров. Например, сложение сумм купленных продуктов в магазине, определение веса ингредиентов во время приготовления блюда, т.е., необходимо готовить обучающихся к социальной адаптации.

При изучении вышеописанных тем необходимо выявить, какой из процессов логического мышления преобладает:

  1. Сравнение.
  2. Обобщение.
  3. Анализ.
  4. Синтез.

Как правило, наиболее часто применяемым методом ознакомления с окружающей средой, в том числе и математическими действиями, происходит посредством сравнения. В силу особенностей мышления обучающегося с нарушениями интеллекта, этот процесс может быть затруднён ограниченным словарным запасом, замедленностью логических выводов, нарушениями моторики, зрительного восприятия.

При подаче материала нужно помнить об этих особенностях и позволять обучающимся мыслить не только абстрактно, но и пользоваться для решение математической задачи тактильными ощущениями – пересчёт предметов руками; визуальными данными – презентации, проектирование на доске; слуховыми данными. Закрепление материала должно состоять из поэтапного повторения с использованием реальных примеров для каждого случая, используя принцип «от общего к частному».

Необходимо помнить, что творческий элемент является ведущим методом преподнесения информации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения этой цели можно применять игровые методы обучения, позволяющие обучающемуся увидеть ценность приобретаемых знаний при решении бытовых проблем. Так, например, знание темы «Геометрические фигуры» положительно влияет на приобретение навыков рисования, черчения, готовки, облегчает ручной и механизированный труд.

Помимо объяснения материала и его отработки, на уроках важно применять и здоровьесберегающие технологии, позволяющие обучающемуся получать знания и закреплять навыки в непринуждённой, здоровой атмосфере. Кроме того, физкультминутки, например, могут стать лёгким и доступным методом отработки чисел, названий фигур и даже некоторых математических терминов, как сложение, вычитание, деление и т.д.

Основными задачами педагога на уроках математики являются:

  1. Развивать логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность.
  2. Развивать умение обобщать, конкретизировать.
  3. Повышать активность детей и интерес к предмету.
  4. Логично и структурно объяснять тему и развивать умение применять эту информацию в разных ситуациях.

Выполняя всё необходимо для решения вышеизложенных задач можно добиться того, чтобы преподавание математики имело жизненно-практический характер.

«Учитель работает над самой ответственной задачей, он формирует человека», – утверждал М.И.Калинин. Именно поэтому на педагогов и возлагается такая большая ответственность – ответственность за здоровье и за жизнь его воспитанников.