Особенности формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в старшей школе 

Гузель БАЛИТОВА,

учитель английского языка средней школы №57 г. Казани

 

В настоящее время проблеме развития функциональной грамотности уделяется особое внимание в педагогической науке, уточняются определения основных понятий, исследуются методы и средства ее развития. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, актуальность изучения данной проблемы связана с тем, что в широком смысле функциональная грамотность является своеобразным индикатором общественного благополучия: чем более эффективно функционируют в различных областях люди, тем более успешным и эффективным является само общество. Во-вторых, современные реалии таковы, что человеку недостаточно иметь образование только в одной области и соответствующие ей жесткие навыки, он должен быть полифункциональным, иметь развитые гибкие навыки и сформированную функциональную грамотность, что позволит ему успешно адаптироваться в быстро трансформирующемся профессиональном сообществе, а также мигрировать между таковыми сообразно меняющимся собственным интересам и потребностям. Данная тенденция отлично раскрыта в современных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) в категории метапредметных результатов. Соответственно, изменения социального заказа, трансформации в обществе требуют внесения изменений во ФГОС ОО, который, в свою очередь, требует модификации методического обеспечения его реализации.

Это достаточно сложная и многоаспектная проблема, следовательно, ее решение должно быть поэтапным и осуществляться параллельно-последовательно, как в рамках отдельных учебных предметов, так и в контексте целостной структуры образовательного процесса. В этой статье раскрывается один из аспектов данной проблемы – особенности формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в старшей школе.

Итак, для начала требуется уточнение понятийного аппарата. Как указывает в своих исследованиях А.Борщевская, «дефиниция «функциональная грамотность» первоначально зафиксирована в материалах ЮНЕСКО 1957 г. и представляла собой набор характеристик, необходимых для географического проживания, и культурный уровень того или иного места. Исследователи отмечают, что уровни функциональной грамотности формируются за счет развития технологий в процессе деятельности человека» [1]. В свою очередь, А.А. Леонтьевым приводится определения понятия функционально грамотного человека, под которым он предлагает понимать «человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [5]. По мнению Н.Ф. Виноградовой, функциональная грамотность по праву может быть причислена к базовым образованиям личности [2].

А. Борщевская говорит о том, что в настоящее время мониторинг развития функциональной грамотности проводится посредством системы PISA – индикатора эффективности национальных образовательных систем. Данные задания отличаются от заданий ОГЭ и ЕГЭ тем, что ориентированы не на мониторинг воспроизведения и применения обучающимися заученного предметного материала, а «владения обучающимися компетенциями межпредметного взаимодействия».

К.В.Воронина, рассматривая проблему формирования функциональной грамотности на уроках английского языка, отмечает, что понятие функциональной грамотности является базовым для компетентностного подхода, в контексте которого выстраивается современная система образования на всех его уровнях [3]. Ученым отмечается, что, несмотря на действующие ФГОС ОО, большинство школ в РФ способны обеспечить обучающимся получение только основных, предметных навыков грамотности, что существенно сужает адаптационный потенциал обучающегося и его функционал в различных аспектах реальной жизни. При этом К.В. Ворониной указывается, что уроки английского языка обладают богатым ресурсом для развития функциональной грамотности обучающихся, поскольку в рамках каждого из них присутствуют четыре вида речевой деятельности. Методический аспект актуализации данного ресурса описывается ученым через работу с несплошным текстом.

Е.И.Панфиловой также рассматривается данный метод формирования функциональной грамотности на уроках английского языка [4]. При этом ученым выделяется перечень требований, предъявляемым к несплошным текстам, используемым педагогом на уроках английского языка с целью формирования функциональной грамотности:

– актуальность текста для учащихся;

– учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста);

– наличие новой (для учащихся) информации;

– наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.

– наличие иллюстраций, помогающих разобраться в содержании текста.

Данная технология была успешно апробирована автором статьи в рамках собственного педагогического опыта, что позволило сформировать картотеку упражнений для формирования функциональной грамотности обучающихся 10 классов при работе с несплошным текстом. Картотека разработана для учебника «Forward» (10 класс, базовый уровень, под редакцией М.В.Вербицкой).

В качестве примеров можно привести следующие задания:

  1. В рамках изучения первой темы «Success», обучающимся предлагается работа со сплошным текстом и выполнение по нему предложенных заданий. Затем в качестве домашнего задания обучающимся предлагается найти комикс на английском языке (оригинал), перевести его и написать по его мотивам стенд-ап-выступление, адаптированное для российской аудитории, в стиле одного из популярных стендаперов России. Результат выполнения домашнего задания представляется обучающимся в одной из форм на выбор: очно перед классом, заочно в форме видеозаписи выступления направляется на электронную почту педагога (данную форму могут выбрать те ученики, которые испытывают дискомфорт при выступлениях на публике).
  2. При изучении второй темы «Taking a break» в качестве творческого задания обучающимся предлагается разделиться на группы по 3 – 5 человек, провести анализ туристических сайтов Республики Татарстан и подготовить презентацию на английском языке с предложением туристического маршрута «отдых на праздники» в один из городов Татарстана (по выбору из предложенного списка), включающего описание мест посещения, выбор мест для остановки (отели, гостиницы), а также места парковок, покупки сувениров, кафе и ресторанов. Презентация должна содержать картинки, информационные блоки, акцентные информационные зоны.
  3. В рамках изучения темы «Game over» обучающимся предлагается составить методичку на английском языке для начинающих игроков по их любимой компьютерной игре. В ней должны быть отражены цель игры, ее направленность, ключевые персонажи и их особенности, стиль их поведения, особенности использования сочетаний кнопок клавиатуры или геймпада. Методичка должна быть яркой и красочной, содержать иллюстрации, схемы, рисунки с подписями, скриншоты экрана. Далее методичка преобразовывается в QR-код и раздается одноклассникам. Они должны опробовать ее и оценить ее эффективность.
  4. В контексте изучения темы «What do you mean?» обучающимся предлагается индивидуально составить карту своего будущего, но она должна быть не хаотичной и состоящей только из картинок, а представлять собой некий последовательный алгоритм с небольшими вариативными разветвлениями с описаниями (работа выполняется на листе формата А1). В карте должны быть представлены основные события в жизни обучающегося, дифференцированные по годам и возможным изменениям в связи с непредсказуемыми событиями (например, к 25 годам я стану руководителем отдела в крупной IT-компании, если я выйду замуж и рожу ребенка, то до 25 лет я освою новую профессию посредством дистанционных технологий). Этапы в алгоритме должны сопровождаться красочными картинками или авторскими рисунками, краткими аннотациями или описаниями предстоящий событий, вариации оформляются в виде акцентных информационных зон. Вся работа выполняется на английском языке.

Применение данной интерпретации использования метода работы с несплошными текстами для формирования функциональной грамотности у обучающихся 10 класса позволило получить стабильные и высокие положительные результаты:

– обучающиеся стали свободнее выражать свои мысли на английском языке, нивелировались психологические барьеры на этапе говорения;

– были усовершенствованы навыки работы с информацией, представленной в различных видах, и текстами разной сложности;

– обучающиеся стали творчески подходить к выполнению предложенных письменных заданий, сами предлагали идеи творческих заданий;

– мониторинг сформированности метапредметных результатов учебной деятельности позволил установить положительную динамику.

Таким образом, в настоящее время формирование функциональной грамотности у обучающихся старшей школы на уроках английского языка строится в контексте компетентностного, лингво-коммуникативного и социально-культурного подходов. Наиболее разработанным и эффективным методом организации работы в данном направлении является метод работы с несплошными текстами. Этот метод позволяет не только формировать функциональное чтение у обучающихся, но и формирует у них иные стороны функциональной грамотности при работе с основанными на данных текстах авторскими заданиями. Он легко адаптируется под любой используемый в РФ учебно-методический комплект по обучению английскому языку, что существенно расширяет возможности педагога в области его применения.

Список использованной литературы

  1. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования/А. Борщевская // Наука и школа. – 2021. – №1. – С. 199 – 208.
  2. Виноградова В.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
  3. Воронина К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К.В.Воронина. // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295). – С. 305 – 306.
  4. Панфилова Е.И. Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом/ Е.И.Панфилова // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. – №1 (3). – С. 48 – 56.
  5. Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. – 368 с.