Основные методы и формы работы с учащимися на уроках общего фортепиано

Елена МЕДОСТОВА,

преподаватель по классу фортепиано детской музыкальной школы №30 г. Казани

Общее фортепиано – очень важный предмет в системе музыкального образования. Он является дополнительным в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Но в отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса. Далеко не каждый преподаватель общего фортепиано прежде, чем сетовать на слабый интерес ученика к занятиям, позаботился о том, чтобы этот интерес пробудить и постоянно поддерживать веским доказательством несомненной пользы каждого урока в профессиональном становлении будущего музыканта. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.

За пятнадцать лет преподавания этого предмета у меня сложились определенные взгляды на роль общего фортепиано в музыкальном воспитании детей. Стремление сделать урок поучительным, увлекательным и запоминающимся стало причиной дальнейших рассуждений в данной работе. Наиболее трудным является первый период обучения, где происходит знакомство с инструментом. Трудность вызвана, прежде всего, иным звукоизвлечением, иным расположением клавиатуры, звукоряда. И чтобы этот период прошел для ученика незаметно, не вызывая особых затруднений, необходимо увлечь его с первой минуты, рассказать о преимуществах и возможностях фортепиано.

Подбор по слуху и транспонирование несложных мелодий

На первоначальном этапе музыкальное обучение должно начинаться с формирования понятия музыкальной высотности на основе воспитания элементарных слуховых навыков в классе общего фортепиано. Работу можно начать с подбора по слуху и транспонирования  несложных мелодий.

Начиная с первых занятий, ученику следует давать небольшие, легко запоминающиеся мотивы, которые он должен спеть или подобрать на инструменте после показа педагогом. Желательно, чтобы мелодии были с поэтическим текстом. Это способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии. Систематическая тренировка в этом направлении будет способствовать развитию у детей слуховых представлений, так называемого внутреннего слуха.

Игра по показу

Когда ребёнок приходит на урок музыки, у него сразу возникает желание поскорее сыграть песенку, исполнить что-либо на инструменте. Большое удовольствие испытывают дети, когда учитель удовлетворяет его желание. Уже на первых уроках следует предложить ребёнку сыграть по показу преподавателя  ту или иную пьеску.

Играя «с рук», ученик получает радость от воспроизведения на фортепиано лёгких попевок: этот прием заменяет заучивание скучных (по мнению ребёнка) технических упражнений и даёт возможность поработать над рядом полезных пианистических навыков.

Пассивное и активное слушание музыки

С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать её осмысленному восприятию. Накопление у детей новых музыкальных впечатлений и образов имеет большое значение. Это стимулирует звуковое воображение и развитие внутреннего слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким образом, чтобы ученик мог сравнить произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Рекомендуемый примерный список произведений для слушания можно найти в сборнике «Малыш за роялем» авторы И.М.Лещинская, В.Б.Пороцкий. Эти произведения помогут детям познакомиться с жанрами песни, танца, марша, играми, музыкальными сказками, картинками природы, музыкальными портретами и др. Первые музыкальные занятия лучше проводить в коллективе, в таком случае занятия пройдут интереснее и живее. Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чём рассказала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чём думали? Везде ли музыка звучала одинаково? И ещё множество вопросов, в зависимости от характера и фактуры музыкального произведения. Один из самых верных методов воспитания у детей любви и интереса к музыке является движение под музыку. На естественных движениях: шагах, подскоках, на различных перестроениях под музыку, — легко воспитываются начальные музыкально-слуховые навыки.

Занимательные игры, упражнения, ребусы, кроссворды, сказки. Дидактические пособия

Разнообразные музыкальные игры и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, несложные расслабляющие упражнения, игровые ситуации на уроке – всё это способствует живому восприятию учебного материала. Игра вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний по сольфеджио и  музыкальной грамоте. Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, формированием положительной самооценки.

Среди музыкальных игр есть специальные игры, направленные на отработку конкретных навыков, а также игры- комплексы, в которых отрабатываются сразу несколько навыков:

  1. Гимнастика для освобождения тела и игрового аппарата. Лепка руки, упражнения для правильной постановки рук – «Шалтай-болтай», «Маятник», «Мост», «Поникшее дерево», упражнения «Колобок», «Колечко», «Молодой и старенький крабик», «Радуга», «Кузнечик» и многие другие. (А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Л.Баренбойм «Путь к музыке», упражнения Г.Нейгауза и другие издания)
  2. Занимательные сказки, стихи, загадки, ребусы и кроссворды, направленные на осознание и усвоение теоретических понятий (М.Белованова «Музыкальный учебник для детей», Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист-фантазёр» и другие издания).
  3. Игры, способствующие развитию метроритмических навыков – прохлопывание ритма сначала простого, затем осложненного затактом, пунктирным ритмом, синкопированным ритмическим рисунком. (Л.Баренбойм «Фортепианная педагогика»)
  4. Игры и упражнения для тренировки чтения нот «устное чтение» всех нот подряд в предложенном тексте или быстрое нахождение отдельных звуков.
  5. Упражнения для развития реакции пальцев непосредственно на высотных рисунках без осознания нот. Знакомим ребенка с номерами пальцев и усваиваем несколько упражнений на “немой клавиатуре” или крышке стола.
  6. Дидактические пособия способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.  Дидактическое пособие «Лото» для закрепления полученных знаний и усвоение новых понятий (А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»). Чтобы ребёнок лучше научился различить звуки по высоте, рекомендуется пособие «Передвижка» — очень простое, но незаменимое для ребёнка в самом начале обучения. Создала это пособие Ольга Васильевна Солоникова из Санкт-Петербурга.

Чтение нот с листа

Любой музыкант-исполнитель, преподаватель фортепиано или обучающийся играть на каком-либо музыкальном инструменте сталкивается с необходимостью чтения с листа музыкальных произведений. Чем быстрее музыкант читает с листа, тем скорее и легче формируется у него идеальный музыкальный образ, создание которого является конечным результатом музыкального исполнения. Чтение с листа является важнейшим условием развития музыкального кругозора, ибо даёт возможность непосредственного творческого знакомства с народной музыкой, произведениями классики и современных композиторов. Чтение нот – запоминание в представлении, игра без нот – высшая точка развития слухового мышления. Такой метод работы предполагает хорошее развитие внутреннего слуха, быструю ориентировку в нотном тексте, достаточный объём теоретических знаний и способность к внутреннему сосредоточению.

К обучению навыкам чтения нотного текста нужно приступать с первых месяцев обучения ребёнка. Выполнения каждого задания требует всего несколько минут. Эти минуты, систематически потраченные на каждом уроке, очень скоро начинают окупать себя. Они сказываются на всей работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте овладения нотными произведениями, так как они помогают ученику экономить время на уроке и самостоятельно выполнить  домашнюю работу.

Развитие навыков игры в ансамбле

Не менее важным моментом в обучении общего фортепиано является развитие навыков игры в ансамбле. Дети обычно любят играть несложные пьески в ансамбле с педагогом или с другим учеником. Игра в четыре руки, несложный аккомпанемент товарищам – инструменталистам обогащают музыкальные впечатления ребёнка, расширяют его художественный кругозор, содействуют формированию вкуса. Обучение ансамблевой игре с самого начала обучения развивает «чувство локтя», активизирует  музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности и доставляет ребёнку ни с чем несравнимое удовольствие. Ансамблевая игра позволяет объяснять функции мелодии и аккомпанемента, обозначать главное и второстепенное.

Применение синтезатора

Все чаще на уроках общего фортепиано большое внимание уделяется развитию навыков творческого музицирования.

С появлением во многих музыкальных школах синтезатора стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов-пианистов. Синтезатор, с одной стороны, такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой стороны – это «инструмент-оркестр», большая творческая лаборатория. Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет возможности преподавания фортепиано, способствует активизации внимания ученика и музыкального мышления в целом. С помощью синтезатора можно воспитывать чувство темпа и ритма; синтезатор пробуждает воображение, предоставляя возможность услышать и воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра, скрипки, духовых инструментов.

Без изучения курса общего фортепиано («обязательного», как считал А.Г.Рубинштейн) немыслимо воспитание профессионального музыканта любой специальности. С его помощью расширяется кругозор юного музыканта, формируется его музыкальное мышление.