Организация исследовательской работы с применением информационно-коммуникационных технологий

№ 211

Елена КУРАКИНА,

учитель начальных классов лицея № 2 г. Чистополь

На сегодняшний день широко обсуждается вопрос создания условий, позволяющих повысить качество учебно-образовательного процесса в целом. Выпускник современных школ должен иметь функциональную грамотность. Это необходимо, чтобы успешно интегрироваться в общество и адаптироваться в нём.

Творческие методы образования – должны играть ведущую роль. Особое место занимают инновационные педагогические средства и методы, а также исследовательская творческая деятельность. После исследования материалов по этой теме я выяснил, что методика ориентирована в основном на старшеклассников, у которых уже были сформированы интересы. И начальная школа всё же осталась чуть в стороне.  Хотя именно начальная школа должна закладывать фундамент универсальных учебных действий, активных, творческих самостоятельных действий учащихся, методов анализа, синтеза и оценок результатов их деятельности. Исследовательские работы являются одним из самых важных способов решения этой проблемы. Решив заняться этой темой, я определила цели и задачи.

Целью работы является стимулирование развития интеллектуального и творческого потенциала молодого школьника путем развития и усовершенствования исследовательских навыков и навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

– научить младшего школьника проводить учебные исследования;

– развивать творческую исследовательскую активность детей;

– повышать интерес детей к фундаментальной и практической науке – знакомить с научными картинами мира;

– увлечь родителей в процессе учебы и воспитания.

Актуальность этого рода работы заключается в том, что сейчас процесс подготовки все больше связывается с деятельностью и новыми знаниями для детей. Одним из видов подобного подхода выступает проектная и исследовательская работа.

Главный компонент проектной деятельности – интеллектуальный поиск, а важнейший этап – стадия мысленной решения поставленных задач.

В своей деятельности я обучаю учеников самому термину «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаем себе вопрос, ищем ответ, намечаем план действия, описываем шаги, смотрим, экспериментируем и делаем вывод, зафиксируем результат.

Специфика исследований начальной школы заключается в системной направляющей, стимулирующая и коррекционная роль учителя. Главное, чтобы учитель увлекал и «заразил» детей, показывал им значимость своей деятельности и убедил их в их силах и также пригласил родителей участвовать в детских делах. Многим родителям никогда не приходилось заниматься в исследовательской деятельностью. И сейчас им предоставляется возможность познакомиться и принять участие в научной деятельности. Работа стала интересной и увлекательной для родителей. Они совместно с детьми фотографируют, проводят несложные наблюдения за растениями, погодой, помогают ребёнку подготовиться к защите своих работ. Работа получается очень интересной, потому что это общая заинтересованность и сотрудничество ребенка с родителями.

С 1 класса начинаю принимать участие в мини-исследовательских проектах. Эти работы называются «Мои небольшие исследования» и относятся к определенной тематике. Я включаю такую деятельность во все сферы образования начальных классов.

Почти все проекты с первого до второго класса являются коллективными, тематику определяет преподаватель, однако каждый ребенок вносит свою роль в общей работе. Это приводит детей к работе в коллективе и становлению общих интересов выше их. В 3 – 4 классах многие школьники уже знакомы с темой, которая интересна для них, могут выбрать тематику исследования самостоятельно. Учителю можно и нужно только «подтолкнуть» их на правильный выбор.

Исследовательские работы заставляют и обучают детей работать с книгами, газетами, журналами, которые в настоящее время очень важны, поскольку, по своему опыту, а также по мнению коллег, мне кажется, дети чаще всего читают лишь учебник. Они не хотят читать дополнительные материалы по предмету, увлекательные книги по литературе и периодическим изданиям. В своей работе я пытаюсь направить деятельность учеников в нужное и полезное направление.

Мы с детьми просматриваем найденный материал, попутно оказывается, что необходимо проводить анкету, опрос, эксперимент, выбрать фотографию. Мы вместе оформляем готовый материал, и ребёнок готовится к выступлению в классе, или включаем в урок его выступление. Естественно, тематику таких работ надо заранее продумать педагогом, и дети должны получить положительные результаты.

Вообще, чтобы получить положительный результат своего исследования, учителю нужно дать позитивное настроение и показывать перспективу, стимулировать учащихся. Учитель должен ясно и уверенно руководить своими учениками во время исследования. После проведения анкетирования в классе я узнала, что у моих ребят есть желание быть успешным в школе, стать известным, знаменитым. У них есть желание что-то изобретать или сочинять. А если такие желания, то легко стоить работу учителю. Необходимо только правильно преподносит детям задачи и цель исследования, стимулировать их положительный результат на словах.

В результате работы над индивидуальными и групповыми проектами дети научились создавать презентацию, сопровождающую собственный доклад. Я уделяю особое внимание проектированию учебных проектов и созданию благоприятных условий реализации творческих возможностей учащихся. Под моим руководством школьники успешно конструируют мультимедийные проекты, компьютерные презентации, электронные сообщения, пользуются электронными учебниками, ресурсами интернета.

Дети нередко выполняют задачи с помощью интерактивного оборудования: редактирование текстов, набор текстов творческих выступлений, составление сборников, оформление докладов, проектных работ, рефератов, создание слайдовых презентаций, клипов, компьютерных рисунков.

В заключении хотелось бы сказать, что невозможно не согласиться с мнением российских и иностранных педагогов, психологов, которые считают, что «проектная деятельность» не должна вытеснять работу на уроке, стать какой-то панацеей. Её необходимо использовать в качестве дополнения в образовательном процессе. Как показывает опыт работы, метод креативных проектов, вместе с другими активными методиками обучения, могут быть эффективны уже в первом классе.

Метод образовательного проекта не требует рекламы. Он активно применяется педагогами и позволяет решать ряд важнейших профессиональных задач: повышение заинтересованности в предмете, развитие мотивации к обучению, углубление знания по данному предмету.