Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия

№ 186

(Урок истории в VII классе в школе для детей с ОВЗ)

Алсу ГАЙНУЛЛИНА,

учитель истории и общесвознания высшей квалификационной категории Ново-Кинерской школы-интерната для детей ОВЗ Арского района 

Цель: дать сведения о жизни, быте монголо-татар; дать представление о Чингисхане и его армии.

Задачи:

образовательные: дать характеристику образу  жизни монгольских племен, познакомить с личностью Чингисхана, как основателя монгольского государства;

коррекционно-развивающие: развивать умения составлять описания условий жизни; учить элементарно анализировать исторический материал, делать выводы; работать над формированием исторического словаря обучающихся;

воспитательные: воспитывать  интерес к истории своего Отечества; формировать положительную  мотивацию к обучению;  культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Планируемые результаты

предметные: иметь представления о жизни, быте монгольских племен, об Чингисхане и его армии;

личностные: оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные:

регулятивные:

– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться планировать учебную деятельность на уроке;

– работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, задания на слайдах);

познавательные:.

ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

– анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события;

– с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний;

коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

– слушать и понимать речь других;

– уметь отвечать на поставленный вопрос;

– совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

Основные понятия: кочевники, юрта, стойбища, аркан.

ТСО: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», учебник (Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учебн. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2020).

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Технологическая карта урока

 

Этап урока и его цель Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты
I. Организационный

момент

Самоопределение  к деятельности

Цель: создание эмоционального настроя  обучающихся.

 

 

Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.

 

Читает стихотворение.

 

Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

 

Рапорт дежурного.

 

 

Слушают учителя.

Организация своего рабочего места.

 

Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Повторение пройденного материала – Ребята, на что распалась Киевская Русь в XII (12) веке? (На княжества)

– Кто правил в княжестве? (Князь)

– Разгадав загадки, мы вспомним, какие князья правили в Древнерусском государстве.

Игра «Узнай князя!»

1. Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле славянской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно.

(Князь Рюрик)

2. Иду на вы!- врагу он говорил.И храбрым воином прослыл.

Походов много совершил,

Но Русь он всё ж не защитил.

(Святослав)

3. Русь от печенегов он избавил.

И крещением её прославил.

Князя поспеши назвать!

Помнят его долго, чтят.

(Владимир Красное Солнышко)

4.Этот князь соборы строил

И законы создавал.

И вниманье образованию

Очень много уделял.

За собор Софийский славный

Тот, что в Киеве стоит

И имеет вид державный

Русский люд его всё чтит.

(Ярослав Мудрый)

5. При нём Русь целых 30 лет

От половцев не знала бед.

Княжеские вражду он  устранил

И люд простой он защитил.

Как князя того звали?

Как все величали?

(Владимир Мономах)

2. Работа с тестом.

– Что ты знаешь о Москве?

(для 2-уровня) и

– Знаешь ли  ты культуру Руси в X –XIII(10-13) веках?» (для 1-уровня)

Приложение 1.

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Разгадывают загадки о русских князьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор ответов на тесты

 

 

Регулятивные:

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, карта).
Познавательные – анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события;

– с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.
Коммуникативные:

– донести свою позицию до других;

оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

– слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос;

– совместно договариваться о правилах общения и следовать им. – учиться выполнять различные роли при работе в парах.

III. Актуализация знаний и  фиксация затруднений в деятельности

 

Цель:

– повышение познавательной деятельности обучающихся;

– формирование пространственных представлений (работа с картой);

– установление правильности и осознанности выполнения  задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.

 Вводное слово учителя.

-Продолжаем перелистывать страницы истории Русского государства. Начинаем изучать новый раздел. Открываем стр. 113 учебников, прочитаем название новой главы.

 

– Как называется эта глава?

– Как вы понимаете слово «завоеватели»?

 

 

 

 

— Кто были врагами русского народа?

—  Какое слово  объединяет названия печенеги, половцы хазары?(кочевники)

Работа с картой.

— Покажите на карте, какие территории занимали кочевники.

— Какую угрозу представляли кочевники русским людям?

 

 

Читают название главы 4.(Русь в борьбе с завоевателями)

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои доводы.

 

 

Вспоминают, отвечают на вопросы.

 

 

 

Показ на карте места расселений кочевников.

 

 

 

 

Регулятивные:

– умение выражать свои мысли полно и точно;

– осуществлять актуализацию имеющихся знаний;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

 

 

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

Цель: получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

 

Вводное слово учителя.

В XIII(13) веке в азиатских степях у южных границ Руси появились монголы, грозный и воинственный народ. Монголы тоже были кочевниками, но  намного страшнее половцев.

Тема нашего урока – Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.

– Ознакомьтесь с планом урока.

1.    Занятия монголов.

2.    Жилище монголов.

3.    Монгольские воины.

4.    Чингисхан и его армия.

– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

Записывают тему и план урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи  к уроку, определив знания и незнания.

 

 

Регулятивные:

– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

–учиться планировать учебную деятельность на уроке.

V. Изучение нового материала.

 

 

Цель: организация совместной деятельности по открытию нового знания

 

 

Монголы кочевали на широких степях Средней Азии. Китайские летописцы называли эти племена «мэнгу», от этого слова произошло название «монголы». Сами монголы называли себя по-разному.

Работа с документом.

Главное занятие монголов- скотоводство. Они разводили овец, лошадей, верблюдов, быков. Главным богатством монголов был скот. Монголы перегоняли стада домашнего скота по степи с одного пастбища на другое. Кроме скотоводства монголы занимались охотой. Они, как и печенеги и половцы, землю не обрабатывали.

Задание. (слайд)

– На экране представлены занятия людей того времени. Нужно выбрать занятия монголов. (Индивидуальное задание для 2 уровня)

Скотоводство, рыболовство, земледелие, охота

 

Работа с текстом учебника (стр. 114)

– Где жили монголы?

 

 

 

 

Словарная работа: юрта, стойбище.

 

 

 

 

Задание (слайд)

Выберите жилище монголов.(изба, юрта, чум, иглу) (Индивидуальное задание для 2 уровня)

Монголы были разделены на племена. У каждого племени был свой вождь.  Племена назывались ордами. Орды не только совершали набеги на соседние народы, но и враждовали друг с другом. Враждовали в частности из-за пастбищ и ещё из-за того, что каждое племя считало своё племя лучшим. В результате таких войн между племенами выделился один из вождей по имени Темучин, позже ему присвоили другое имя- Чингисхан, что означало «посланный небом».

 

Просмотр фрагмента документального фильма «Наука для детей. История: Монгольская империя»

– Кто из вождей сумел объединить монгольские племена? Какими качествами обладал этот человек?

– Почему монгольским войскам удалось завоевать много стран и народов?

Физкультминутка

 Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста.

 

 

 

Отвечают на вопрос «Чем занимались монгольские племена?»

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Проверка результатов работы.

Делают вывод:  занятия монголов – скотоводство, охота.

 

 

 

 

Работают с текстом учебника.

Читают по абзацу. Выполняют по абзацу.

Объясняют значение слов.

 

 

Делают вывод: монголы жили в юртах. Место стоянки монгольских  племён называется стойбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают портрет Чингисхана.

 

 

 

 

Делают вывод о Чингисхане и его армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают физкультминутку.

 

Познавательные:

ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; – анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события;

– с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний.

 

– осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

 

 

 

 

 

 

– Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

 

VI. Закрепление  нового материала

Цель:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

– корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий.

 

  1. Разгадывание анаграммы              

логмоны                        монголы

евкочники                      кочевники

таюр                               юрта

бистойще                       стойбище

канар                              аркан

 

2.Задание (1 уровень)

1. Монголы были (кочевниками, переселенцами) Главное занятие монголов    ( рыболовство, скотоводство). Жилище монголов называется    (квартира, юрта). Место стоянки монголов -( пастбище, стойбище).Основатель монгольского государства( хан Ахмет, Чингисхан.)

2. Подчеркните вооружение монгольских воинов.

Автомат, сабля, копьё, пулемёт, пищаль, лук, стрела, тюфяк, топор, пистолет.

Тест(2 уровень)

1.Сегодня на уроке мы изучали:

— о марийцах;

— о монголах.

2.Монголы жили:

— в домах;

— в юртах.

3. Вождь монголов называется:

— Мамай хан;

-Чингисхан

3.Обобщающая беседа.

 

Разгадывают анаграмму.

 

Отвечают на вопросы, комментируя ответ.

 

 

 

 

Сжимают пальцы в кулак.

 

 

Выполняют задания на соотнесение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в беседе, проверяют задание.

 

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленный вопрос;

– учиться выполнять различные роли при работе в парах.

 

Регулятивные:

– работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь);

– находить и выбирать способ решения предложенного задания.

– умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

Познавательные:с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний.

Личностные:

оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

– подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся;

– развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли.

 

– Ребята, должны с помощью опоры на слайде продолжить выражение об уроке:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

– Я приобрел…

– Я научился…

 

Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося.

Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке. Коммуникативные:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

слушать и понимать речь других;

– уметь отвечать на поставленный вопрос.

VIII. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 114-117, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальное задание —  прочитать стр.114 – 115, подготовить рассказ об образе жизни монголов.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

Познавательные.— – умение работать с текстом;

– умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.