Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия
№ 186
(Урок истории в VII классе в школе для детей с ОВЗ)
Алсу ГАЙНУЛЛИНА,
учитель истории и общесвознания высшей квалификационной категории Ново-Кинерской школы-интерната для детей ОВЗ Арского района
Цель: дать сведения о жизни, быте монголо-татар; дать представление о Чингисхане и его армии.
Задачи:
образовательные: дать характеристику образу жизни монгольских племен, познакомить с личностью Чингисхана, как основателя монгольского государства;
коррекционно-развивающие: развивать умения составлять описания условий жизни; учить элементарно анализировать исторический материал, делать выводы; работать над формированием исторического словаря обучающихся;
воспитательные: воспитывать интерес к истории своего Отечества; формировать положительную мотивацию к обучению; культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Планируемые результаты
предметные: иметь представления о жизни, быте монгольских племен, об Чингисхане и его армии;
личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные:
регулятивные:
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться планировать учебную деятельность на уроке;
– работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, задания на слайдах);
познавательные:.
– ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
– анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события;
– с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний;
коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
– слушать и понимать речь других;
– уметь отвечать на поставленный вопрос;
– совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Основные понятия: кочевники, юрта, стойбища, аркан.
ТСО: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», учебник (Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учебн. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2020).
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель | Деятельность
учителя |
Деятельность
обучающихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный
момент Самоопределение к деятельности Цель: создание эмоционального настроя обучающихся.
|
Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.
Читает стихотворение.
Звенит, заливается школьный звонок, |
Рапорт дежурного.
Слушают учителя. |
Организация своего рабочего места.
Уметь слушать в соответствие с целевой установкой. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Повторение пройденного материала | – Ребята, на что распалась Киевская Русь в XII (12) веке? (На княжества)
– Кто правил в княжестве? (Князь) – Разгадав загадки, мы вспомним, какие князья правили в Древнерусском государстве. Игра «Узнай князя!» 1. Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле славянской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Князь Рюрик) 2. Иду на вы!- врагу он говорил.И храбрым воином прослыл. Походов много совершил, Но Русь он всё ж не защитил. (Святослав) 3. Русь от печенегов он избавил. И крещением её прославил. Князя поспеши назвать! Помнят его долго, чтят. (Владимир Красное Солнышко) 4.Этот князь соборы строил И законы создавал. И вниманье образованию Очень много уделял. За собор Софийский славный Тот, что в Киеве стоит И имеет вид державный Русский люд его всё чтит. (Ярослав Мудрый) 5. При нём Русь целых 30 лет От половцев не знала бед. Княжеские вражду он устранил И люд простой он защитил. Как князя того звали? Как все величали? (Владимир Мономах) 2. Работа с тестом. – Что ты знаешь о Москве? (для 2-уровня) и – Знаешь ли ты культуру Руси в X –XIII(10-13) веках?» (для 1-уровня) Приложение 1.
|
Отвечают на вопрос.
Разгадывают загадки о русских князьях.
Выбор ответов на тесты
|
Регулятивные:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, карта). – с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний. – донести свою позицию до других; – оформлять свою мысль в устной и письменной речи. – слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос; – совместно договариваться о правилах общения и следовать им. – учиться выполнять различные роли при работе в парах. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: – повышение познавательной деятельности обучающихся; – формирование пространственных представлений (работа с картой); – установление правильности и осознанности выполнения задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Вводное слово учителя.
-Продолжаем перелистывать страницы истории Русского государства. Начинаем изучать новый раздел. Открываем стр. 113 учебников, прочитаем название новой главы.
– Как называется эта глава? – Как вы понимаете слово «завоеватели»?
— Кто были врагами русского народа? — Какое слово объединяет названия печенеги, половцы хазары?(кочевники) Работа с картой. — Покажите на карте, какие территории занимали кочевники. — Какую угрозу представляли кочевники русским людям?
|
Читают название главы 4.(Русь в борьбе с завоевателями)
Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои доводы.
Вспоминают, отвечают на вопросы.
Показ на карте места расселений кочевников.
|
Регулятивные: – умение выражать свои мысли полно и точно; – осуществлять актуализацию имеющихся знаний; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
|
IV. Формулирование темы урока, постановка цели
Цель: получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
|
Вводное слово учителя.
– В XIII(13) веке в азиатских степях у южных границ Руси появились монголы, грозный и воинственный народ. Монголы тоже были кочевниками, но намного страшнее половцев. Тема нашего урока – Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия. – Ознакомьтесь с планом урока. 1. Занятия монголов. 2. Жилище монголов. 3. Монгольские воины. 4. Чингисхан и его армия. – О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
|
Отвечают на поставленный вопрос
Записывают тему и план урока в тетрадь.
Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания. |
Регулятивные: – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; –учиться планировать учебную деятельность на уроке. |
V. Изучение нового материала.
Цель: организация совместной деятельности по открытию нового знания
|
– Монголы кочевали на широких степях Средней Азии. Китайские летописцы называли эти племена «мэнгу», от этого слова произошло название «монголы». Сами монголы называли себя по-разному.
Работа с документом. Главное занятие монголов- скотоводство. Они разводили овец, лошадей, верблюдов, быков. Главным богатством монголов был скот. Монголы перегоняли стада домашнего скота по степи с одного пастбища на другое. Кроме скотоводства монголы занимались охотой. Они, как и печенеги и половцы, землю не обрабатывали. Задание. (слайд) – На экране представлены занятия людей того времени. Нужно выбрать занятия монголов. (Индивидуальное задание для 2 уровня) Скотоводство, рыболовство, земледелие, охота
Работа с текстом учебника (стр. 114) – Где жили монголы?
Словарная работа: юрта, стойбище.
Задание (слайд) Выберите жилище монголов.(изба, юрта, чум, иглу) (Индивидуальное задание для 2 уровня) – Монголы были разделены на племена. У каждого племени был свой вождь. Племена назывались ордами. Орды не только совершали набеги на соседние народы, но и враждовали друг с другом. Враждовали в частности из-за пастбищ и ещё из-за того, что каждое племя считало своё племя лучшим. В результате таких войн между племенами выделился один из вождей по имени Темучин, позже ему присвоили другое имя- Чингисхан, что означало «посланный небом».
Просмотр фрагмента документального фильма «Наука для детей. История: Монгольская империя» – Кто из вождей сумел объединить монгольские племена? Какими качествами обладал этот человек? – Почему монгольским войскам удалось завоевать много стран и народов? Физкультминутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поклонись! Начинаем мы опять по истории шагать, Чтобы всё понятным стало Потрудились мы немало. |
Чтение текста.
Отвечают на вопрос «Чем занимались монгольские племена?»
Выполняют задание. Проверка результатов работы. Делают вывод: занятия монголов – скотоводство, охота.
Работают с текстом учебника. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу. Объясняют значение слов.
Делают вывод: монголы жили в юртах. Место стоянки монгольских племён называется стойбище.
Рассматривают портрет Чингисхана.
Делают вывод о Чингисхане и его армии.
Делают физкультминутку. |
Познавательные: – ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; – анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события; – с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний.
– осуществлять актуализацию имеющихся знаний.
– Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
– Умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.
|
VI. Закрепление нового материала
Цель: – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; – корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий.
|
логмоны монголы евкочники кочевники таюр юрта бистойще стойбище канар аркан
2.Задание (1 уровень) 1. Монголы были (кочевниками, переселенцами) Главное занятие монголов ( рыболовство, скотоводство). Жилище монголов называется (квартира, юрта). Место стоянки монголов -( пастбище, стойбище).Основатель монгольского государства( хан Ахмет, Чингисхан.) 2. Подчеркните вооружение монгольских воинов. Автомат, сабля, копьё, пулемёт, пищаль, лук, стрела, тюфяк, топор, пистолет. Тест(2 уровень) 1.Сегодня на уроке мы изучали: — о марийцах; — о монголах. 2.Монголы жили: — в домах; — в юртах. 3. Вождь монголов называется: — Мамай хан; -Чингисхан 3.Обобщающая беседа. |
Разгадывают анаграмму.
Отвечают на вопросы, комментируя ответ.
Сжимают пальцы в кулак.
Выполняют задания на соотнесение.
Участвуют в беседе, проверяют задание. |
Коммуникативные: – уметь отвечать на поставленный вопрос; – учиться выполнять различные роли при работе в парах.
Регулятивные: – работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь); – находить и выбирать способ решения предложенного задания. – умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. Познавательные:с помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний. Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: – подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся; – развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли.
|
– Ребята, должны с помощью опоры на слайде продолжить выражение об уроке:
– Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно… – Я выполнял задания… – Я понял, что… – Я приобрел… – Я научился…
Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. |
Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке. | Коммуникативные:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. – слушать и понимать речь других; – уметь отвечать на поставленный вопрос. |
VIII. Домашнее задание
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 114-117, дать ответы на вопросы учебника.
Индивидуальное задание — прочитать стр.114 – 115, подготовить рассказ об образе жизни монголов. |
Записывают домашнее задание.
|
Познавательные.— – умение работать с текстом; – умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.
|