Образ Аввакума в поэме М.А. Волошина «Протопоп Аввакум»
(Урок литературы в 11 классе)
Марина РЯБОВА,
учитель русского языка и литературы
гимназии №36 г. Казани.
Цели:
– определить мотивы обращения М.А.Волошина к искусству Древней Руси и истории этого времени;
– развивать навыки аналитического чтения;
– способствовать воспитанию чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: частично-поисковый
- Организационная часть
- Видеозарисовка
(просмотр видеоролика о М.А. Волошине)
- В чем уникальность творчества М.А.Волошина?
III. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
М.А. Волошин, поэт серебряного века, пристальное внимание уделял XVII веку – «бунташному» веку, веку смутного времени и церковного раскола. В цикле «Пути России», полном описаний трагических страниц русской истории, вызванных внутренними смутами, он провел параллели между событиями 17 века и своим временем.
В декабре 1917 года у Волошина рождается замысел о создании поэмы об Аввакуме. В его жизни поэт увидел драматический конфликт, определивший судьбу всего народа: «Средним путем в России не ходят, а все по окраинам и пропастям блуждают». Он стремился понять, «как человек верит, борется и мечется среди извечных антиномий своей судьбы».
Во время работы над произведением Волошин следовал литературным источникам. Поэт использовал не только «Житие протопопа Аввакума», но и «Книгу бесед», послания и челобитные царю Алексею Михайловичу.
25 февраля 1918 года он делится с Ю. Л. Оболенской трудностями работы: «Записки Аввакума так великолепны, что хочется закрепить их целиком, и руки опускаются. Не могу найти подобающего ритма».
В начале мая 1918 года Волошин сообщал Петровой: «Пишу все это время «Аввакума». Очень длинная вещь получается…. Хочется самому стушеваться, предоставляя речь самому Аввакуму…. Хочется не упустить ни одного ценного его слова и поэтому потерян пока в мелочах». 19 мая поэма была закончена.
- Стадия осмысления.
Работа над поэмой «Протопоп Аввакум»
- Какова композиция поэмы?
Работая над композицией поэмы, Волошин вносит ряд изменений в текст «Жития Аввакума». В третьей части он опустил фактическую причину гонений на протопопа (у вдовы начальникъ отнялъ дочерь, и Аввакум «молихъ его, даже сиротину возвратитъ к матери»). Т.Н. Бреева поясняет, что «поэт трактует это событие как факт единой цепи испытаний, которые по воле Бога переносит протопоп».
Поэт прибегает к кольцевой композиции: сначала автор рассказывает о жизни Аввакума до рождения в Небесном Иерусалиме, затем о его жизни на земле, завершается поэма самосожжением героя. Это событие трактуется поэтом, как возвращение Аввакума в град Божий:
Обратно к Вам – в Ерусалим небесный!
Родясь – погас,
Да снова разгорелся!
Композиция поэмы создает впечатление небесного предначертания судьбы Аввакума. Она приобретает символическое значение, не входя в противоречие с символикой «Жития».
- К каким символическим образам обращается М.А.Волошин?
Аввакум описывает бывшее ему видение: по Волге плывут три корабля: два из них – это корабли духовных его детей, а третий корабль украшен не золотом, а разными пестротами. На этом корабле протопоп должен отправиться в путешествие по волнам жизни. Данный эпизод из «Жития» Волошин включил в свою поэму. Т.Н.Бреева отмечает, что «М.А. Волошин, включая эту часть «Жития» в своё произведение, как бы предварял рассказ об «огненном корабле», возносящем героя в «град солнечный». М.А.Волошин использует не только символику «Жития», но и придает некоторым реальным фактам символическую трактовку. Так, например, заключение Аввакума в тюрьму – это способ скрыть от народа «огненного» праведника:
Думали, погасну,
А я молитвам да бденьями свечу,
На весь крещеный мир.
В другом случае, костер, на котором сжигают Аввакума, становится символом огненного корабля, увозящего протопопа на небо:
Построен сруб – соломою накладен:
Корабль мой огненный –
На родину мне ехать.
Как стал ногой –
Почуял: вот отчалю!
- Какова роль природы в поэме?
Чем праведнее человек, тем больше его душа связана с жизнью природы. Так и у Волошина картины природы служат не только реальным фоном, на котором разворачиваются злоключения героя, но и связываются с философским размышлением о человеке вообще:
Три года ехали по рекам да лесам.
Горы каких не видано:
Врата, столпы, палатки, повалуши –
Все богоделанно.
Все у Христа для человека наделано, но его же дни в суете проходят:
Он скачет, что козел,
Съесть хочет, яко змий,
Лукавствует, как бес,
И гневен, яко Русь.
- Подведение итогов
Вся жизнь Аввакума трактуется поэтом как сплошная цепь испытаний, которые по воле Бога переносит протопоп с одной целью: показать людям пример «неослабного страдания» за Христа и веру.
- Рефлексия.
- Какие открытия сделали сегодня на уроке?
- Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение М.А.Волошина «Владимирская Богоматерь»
