Образ Аввакума в поэме М.А. Волошина «Протопоп Аввакум»

(Урок литературы в 11 классе)

  Марина РЯБОВА,  

учитель русского языка и литературы

гимназии №36 г. Казани.

 

Цели:

– определить мотивы обращения М.А.Волошина к искусству Древней Руси и истории этого времени;

– развивать навыки аналитического чтения;

– способствовать воспитанию чувство патриотизма.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Метод: частично-поисковый

 

  1. Организационная часть

 

  1. Видеозарисовка

(просмотр видеоролика о М.А. Волошине)

  • В чем уникальность творчества М.А.Волошина?

 

III. Мотивация к учебной деятельности.

 

Учитель:

М.А. Волошин, поэт серебряного века, пристальное внимание уделял XVII веку – «бунташному» веку, веку смутного времени и церковного раскола. В цикле «Пути России», полном описаний трагических  страниц русской истории, вызванных внутренними смутами, он провел параллели между событиями 17 века и своим временем.

В  декабре  1917 года  у   Волошина   рождается  замысел  о  создании  поэмы  об  Аввакуме.  В  его  жизни  поэт  увидел  драматический  конфликт,  определивший  судьбу  всего  народа:  «Средним  путем в  России  не  ходят, а  все  по  окраинам  и  пропастям  блуждают».  Он  стремился   понять,  «как  человек  верит,  борется  и  мечется  среди  извечных   антиномий  своей  судьбы».

Во  время  работы   над  произведением  Волошин  следовал  литературным  источникам.  Поэт  использовал   не  только   «Житие  протопопа  Аввакума»,  но  и  «Книгу   бесед»,   послания  и   челобитные  царю  Алексею  Михайловичу.

25  февраля  1918  года   он  делится  с  Ю. Л. Оболенской  трудностями  работы:  «Записки  Аввакума  так  великолепны,   что  хочется   закрепить  их   целиком,  и   руки  опускаются.  Не  могу  найти  подобающего  ритма».

В  начале  мая  1918 года  Волошин   сообщал  Петровой: «Пишу   все   это  время  «Аввакума».  Очень  длинная  вещь  получается….  Хочется  самому  стушеваться,  предоставляя  речь самому  Аввакуму…. Хочется  не  упустить  ни  одного  ценного  его  слова  и  поэтому  потерян  пока  в  мелочах».  19  мая  поэма  была   закончена.

 

  1. Стадия осмысления.

Работа над поэмой «Протопоп Аввакум»

  • Какова композиция поэмы?

Работая  над  композицией  поэмы,  Волошин  вносит  ряд  изменений  в   текст «Жития Аввакума».  В  третьей  части  он  опустил  фактическую  причину  гонений на  протопопа  (у  вдовы  начальникъ  отнялъ  дочерь,  и  Аввакум   «молихъ  его,  даже  сиротину возвратитъ к  матери»).  Т.Н. Бреева   поясняет,  что «поэт  трактует  это событие  как  факт  единой  цепи  испытаний,  которые    по  воле  Бога  переносит  протопоп».

Поэт  прибегает  к  кольцевой  композиции:  сначала  автор   рассказывает о   жизни  Аввакума  до  рождения  в  Небесном  Иерусалиме,   затем  о  его жизни  на  земле,  завершается   поэма  самосожжением   героя.   Это   событие  трактуется  поэтом,  как  возвращение  Аввакума  в   град Божий:

Обратно  к   Вам –  в  Ерусалим  небесный!

Родясь – погас,

Да   снова   разгорелся!

Композиция  поэмы   создает  впечатление  небесного  предначертания  судьбы  Аввакума. Она  приобретает  символическое  значение,  не   входя  в  противоречие  с   символикой  «Жития».

 

  • К каким символическим образам обращается М.А.Волошин?

Аввакум   описывает  бывшее ему  видение:  по   Волге  плывут  три корабля:  два   из  них – это   корабли  духовных  его  детей,  а   третий  корабль  украшен не   золотом,  а  разными  пестротами.  На  этом   корабле  протопоп  должен   отправиться   в   путешествие  по  волнам  жизни.  Данный   эпизод  из  «Жития»  Волошин включил  в  свою  поэму.  Т.Н.Бреева  отмечает,  что  «М.А. Волошин,  включая  эту  часть  «Жития»  в  своё  произведение,  как  бы  предварял  рассказ  об   «огненном  корабле»,  возносящем  героя   в  «град  солнечный». М.А.Волошин  использует  не  только  символику  «Жития»,  но   и  придает  некоторым  реальным  фактам  символическую  трактовку.  Так,  например,  заключение  Аввакума  в   тюрьму – это  способ  скрыть  от  народа  «огненного»  праведника:

Думали,  погасну,

А  я  молитвам  да  бденьями  свечу,

На  весь  крещеный мир.

В  другом   случае,  костер,  на  котором  сжигают  Аввакума,  становится  символом  огненного  корабля,  увозящего  протопопа   на  небо:

Построен  сруб – соломою  накладен:

Корабль  мой  огненный –

На  родину  мне  ехать.

Как  стал  ногой –

Почуял:  вот  отчалю!

  • Какова роль природы в поэме?

Чем  праведнее  человек,  тем  больше   его  душа   связана  с   жизнью  природы.  Так  и  у  Волошина  картины  природы   служат  не  только  реальным  фоном, на  котором   разворачиваются  злоключения  героя,  но  и  связываются  с   философским  размышлением  о  человеке  вообще:

Три  года  ехали  по  рекам  да  лесам.

Горы  каких  не видано:

Врата,  столпы, палатки, повалуши –

Все богоделанно.

Все  у Христа для  человека  наделано,  но  его же   дни в  суете проходят:

Он  скачет,  что  козел,

Съесть хочет,  яко  змий,

Лукавствует,  как  бес,

И  гневен,  яко Русь.

  1. Подведение итогов

Вся  жизнь  Аввакума  трактуется  поэтом  как  сплошная  цепь  испытаний,  которые  по воле  Бога  переносит  протопоп  с  одной целью:  показать  людям  пример  «неослабного  страдания»  за  Христа и  веру.

  1. Рефлексия.
  • Какие открытия сделали сегодня на уроке?

 

  1. Домашнее задание.

Проанализировать стихотворение М.А.Волошина «Владимирская Богоматерь»