Наставничество по подготовке молодых учителей к профессиональным конкурсам
Наставничество по подготовке молодых учителей
к профессиональным конкурсам
Лейля АХМЕТЗЯНОВА,
методист отдел образования
Апастовского района РТ
Аннотация
Статья посвящена роли современного учителя как профессионала, подчеркивая важность профессионального саморазвития и совершенствования. Внимание акцентируется на участии педагогов в конкурсах профессионального мастерства, рассматривая этот процесс как школу повышения квалификации, особенно значимую для молодых специалистов. Описывается необходимость тщательной подготовки к таким мероприятиям, включающей исследование собственного педагогического опыта, знакомство с новыми технологиями и методами оценки результатов своей деятельности.
Ключевое значение отводится институту наставничества, которое стимулирует профессиональное развитие молодых педагогов, помогая им решать конкурсные задачи, готовить необходимые материалы и осваивать технологии самоанализа. Отмечается двусторонний характер пользы от наставничества: молодые педагоги получают ценный опыт, а наставники повышают собственный профессионализм.
Приводятся данные социологического исследования, согласно которым большинство опрошенных учителей воспринимают участие в конкурсах как дополнительную нагрузку, снижающую мотивацию к развитию. Это подчеркивает значимость разработки эффективных механизмов поддержки молодых педагогов, позволяющих сохранить и укрепить их мотивацию.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, то есть целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин участия в конкурсах профессионального мастерства. Подготовка к профессиональному конкурсу для каждого участника, в особенности для молодых педагогов, является настоящей школой повышения квалификации. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которой педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. И в этом случае эффективным инструментом при подготовке молодых учителей к профессиональным конкурсам может стать наставничество с применением матрицы педагогического успеха, которая способствует быстрой и эффективной передаче социального и профессионального опыта.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Хочется сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника.
Задача наставника – организовать сопровождение на всех этапах подготовки, проведения и анализа участия в конкурсе.
Например, наставник может помочь молодому педагогу:
- показать пути решения задач конкурса;
- помочь подготовить материалы;
- направить усилия молодого коллеги на осмысление и структурирование своего опыта;
- познакомить с технологией самоанализа;
- развить умения, по оценке своих педагогических находок.
По итогам проведенного мною социологического опроса, используя Яндекс диск, выявлено, что из 29 учителей 24 считают участие в профессиональных конкурсах дополнительной нагрузкой, что приводит к снижению уровня положительной мотивации педагога к самосовершенствованию. В результате опроса у 19 учителей выявлены проблемы и сложности, связанные с подготовкой, распределением нагрузки и объективными факторами стресса. Важно добиться сохранения мотивации для работы молодого учителя, а для этого необходимо развивать его компетенции. Развивая компетенции, молодой педагог добьется профессионального и личностного роста, достижения высоких результатов как своих, так и обучающихся, что, несомненно, станет стимулом для дальнейшего роста и развития себя и учеников.
В процессе передачи педагогического опыта от одного поколения к другому наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником. Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволят молодому учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Участие молодого учителя в педагогических конкурсах способствует повышению уровня профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Таким образом, педагогические конкурсы станут результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определённый педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.