Наставничество как важнейший элемент качественной подготовки квалифицированных кадров

Гульнара НУРУЛЛИНА,

методист Центра образования г. Нижнекамска

У всех реформ, которые проходят в образование России имеется конечный пункт исполнителя – учитель. А если дело обстоит так, то педагоги должны «свободно плавать» в океане компетентностей, от которых будет зависеть всё образование современных школ.

Как профессионал, педагог идёт по двум направлениям: самообразование и участие в мероприятиях разного направления, которые касаются повышения квалификации. Для всего этого нужны самые оптимальные условия.

Главным помощником в этом является администрация ОО, педагоги-наставники, методисты, которые показывают слабость и силу намеченного пути, указывают и помогают продумать совокупность конкретных мер по их элиминации.

Принципы наставничества зародились задолго до развития греческой цивилизации. Это был древнейший институт человеческих взаимоотношений. Так, один из синонимов понятия «наставник» – «ментор» уходит своими корнями в древнегреческую мифологию» [1].

Ещё в древние времена люди стали интегрироваться в группы для охоты и проживания и это становилось той опорой выживания, которую поняли Homo sapiens. Именно с тех пор и появился феномен ментора, который учил детей отличать съедобный предмет от несъедобного, показывал, чем на охоте пользоваться можно, а чем недопустимо.

Время шло вперёд, человечество развивалось, и это развитие сильно влияло на жизнь каждого представителя. С начала эволюции начали зарождаться новые профессии, обучиться которым без отточки определённых навыков было невозможно.

Педагогика России всегда выделяла проблему наставничества, уделяя ей особое внимание. К.Д.Ушинский писал: «Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества» и был бы готов к «самостоятельной жизни в обществе» [1].

Сегодня время мэтра затронуло предприятия, государственные службы, учреждения, вузы. Именно в СССР с 1975 г. появились почётный знак «Наставник молодёжи», с 1981 г. – звание «Заслуженный наставник молодёжи РСФСР». Тогда государство чётко знало, что благодаря наставничеству любой сотрудник может быстро повысить свою квалификацию, а те, кто только пришёл в коллектив – быстрее в него влиться.  Именно тогда было заложено сознание, что наставничество является залогом для успешной карьеры [2].

Россия сегодня – площадка дидаскалов с актуальным направлением в образование и профессиональную деятельность. Молодой педагог, приходящий в образовательную организацию после окончания вуза хорошо владеет всеми знаниями по своему предмету, понимает психологию и педагогику, но не всегда успешен в практике. И здесь на помощь приходит педагог-наставник – супервайзер. Их совместная работа – это дуэт, который может существовать только в систематической деятельности, развивая у первого необходимое мастерство и опытность для педагогической активности. Менторинг принесёт больше пользы, если будет представлен в виде своего рода индикта, а не как единовременное мероприятие. Здесь самое главное привить интерес к инициации своих функций как педагога, показать корпоративную культуру учителя.

У специалиста-педагога очень важная миссия. Он должен обладать рядом качеств, работая с молодым специалистом. Должен владеть информацией о достижениях науки; следить за тем, чтобы весь процесс наставнической поддержки был нестандартно созидательным; уметь принимать чужую позицию: не только контролировать активность и действия молодого специалиста, но осуществлять диагностику и анализ, ориентируясь на его персональные особенности, профессионализм и коммуникабельность. Педагог-наставник – образец для подражания. Но здесь главное определиться с типом наставника:  наставник-консультант, или наставник-предметник.

В дивергенции апперцептивных моделей формы «учитель – учитель» могут быть различия в зависимости от надобности самого наставляемого, особенностей той организации, где работает данный «дуэт» и, конечно же, от возможностей ментора. Это могут быть такие взаимодействия, как:

– «новичок – мастер»;

– «зажатый – лидер»;

– «физик – русисту»;

– «современный – опытному»;

– «опытный предметник – неопытному предметнику» [4].

Очень важен аспект посещения уроков: не только со стороны наставителя, но и молодым специалистом урока наставника, с целью изучения его опыта. Все производственные отношения этого дуэта должны содержать обратную связь, чтобы огонёк интереса к профессии не затух.

«Не менее важно самообразование. Здесь акцент педагога основывается на двух целях: исследовательской и практической» [3]. Логос и практика, полученные в общем деле с ментором, благотворны как для молодого специалиста, так и для опытного мэтра, у которого появляется эвентуальность своих навыков и обогащения познаний, ресурсы работы в новом диапазоне.

Результат должен быть долгосрочным, система работы детальна, с чёткой скоординированной целью. Сведущий дидаскал не должен учить, он должен направлять и окрылять подопечного, побуждать мыслить и расширять метакогнитивный опыт своей работы. «Для обеспечения максимальной отдачи нужен путь эволюции, а не революции» [3].

Передача педагогического опыта от одного поколения к другому – это часть обыкновенной жизни педагогов. Наставничество помогает увеличить безупречную квалификацию молодого специалиста, освоить ответственную работу, избежать периода нерешительности, наладить коммуникацию так, чтобы она помогла мотивировать к  самообразованию, раскрывая свою неповторимую субъективность.

Отменный наставник обладает комплектом знаний и реальных навыков, которые генерируют его как «эксперта», который умеет слушать, слышать, взаимодействовать, обладать эмоциональным интеллектом, эмпатией, навыками систематизации и планирования» [4].

«Позади каждого добившегося успеха человека стоит тот, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком является их наставник. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» [1].

Используемая литература

Интернет-источники

  1. https://scientificrussia.ru/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Знак_«Наставник_молодёжи»
  3. https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/01/sbornik_materialov_nastavnik_v_obrazovanii.pdf
  4. https://rosolymp.ru/nastavnichestvo/images/material124.pdf