Музыкальное развитие старших дошкольников с исользованием технологии интеллек-карты 

Зульфия АХМИЕВА,

музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Светлана СМИРНОВА, Елена ОРЛОВА,

воспитатели I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать и я пойму!».

Познакомимся с технологией интеллект-карта – это инновационная технология, позволяющая структурировать информацию, вычленять главное, визуально отобразить взаимосвязь разных фрагментов. Состоит из центральной идеи, нескольких уровней и вспомогательных элементов. Каждая веточка интеллект кары заполнялась детьми постепенно.

Карта может:

– проходить красной линией через всё занятие;

– поэтапно составляться в течение проекта;

– являться итоговой работой (обобщение полученных знаний);

– использоваться во время индивидуальной работы с ребёнком, совместно с родителями и детьми дома (после мастер класса на родительском собрании).

Полезные свойства интеллект-карты:

– наглядность;

– привлекательность;

– запоминаемость,

– своевременность;

– творчество;

– возможность пересмотра.

Интеллектуальная карта – это эффективный, уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Технология основывается на наглядно-образном мышлении ребёнка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности, в том числе и музыкальной.

Интеллект-карта – это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя этот удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.

Технология интеллект-карта в музыкальном образовании детей-дошкольников направлена на решение задач:

– создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект-карты;

– формировать познавательные действия, умение анализировать и обобщать полученные знания;

– способствовать становлению сознания, развитию воображения, любознательности и творческой активности детей;

– расширить представления детей о средствах музыкальной выразительности, их отличительных особенностях и свойствах;

– развивать устную речь ребёнка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

– организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию к образовательному процессу ДУ;

– обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

Внедрение технологии интеллект-карт в музыкальную деятельность дошкольников строится на принципах: доступности, постепенности, систематичности, сознательности и активности, наглядности; прочности, индивидуализации, единства с семьёй и подготовки к обучению в школе.

При составлении интеллект-карты на музыкальных занятиях мы выделяем 3 этапа работы:

1) добыли (на этом этапе учащиеся добывают новые знания из различных источников и разными способами);

2) оформили (дети учатся преобразовывать информацию в форме интеллект-карты);

3) запомнили (подбор ассоциаций к понятиям; достаточно повторить интеллект-карту несколько раз, чтобы перевести учебную информацию в долговременную память).

Технология интеллект-карта универсальна и может быть применена на любом этапе любого занятия. Она позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения.

Составление интеллект-карты по теме «Средства музыкальной выразительности»

Сначала рассказываем детям, что у музыки свой особенный язык – язык звуков. Для создания любого музыкального образа авторы используют средства музыкальной выразительности.

Затем дети анализируют музыкальное произведение с помощью преобразованной информации, отображённой на интеллект-карте. По тексту-шаблону: «Композитор создал музыкальный образ, используя средства музыкальной выразительности».

Мы составили интеллект-карту по теме «Средства музыкальной выразительности на основе мюзикла по удмуртской народной сказке «Красавица берёза», опираясь на музыкальный образ героев – бабушки, дедушки, берёзы. Составляя мюзикл, мы решили расширить музыкальную сказку. Ввели музыкально-сценическое действие деревьев вместе с берёзой с последующим танцем, добавили персонажа зайчика; оркестр с музыкальными инструментами на удмуртскую народную музыку, связав с удмуртскими народными гуляниями, когда дед возвращался от берёзы домой; и танец охотников также на удмуртскую народную музыку.

Центральную тему нашей интеллект-карты мы разделили на несколько ветвей:

– мелодия, как основа музыки, она позволяет понять настроение произведения и понять чувства;

– характер музыки, т.е. музыкальный жанр: марш, песня (колыбельная), танец;

– лад – настроение в музыке (мажор, минор);

– темп, т.е. скорость движения в музыке (медленный, умеренный, быстрый, подвижный);

– регистр – высота звука (низкий, средний, высокий);

– ритм – чередование длинных и коротких нот (ровный и острый);

– динамика – сила звука, громкость звучания (громкие и тихие звуки);

– тембр – окраска музыкального звука. Обсуждаем с детьми, что окраска звуков, в зависимости от конкретного музыкального произведения, бывает красочная, певучая, звонкая, нежная. Подразделили тембр музыкальных звуков на инструменты и голос.

Дети, пользуясь интеллект-картой, называют основные средства музыкальной выразительности и дают им характеристику, соответствующую данному произведению.

Подводя итоги, можно отметить, что использование интеллект-карт позволяет не только выявить первичные представления ребёнка о средствах музыкальной выразительности, но и пополнить их знания, через мобильную интерактивную работу детей, родителей и педагогов.

Литература

  1. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. – Магнитогорск: МаГУ, 2017, 129 с.
  2. https://skazkibasni.com/krasavica-beryoza (Дата посещения: 15.03.2023).
  3. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – с. 12 – 16.