Мой родной край

(Авторская программа краеведческого кружка для учащихся 2 класса)

Елена ГЕРАСИМОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №8-Центра образования Советского района г. Казани

Пропедевтический курс истории играет особую роль в школьном историческом образовании, так как способствует формированию базовых навыков необходимых для освоения предмета. Целью работы учителя является, не только передать знания о прошлом человечества, но и сформировать интерес у учеников к истории, в частности к истории родного края, ознакомив  их с традициями и культурой народа региона в котором ребенок живет.

Концепция программы заключается в необходимости более подробно ознакомить школьника с историей Республики Татарстан. Так как история является одним из предметов изучение, которого стартует в начальной школе. Исторический кружок с тематикой «краеведение» является базисом, наглядно демонстрирующим ученику сопричастность его и его семьи к истории, чем прививает интерес ребенка к истории. Изучение истории своего края так же играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается, прежде всего, с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут. Историческое краеведение играет огромную роль в воспитании чувства гордости и уважения за деяния наших предков.

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Век современных технологий предоставил обществу множество возможностей для  умственного и нравственного развития человека, но также имеется и обратная сторона медали – некоторые дети получают излишний доступ к компьютерным играм, мультфильмам и другим развлечением, в связи, с чем снижается их интерес к окружающему миру, а иногда и уровень воспитанности. В настоящее время к числу наиболее важных вопросов образования относится воспитание духовно-нравственной, образованной личности, патриота своей страны. Подобные воспитательные и образовательные задачи обуславливают актуальность данной программы, так как кружок «Мой родной край» является средством реализации вышеперечисленных задач.

Специфика и целесообразность данного курса обусловлена тем, что при изучении истории России в школе, малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Предлагаемая программа так же является способом внеурочной реализации национально-регионального компонента нового ФГОС НОО.

Факультатив тесно связан и опирается на изучаемую с первого класса дисциплину Окружающий мир, содержащую в себе интегрированные основы естественных и социальных наук.

В результате прохождения программного материала, обучающийся имеет представления о:

– истории и символике своей республики;

– истории г. Казани и других городов республики;

– географическом расположение Республики Татарстан и её городов на карте России;

– традициях, обычаях и праздниках Республики Татарстан.

Знает:

– героев своего края;

– выдающихся учёных Республики Татарстан;

– о том, кто из исторических личностей посещал г. Казань;

– историю своей семьи в особенности в период Великой Отеественной войне.

Умеет:

– критически и логически мыслить, анализировать полученную информацию;

– использовать новые знания в учебной деятельности;

– творчески подходить к решению поставленных перед ним задач, использовать научно-исследовательский подход в учебе;

– четко и ясно изъяснять свои мысли.

Исходя из прогнозируемых результатов, целью прохождения настоящего курса является: ознакомление ученика с историей республики Татарстан, а так же воспитание всесторонне развитой личности, гражданина России, любящего свой народ, свой край и свою Родину.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

образовательные:

– изучить историю республики Татарстан и её городов;

– ознакомить с традициями, обычаями и праздниками родного края;

– рассказать о героях, выдающихся ученных республики, а также известных исторических личностях посетивших г. Казань;

– расширить представления учащихся об истории их семей;

воспитательные:

воспитание в детях чувства общероссийской и национальной идентичности, гражданственности и гражданской ответственности за свои действия и поступки, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

– развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– пробудить интерес к истории своего народа, к своим корням, традициям и образу жизни предков;

– патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему краю;

– способствовать укреплению семейных связей;

развивающие:

– развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

– развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д., развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

– развитие навыков устной и письменной речи, способности четко формулировать свои мысли, умения вести диалог;

– развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

– развитие памяти;

– развитие критического мышления и формирования оценочных суждений;

– развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

В структуре программы кружка встречаются следующие основные разделы: 1. История республики, в которой я живу.

  1. История нашей семьи.
  2. Города республики Татарстан.

Формами организации занятий могут быть: уроки-встречи; уроки-экскурсии по городу, в музеи; туристско-краеведческая деятельность; викторины; конкурсы и др. На занятиях кружка стоит использовать такие виды работ как: решение кроссвордов и ребусов, историческое лото, настольные и ролевые игры, «Лента времени», различные творческие задания и доклады. Учащиеся должны заниматься поисково-исследовательской деятельностью в ходе работы с сообщениями и докладами; использовать при работе над краеведческим материалом атлас.

В ходе прохождения программы, наряду с посещением коллективных занятий ученики должны выполнять внеурочные задания в виде прочтения литературы заданной на дом, подготовки сообщений и докладов, интервьюирования родственников и выполнения творческих заданий. Оценка знаний и умений обучающихся производится в с помощью промежуточных и итоговых тестов, которая включает вопросы по пройденным темам.

Программа краеведческого кружка общим объемом 34 часа изучается в течение академического года.

 

Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 1 1 34

 

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
Вводный урок 1
Символика и географическое положение Республики Татарстан 1
Периоды истории Республики Татарстан 4
Петр I в Казани 1
Екатерина Великая в Казани 1
А.С.Пушкин в Казани 1
Посещение музея Е.А.Боратынского 1
История культуры Республики Татарстан 2
Наука в Республике Татарстан 2
Религии нашего края 1
Традиции, обычаи, праздники нашего края 2
Посещение Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан 1
Моя семья в истории моего края и история моей семьи 1
Герои Великой Отечественной войны из РТ 1
Моя семья в период Великой Отечественной войны в тылу и на фронте 2
Посещение музея социалистического быта 1
Города Республики Татарстан 1
Казань – столица Татарстана 1
Их именами названы улицы Казани 1
Архитектура г. Казани 2
Обзорная экскурсия по Казани 1
Посещение Национального музея РТ 1
Итоговое занятие 4
Общее количество часов 34

 

Содержание уроков

Тема. Вводный урок.

Знакомство с содержанием и структурой нового курса, повторение и обобщение уже имеющихся знаний по предмету история,  выявление уровня знаний учащихся по краеведению, полученных вне школы. Понятие Родина, родной край, республика.

Тема. Символика Республики Татарстан.

Углубление знаний по теме «Государственная символика», разбор терминов: флаг, герб, гимн, географическое положение. Формирование представлений о территории республики, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой РФ и РТ. Крупные города, села, поселки на карте Татарстана.

Практическая работа. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, республику Татарстан

Тема. Периоды истории республики Татарстан (4 занятия)

Формирование представлений о периодах в истории Республики Татарстан. Поверхностное изучение периодов: 1.Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. 2. Казанское царство и Казанская губерния. 3. История Татарстана в XX веке. 4. Татарстан в период Великой Отечественной войне.

Практическая работа. Составление ленты времени, оформление «Уголка истории».

Тема. Пётр I в Казани.

Знакомство с биографией Петра I, датой и целью визита Петра в Казань, срока пребывания в Казани, мест им посещаемых.

Работа с терминами: император, купец, суконная фабрика, адмиралтейство.

Тема. Екатерина Великая в Казани.

Знакомство с биографией Екатерины Великой, датой и целью визита Екатерины II в Казань, срока пребывания в Казани, а так же знакомство с тем как Екатерина охарактеризовала Казань.

Практическая часть. Работа с картой Казани XVIII века, сравнение карты XVIII и XXI века, пополнение уголка истории новой информацией.

Тема. А.С.Пушкин в Казани.

Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина. Разбор Пугачевского восстания, как эпизода истории Российской Империи. Частичное знакомство с биографией Е.А.Баратынского. Датой и целью визита Александра Сергеевича в Казань, срока пребывания в Казани, мест, им посещаемых и встреч, им проведенных.

Практическая часть. Учение наизусть стихотворения А.С.Пушкина.

Тема. Посещение музея Е.А.Баратынского.

Экскурсия в музей Е.А.Баратынского. Изучение биографии Е.А.Баратынского. Экскурс в творчество поэта.

Тема. История культуры Республики Татарстан» (2 занятия)

Знакомство с татарскими народными сказками и легендами. Гульчечек. Шурале. Легенда о башне Сююмбике.

Формирование представления о выдающихся деятелях культуры на разных этапах развития истории Татарстана. Знакомство с биографией и творчеством таких исвезных личностей как Иван Шишкин, Баки Урманче, Г.Тукай, Гаяз Исхаки, Салих Сайдашев, Рустем Яхин, Муса Джалиль и др.

Практическая часть. Театрализация татарских сказок, подготовка докладов.

Тема. Наука в Республике Татарстан.

История развития науке в Республике Татарстан. Казанский университет и его роль в распространение науки. Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани и др.

Практическая  часть. Работа с сообщениями в виде дискуссии о вкладе татарских деятелей в развитии науки.

Тема. Религия нашего края.

Раскрытие особенностей основных религий Республики Татарстан. Экскурс в историю развития религий.

Тема. Традиции, обычаи, праздники нашего края.

Основные национальности, населяющие Республику Татарстан. Русские и татарские национальные традиции и обычаи. Национальные костюмы. Общероссийские праздники. Курбан-байрам. Сабантуй.

Практическая часть. Выполнение рисунков русских и татарских национальных костюмов.

Тема. Посещение Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Экскурсия в музей. Особое внимание уделяется экспозиции «Искусство Татарстана XX века», где представлены коллекции татарского народного декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры и графики.

Тема. Моя семья в истории моего края и история моей семьи.

Ученики представляют свои работы об участии их предков в истории Татарстана, те дети, чьи семьи не внесли большой вклад в развитию истории, готовят сообщения о истории их семьи , опираясь на список вопросов: кем были мои прапрадед, прапрабабушка, прадед, прабабушка, дед, бабушка? Откуда они родом? Что они ил их дети могут рассказать об их жизни? Презентация семейного древа.

Практическая часть. Интервьюирование родственников, составление семейного древа

Тема. Герои Великой Отечественной войны из РТ.

Углубление в тему «Республика Татарстан в период Великой Отечественной войны». Ознакомление с тем, какие герои фронта и тыла Великой Отечественной войны были родом из Республики Татарстан. Какие подвиги и поступки были совершены, и какие награды за это получены? Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Тема. Моя семья в период Великой Отечетвенной войны в тылу и на фронте. (2 занятия)

Изучение детьми вопросов «Какое участие мои родственники приняли Великой Отечественной войне? Были ли они в тылу или на фронте? Что происходило в их семьях в период Великой Отечестенной войны? Встреча с членами семей учащихся ветеранами Великой Отечественной войны.

Практическая часть. Интервьюирование родственников.

Тема. Посещение музея социалистического быта.

Экскурсия. Формирование представление об уровне развития быта в Советском Союзе. Создание целостной картинно о том, как жили их родственники в прошлом, какими предметами обихода пользовались, какие у них были увлечения, интересы и хобби.

Тема. Города Республики Татарстан.

Ознакомление с тем, какие города есть в Республике Татарстан, когда они были образованы, какие эпизоды истории связаны с городами республики? Какова их значимость в истории и в настоящий момент? Какова численность населения городов республики, какой самый большой и самый маленький город по численности населения?

Практическая часть. Работа с картой Республики Татарстан.

Тема. Казань – столица Татарстана.

Изучение истории Казани. Обобщение имеющихся знаний о городе.  Территориальное расположение Казани на карте Татарстана и России. Численность населения, площадь, геральдика, происхождение названия.

Практическая часть. Работа с картами России, Татарстана, Казани в различные исторические периоды.

Тема. Чьим именем названы улицы Казани?

Формирование представлений о том в честь кого названы улицы их биографические данные. Александр Арбузов, Александр Вишневский, Николай Бауман, Юрий Гагарин и др. Можно ли встретить улицы с таким же названием в других городах?

Практическая часть. Работа с картой Казани, подготовка докладов.

Тема. Архитектура г. Казани». (2 занятия)

Памятники архитектуры Казани. Кремль. Петропавловский собор. Александровский пассаж. Дом Кекина. Мечети, церкви и соборы Казани. Старая татарская слобода.

Практическая часть. Работа с картой города, подготовка сообщений, игра «Я – экскурсовод».

Тема. Обзорная экскурсия по Казани.

Закрепление темы «Архитектура Казани»

Тема. Посещение Национального музея РТ.

Закрепление и обобщение пройденных раннее тем по истории Татарстана. Знакомство с экспозициями Национального музея Республики Татарстан.

Тема. Итоговое занятие. (4 занятия)

Промежуточный (межчертвертной) контроль усвоения знаний учащихся в формате игр «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Своя игра».Итоговое занятие в конце курса в виде викторины и контрольного теста.