Мнемотехника и возможность ее применения при обучении иностранному языку

 

Розалина ГАЛЯВЕЕВА,

воспитатель детского сада №177 г. Казани

Мнемотехника – это комплекс приёмов, улучшающих процесс запоминания, в основном путём использования зрительных образов и ассоциаций. Эта методика опирается на использование естественных возможностей человека: воображения, внимания, мышления.

Прежде чем перейти к разделу о влиянии мнемотехники на запоминание, рассмотрим понятие памяти. Память — способность нервной системы воспринимать, хранить информацию и извлекать её для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Она входит в структуру интеллекта. Память включена в общую способность к учению – обучаемость, как необходимое условие для накопления фонда знаний и интеллектуальных умений. Память – это психический процесс, обуславливающий удержание в сознании прошлого опыта в результате запоминания, сохранения и воспроизведения информации человеком. Каждый из процессов памяти несет на себе определенные функции. Если запоминание возникает в процессе восприятия объекта, изображения, содержания учебного материала, вида деятельности, то сохранение и воспроизведение осуществляется с помощью представлений и понятий. Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), прижизненная. Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям. По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание.

Произвольная память – запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий». Именно над произвольной памятью и работают с помощью мнемотехники, благодаря которой процесс произвольного запоминания становится значительно легче. По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую.

Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания, что чаще всего и происходит в процессе обучения. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались и любое отклонение от этого порядка затрудняет воспроизведение информации и приводит учащегося в ступор. Потеряв мысль, он уже не может вернуться к ней.

Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени. Изучение иностранного языка «связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Оно оказывает большое влияние на развитие памяти, так как учащемуся нужно запоминать слова, словосочетания, клишированные выражения, схемы построения высказываний и их употребление в общении. Без определенного “вербального инвентаря”, хранящегося в памяти, пользование изучаемым языком представляется невозможным». Использование современных педагогических технологий, к которым причисляют мнемотехнику, в обучении – это,

во-первых, эффективное средство от однообразия, скуки;

во-вторых, оно способствует развитию учащегося, расширяют его знания, учащийся осознаёт себя членом группы.

Использование современных педагогических технологий, к которым причисляют мнемотехнику, в обучении – это, во-первых, эффективное средство от однообразия, скуки, во-вторых- оно способствует развитию ребенка, расширяют его знания.

Но вернёмся к урокам английского языка в детском саду. Одной из основных проблем при изучении английского языка выступает запоминание слов. Для освоения языка требуется выучить как минимум две-три тысячи слов. Мы полагаем, что лишь использование приёмов мнемотехники при изучении иностранной лексики помогает решить названную выше проблему.

Итак, повторим ещё раз: дословно «мнемотехника» обозначает технику запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» -искусство запоминания. Считается, что слово придумал Пифагор, и произошло оно от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери 9 муз», т.е. мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Считается, что термин «мнемоника» введен, как выше уже сказано, Пифагором Самосским в VI веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно; к ней проявлял интерес Аристотель, обучая данному искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, которая основывалась на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Итак, мнемотехника – это:

– возможность накапливать в памяти большое количество точной информации;

– экономия времени при запоминании сохранения запомненных сведений в памяти;

– мощная тренировка памяти и мышления.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприёмы разгружают информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются непосредственными составляющими интереса ребенка.

Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом и для обучения иностранным языкам. Зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 8 – 9 лет.

Никогда нельзя ставить перед детьми задачу »выучить слова». Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.

Греки обнаружили, что память во многом основана на ассоциациях, иными словами, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. И хотя мы не подозреваем об этом процессе, он продолжается без участия нашего сознания или желания.

В связи с этим было выявлено, что огромную помощь для запоминания новой лексики оказывает метод мнемотехники, которая позволяет педагогу в достаточно легкой, интересной и красочной форме преподнести детям новую тему на английском языке, а в дальнейшем и закрепить по средствам педагога.

Яркая форма иллюстраций, соответствующая возрасту, вызовет у дошкольников интерес к изучению иностранного языка. Во-вторых: метод мнемотехники развивают способность у детей дошкольного возраста мыслить образно и увеличить объём их памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Благодаря чему изучение языка становится качественным и быстрым. Также работа по методу мнемотехники очень удобна в условиях ДОУ. Она позволяет в различных режимных моментах ввести/закрепить разные лексические темы.

Из практики нашей работы хотелось бы представить такие мнемотехнические приемы запоминания, как:

– ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой;

– запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова – чтобы запомнить слова, как, например, «гриб», чтобы запомнить английское слово виноград – grape);

– находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: puppy, cucumber, tomato, cabbage, squash, pepper, carrot, red, orange, yellow, green – запомнить это будет легко, если вы придумаете забавный рассказ, в котором будут присутствовать все предметы для запоминания. Например, «Сказка про овощи».

«Однажды щенок – puppy шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь узнать puppy про жителей чудесного огорода. Сначала puppy увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец cucumber, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор-помидор tomato! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста cabbage, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок squash. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы pepper разных цветов: red, orange, yellow и green. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка carrot. Вот теперь puppy знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ».

В забавном и простом рассказе объединены, как мы видим, все необходимые для запоминания слова. Они представлены в виде имён героев. Далее педагог предлагает воспроизвести рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотехника помогает маленьким детям на занятиях английского языка составлять длинные описательные предложения.

Работа с мнемотаблицами состоит из трёх этапов:

1-й этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2-й этап – осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы;

3-й этап – после перекодирования осуществляется описание, пересказ сказки, рассказа или разучивания стихотворения по заданной теме.

В качестве примера можно взять также тему «Овощи».

Составим описание помидора с опорой на мнемотаблицу.

It is a tomato.

It is a red.

It is round

It is soar

I like tomatoes.

Также приведем пример мнемотаблицы для разучивания стиха:

Potato, tomato,

A carrot and a beet.

All of them are vegetables

That I like to eat.

Кстати, для изображения мнемообразов не нужно иметь талант художника. Можно лишь схематично изобразить информацию. Этого вполне достаточно, чтобы ребенок вспомнил материал, связанный с этими образами.

Как итог, можно еще раз подчеркнуть актуальность данной методики. Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольного возраста зачастую не умеют читать ни на родном языке ни, тем более на иностранном языке и вследствие чего, метод мнемотехники оказывает незаменимую помощь как педагогам в обучении английскому языку, также и маленьким ученикам в самостоятельном изучении иностранного языка. Дети с легкостью распознают слова представленные в мнемокартинках. Весь материал в лэпбуке может меняться, дополняться, обновляться в соответствии с изучаемой темой, так как картинки (таблицы) можно прикреплять на липучки и прятать в конвертики. Можно привлекать родителей для совместного с детьми изготовления наглядности. В процессе работы родители могут выяснять у самих же детей ассоциации, связанные с каким-либо предметом. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Как показывает наша практика, использование данного метода в обучении разговорному английскому языку, заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.